Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвенки. Семья, воспитание и образование

 

Семья ( дюган – «домашние») в прошлом состояла из отца с матерью и нескольких женатых сыновей. Весьма часто в семьях эвенков жили воспитанники, – родственники и не родственники, оставшиеся сиротами. По условиям кочевой жизни жить вместе в течение всего года такому количеству людей было затруднительно, поэтому объединение родственников происходило в основном в весенне-летне-осенний периоды времени. В конце XIX в. средний состав семьи был 5,5 чел. Младшие подчинялись старшим, старики были под опекой молодых. Нетрудоспособную мать обычно брал себе на иждивение младший сын. Люди с большим жизненным опытом независимо от пола пользовались особым уважением.

 

Брак у эвенков был экзогамным, невесту искали в другом роде. Название рода говорило об общем происхождении эвенков. Эти названия у некоторых эвенков стали фамилиями. Существовал запрет на браки между лицами с одним родовым названием на 4-7 поколений. Жен брали в результате войн, обменного брака по сговору родителей и обмена равноценными подарками. Сватали представители третьего рода. Сбор калыма и приданого прежде входил в функцию всего рода. Свадебный обряд состоял из трех частей: одевание невесты и сборы ее каравана; перевоз невесты и ее каравана; приобщение невесты к новой семье путем трехкратного обхода вокруг чума жениха и кормления огня. Обряд свадьбы был заимствован у монголов, бурят, русских.

 

Женщина пользовалась большой свободой и была во многих отношениях равноправна с мужчинами. Однако при переходе в семью мужа женщина должна была соблюдать ряд запретов: не смотреть прямо на старших родственников мужа, не называть их по имени, не прикасаться к их вещам. Женщина в связи с физиологическими особенностями в определенные дни должна была соблюдать ряд запретов. Для родов сооружался специальный чум, помогала роженице опытная женщина или муж. После родов женщина проходила очищение дымом багульника, можжевельника. Новорожденного обтирали заячьей шкуркой и заворачивали в чистую заячью шкурку. Детские колыбели делали из дерева и бересты, они переходили по наследству. В колыбели ребенок не лежал, а полусидел.

 
Колыбель эвенков. Сайт Российского этнографического музея
 

 

С наружной стороны колыбели в магических целях прикрепляли подвески-обереги. Грудного ребенка перевозили в колыбели, навьючив ее на оленя и уравновесив поклажей с другой стороны. Детей постарше перевозили в седлах с высокими луками и привязанными к ним боковыми дощечками. Ребенку давали имя по какому-то событию, случившемуся в природе в момент его рождения, например, Гарпанча – имя мальчика, родившегося во время восхода солнца; Либгэрик – имя девочки, во время рождения которой шел первый мокрый снег. Иногда это было имя-благопожелание. Иногда, чтобы обмануть злого духа, ребенку давали некрасивое имя. В течение жизни имя могло меняться несколько раз.

 

 

Игры

 

Эвенкийское слово эвими означает «играть», а еще «жить», «петь», «танцевать». Эвенки верили, что ребенок близок к верхнему миру духов, откуда прилетела его душа-птичка. Считалось, что поведение маленьких детей и их игры могут предсказывать будущее: если ребенок пускает обильные слюни – его отец придет с охоты с хорошей добычей; если ребенок наклоняется и смотрит между своими ножками – скоро приедут гости. На вопрос о возрасте ребенка родители замечали: «Большой стал, сам играет». Маленькие дети играли в игры, повторяющие взрослую жизнь их родителей. Детям, начавшим говорить, делали игрушки из надкопытных суставов (бабки) диких животных; если одевали их в «одежду» (тряпочки), то бабки становились людьми; для «детей» кукол делали колыбельки; из тальника вырезали маленькие фигурки «оленей» без рогов.

 
Эвенкийская игрушка-олень. Из выставочного альбома Земля у Байкала. История и культура коренных народов Сибири. Иркутский областной краеведческий музей.
 



Миниатюрными, но настоящими луками и стрелами мальчики стреляли в игрушечного «зверя», изображая сценки охоты. В семьях эвенков, в хозяйстве которых было много оленей, любили игру, где изображались сценки из жизни домашних оленей и людей. Такие игры были подражательными.
 

«Гость приехал» ( мата эмэрэн ). Дети устраивали костер из щепочек, вокруг расставляли «хозяев» и «гостей», сделанных из бабок диких копытных животных. Дети разговаривали с воображаемым гостем, во всем подражая взрослым. Игра утверждает в детском сознании принятый у эвенков закон гостеприимства.

