Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвенки. Искусство, промыслы и ремесла

 

Эстетической основой декоративно-прикладного искусства эвенков стала природа, тайга, весь окружающий мир. Эвенкийские женщины прекрасно умели выделывать кожу, шить из нее различные вещи, украшать их. Мужчины изготавливали домашнюю утварь, различные металлические изделия, средства передвижения.

 

Многие предметы обихода, утварь, вьючные сумки,лодки-берестянки, колыбели, покрытия на жилище эвенки делали предметы из березовой коры, причем они владели техникой ее сшивания.

 

В отделке одежды мастерицы использовали подшейный волос оленя белый и крашеный, бисер разных цветов, ровдужную бахрому, полоски ткани разных цветов, различные металлические украшения. Зимнюю одежду отделывают меховой мозаикой. Богато украшают эвенки и праздничную оленью упряжь. Коврики-кумаланы обычно служили покрытиями вьюков, но их использовали и в быту, причем форма кумаланов различалась у разных групп эвенков. Кумаланы делают из двух шкур с головы оленя или лося. Этот предмет бытует у кочевых эвенков и сегодня и стал одним из видимых символов их культуры.

 
Кондаков В.П. Древний кумалан. Гобелен. Из личного архива В. П. Кондакова



 

Женские коробки для рукоделия называются авса (западные эвенки), муручун (восточные эвенки). Они различаются формой основания – квадратной/прямоугольной (зап.) или круглой (вост.). Основание делают из бересты или тонкой деревянной доски, сверху обтягивают ровдугой и украшают разноцветными полосками ткани, бисером, швом из подшейного волоса, рисунками, ровдужными кистями.

 
Круглая женская коробка муручун. 7008. Амурский Областной краеведческий музей. Фото из интернета.



Восточные эвенки делали сумки-портфели из бересты и орнаментировали. Орнамент наносили практически на все предметы быта и одежду, он служил украшением и одновременно оберегом и был социальным знаком, указывал на принадлежность к определенному роду.



 
Сумочка эвенкийская. Иркутский областной краеведческий музей. Из выставочного альбома Земля у Байкала. История и культура коренных народов Сибири.



 

Г.М. Василевич отметила, что для западных эвенков характерен бисерный орнамент, а на востоке распространена вышивка шелковыми нитками. На западе мотивы орнамента геометрические, а на востоке – растительные. Неодинаков подбор цветов. В эвенкийских орнаментах в символической форме воссозданы рога оленей, ушки зверьков, лапки птиц, ветви деревьев. Одним из способов нанесения орнамента на мелкие сумочки было выдавливание рисунка кончиком оленьего копытца с последующей окраской. В качестве красителей использовали охру, природные черную, синюю краски. Деревянные луки вьючных седел восточные эвенки делали из комля березы, лиственницы и украшали вырезным геометрическим и растительным орнаментом по окрашенному дереву.

 

В настоящее время произошло возрождение народного искусства и промыслов в Эвенкии, Якутии, Амурской области, других регионах проживания эвенков. Передача традиций происходит в семьях, этнокультурных центрах, через сеть интернет. Этому способствует проведение традиционных праздников, этнокультурных фестивалей разных уровней, конкурсы мастериц, конкурс Мисс Арктики, выставки национальной одежды и др. В Тындинском районе на семинаре-практикуме «Самоцветы Севера» проводятся презентации мастериц, мастер-классы по изготовлению национальной одежды, обуви. Так, на выставке-ярмарке ДПИ в рамках Межрегионального молодежного фестиваля коренных малочисленных народов Дальнего Востока «Улгэг Го» в Хабаровске мастерицы из Тындинского и Зейского районов Амурской области – Елена Максименко и Елена Исакова представили замечательные коллекции национального эвенкийского костюма.


Государство и добывающие компании поддерживают это направление развития культуры северных народов. Кроме традиционных изделий, молодые мастерицы пробуют себя и в других техниках.

 
Искусство эвеков в современном исполнении