 

«В устройство стойбища» (уринчэдерэ) . Дети расставляли на выбранной площадке для игры, которой могла быть небольшая полянка или пространство рядом с чумом, «караван оленей» из маленьких чурочек, «людей» из бабок; вели разговоры и диалоги, воображая, что они, как взрослые, устраивают стойбище на новом месте.

 
 
Детский чум для игр. Наканно, 1930. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей.
 
 
Игрушечное детское седло. Эвенки. Начало 20 в. Из выставочного альбома Земля у Байкала. История и культура коренных народов Сибири. Иркутский областной краеведческий музей
 

 

 

Игрушки ороконы

 

Дети быстро подрастают, ухаживают за маленькими оленятами, помогают доить оленух, ловят рыбу, разводят дымокур. При этом они успевают поиграть. Из веток тальника они вырезают фигурки оленей, которые называются орокон. Ороконов у них много, причём каждый игрушечный олень чем-то отличается от другого.

 
Эвенкийская игрушка-олень. Из выставочного альбома Земля у Байкала. История и культура коренных народов Сибири. Иркутский областной краеведческий музей
 




Игры с деревянными оленятами развивают у детей зрительную память. С их помощью дети учатся считать, развивают художественные навыки, знакомятся с обычаями народа: ороконов нельзя терять, иначе потеряются и настоящие олени из семейного стада. Среди в прошлом немногочисленных эвенкийских игрушек – вырезанные из бересты изображения головы оленя, свистульки, жужжалки. Сегодня большинство эвенкийских детей играют современными игрушками.

 

Познавая мир через слово

 

Взрослые передавали традиции культуры и навыки жизни с помощью сказок, загадок, мифов и различных устных историй. Стать хорошим охотником было заветной мечта каждого эвенкийского мальчишки. Для этого нужно было не только метко стрелять, но и быстро отгадывать загадки: «Кто лучший промышленник (охотник)?» Разгадка: «Ум».
Вопросы в загадках часто ставятся так, будто предметы – это люди. Это неслучайно: эвенки–анимисты оживотворяли весь мир:
«Два мужика спорят: я тебя догоню, я тебя догоню». Разгадка: «Лыжи».
«То что – женщины вокруг озера сидят?» Разгадка: «Зубцы на круглом скребке для выделки кожи».
«Один старичок с белой шапкой?» Разгадка: «Пенек со снегом».
«Старушка встала, небо подпирая?» Разгадка: «Дым».
Дети играли в сказку-диалог двух птичек, который происходил формой передачи знаний, учил всегда находить выход из трудных ситуаций и позитивно смотреть на мир:
– Чиноко, пойдем купаться!
– Утонем!
– А мы за траву схватимся.
– Руки порежем!
– А мы рукавицы наденем.
– Намокнут рукавицы!
– На солнце высушим.
– Затвердеют рукавицы!
– Мы их разомнем.
– Потрескаются!
– Зашьем... и т.д.

 

Другая познавательная игра «Кто чем питается?», или «Что ты ешь?» тоже происходит в форме диалога: ведущий задает вопросы, важные для пополнения знаний ребенка об окружающем его мире, а участники игры дают ответы.
– Олень, олень, что ты ешь?
– Свой корм, ягель (белый олений мох) ем.
– Ну, это твоя еда, это и ешь всегда.
– Лось, лось, что ты ешь?
– Тальник (ветки ивы) ем.
– То и ешь, это твоя еда, и т.д.
Вопросы варьируют:
– Лось, лось, почему тебя называют моты?
– Древесный кустарник ем, потому так называют.

 

Спортивные игры

 

Летом эвенкийские дети охотно играют в подвижные игры, похожие на спортивные состязания взрослых: метание маута (аркан для ловли оленей), стрельба из лука, перетягивание палки или маута, перетягивание на пальцах, борьба.

 

Перетягивание на пальцах ( хунякачалами куркат ). Соревнуются в перетягивании на указательных и средних пальцах. В старину так состязались лучники. У эвенков тетива натягивалась первыми фалангами указательного и среднего пальца (тыльный конец стрелы находится между пальцев). Для подобного хвата очень важна сила среднего пальца, на который падает основная нагрузка.

 

Килакаткат . Игра, схожая с современным гольфом. Играющие должны загнать деревянный мяч в ямку с помощью лопатки с длинной ручкой килакавун. Выигрывал загнавший большее количество раз.

 

Хэтэкэнивкэ . Очерчивается круг, играющие встают вдоль линии. В центре – голящий с арканом (веревкой) в руках, на конце которой привязана связка оленьих копытцев. Голящий вращает аркан на уровне середины голени, его задача – задеть копытцами или арканом играющих, он то ускоряет, то замедляет вращение. Выбывает из игры тот, кого задели. Побеждает последний участник, оставшийся в кругу.

 

Среди сюжетных подвижные игр были, например, такие.

 

Игра «Коршун и утки» (сигачан тадук ныкил). Играющие выстраиваются в затылок друг к другу, держась за талию впереди стоящего. Впереди стоит «утка», за ней «утята», которых она загораживает разведенными в сторону руками. Последний «утенок» держит «кисет коршуна».

 

Играющие кричат: Сигачан, сигачан, каптургас бурурун! – Коршун, коршун, ты потерял свой кисет!

 
Кисет каптурга эвенкийский. Из сборов С.М. Широкогорова. Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)
 



 

После этого коршун старается схватить последнего. Если удалось, участник выбывает.

 

Игра «Олени и волки» (орор тадук долбохик). На расстоянии примерно двадцати метров друг от друга чертят круги. В одном кругу – «олени». Между кругами – водящие-«волки». По команде олени бегут в другой круг, волки стараются их поймать. Пойманные выбывают. Победители – лучшие олени, не пойманные волками.

 

Между игрой и ритуалом

 

В эвенкийской культуре игра – эвин и ритуальные действия были тесно связаны. Некоторые игры детей имели магическое значение. Взрослые посылали детей играть на берег реки, чтобы изменить затянувшуюся плохую погоду на хорошую. Дети, прыгая по камням на одной ноге, держась правой рукой за левое ухо, повторяли:
Солнце, Солнце!
Твои детки плачут,
По каменистой косе скачут,
Камешки считают.
Солнце, свети!

 

Игры на праздниках, или праздник как игра

 

Игры, развлечения устраивались среди эвенков обычно в теплое время года, весной и летом. Как раз в это время сородичи и соседи собирались вместе. Вот тогда и устраивали праздники. На свадьбу готовили много вкусной еды из мяса и рыбы, надевали лучшую одежду. Невеста привозила с собой приданое: покрышки для чума, вьючные сумы, коврики-кумаланы, одежду, постель, оленьи седла, приводила оленей. Приданое выставляли на всеобщее обозрение. После совершения необходимых обрядов начиналось пиршество, после которого молодежь устраивала танцы, игры, состязания в стрельбе из лука, борьбе, беге.

 

Образование.

 

Дети оседлых эвенков, дети-сироты, жившие вблизи приисков или русских поселений, посещали русские начальные школы. До революции лишь единицам удавалось получить образование. Таковой была эвенкийка Павла Афанасьева. Распространению образования у эвенков препятствовал кочевой характер их жизни. Первые эвенкийские буквари, учебники были созданы в 1930-е годы Г.М. Василевич. В основу эвенкийской письменности был положен непский диалект южного наречия. С середины 1950-х гг. эвенкийский литературный язык было решено развивать на основе полигусовского говора подкаменно-тунгусского диалекта.

 

В 1930 г. в Эвенкии было всего три начальные школы. Дети обучались в поселковых школах-интернатах, в отрыве от родителей. Распространение грамотности, формирование национальной интеллигенции произошло за счет перехода на русский язык, постпепенного забвения частью эвенков своего языка и культуры. В настоящее время эвенкийский язык в районах проживания эвенков преподается как факультатив или на него отводится 1-2 часа в неделю. Преподавание языка зависит от наличия учителя и учебных пособий. С 1990 г. в Тындинском районе Амурской области возникла первая кочевая школа. Учителем кочевого класса была педагог, эвенкийка Галина Сергеевна Николаева, которая ездила по оленеводческим бригадам, проводила занятия по программам. В настоящее время Йенгринском районе Якутии, в Амурской области, в Эвенкийском МР работают малокомплектные кочевые школы, где до 4 класса обучаются дети охотников-оленеводов. Число детей не превышает 4-6 человек. Отмечается, что они лучше знают родной язык, навыки таежной жизни, и, возможно, они продолжат традиции своих родителей.

 
Дети-эвенки обучаются в кочевой школе