Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Эвенки. Транспортная доступность

 

Несмотря на то, что территории проживания эвенков охватывают несколько субъектов Российской Федерации, в целом для этих регионов характерно слабое развитие транспортной инфраструктуры с авиатранспортом как единственным круглогодичным способом сообщения и широким использованием водного транспорта в период навигации.
Ввиду удаленного географического положения транспортная инфраструктура г. Дудинки и всего муниципального района развита слабо. В период летней навигации доступен водный путь по Енисею, соединяющий Дудинку с Красноярском. В зимнее время года (октябрь – май) безальтернативным для соединения с административным центром края является авиатранспорт. Зимой между населенными пунктами МО «город Дудинка» транспортное сообщение осуществляется по зимникам. Железнодорожное и автомобильное сообщение с населенными пунктами, расположенными за пределами Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, отсутствует. Основной объём внешних связей муниципального образования, а также значительная часть местных перевозок воздушным транспортом осуществляется через инфраструктуру, расположенную на территории городского округа город Норильск (аэропорты «Норильск», «Снежногорск» и «Валёк»).


Село Хатанга является транспортным узлом муниципального образования «Сельское поселение Хатанга», и одним из трёх транспортных узлов муниципального района. На село приходится подавляющая часть оборота воздушного и автомобильного транспорта поселения и весь оборот морского транспорта. Доставка грузов для обеспечения села и сельских населённых пунктов поселения осуществляется в рамках Северного завоза в период летней навигации.
Транспортная инфраструктура территорий проживания эвенков в Республике Саха (Якутия) характеризуется преобладание сезонности нагрузки путей сообщения. В зимнее время преобладает авиатранспорт (вертолеты, малая авиация) и оборудованные зимники. В летнее время, в населенных пунктах, расположенных вдоль или неподалеку от рек развит водный транспорт и также авиатранспорт. Исключение составляют территории городов Якутск, Нерюнгри и городского поселения Тикси. Данные пункты расположены на важных для региона магистральных путях сообщения, через Якутск проходят автодороги федерального значения, Нерюнгри – узловой пункт Амуро-Якутской ж/д магистрали, Тикси имеет морской порт.


Транспортная инфраструктура территорий проживания эвенков в Хабаровском крае характеризуется большой удаленностью населенных пунктов друг от друга и низкой обеспеченностью дорогами, в том числе поселкового значения. Основными видами транспорта являются авиатранспорт (вертолеты, малая авиация) и водный транспорт (речной и морской). Исключение составляет город Хабаровск, который является транспортным узлом коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья (ЖД транспорт, развитая система автодорог и авиационного сообщения).

 
Республика Саха (Якутия)
Населенный пункт Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.
г. Якутск Городской округ «город Якутск» расположен в долине Туймаада на левом берегу реки Лена, в среднем ее течении и является столицей Республики Саха (Якутия). Общая площадь городского округа "город Якутск" составляет 3,6 тыс. кв. км.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы городского округа "город Якутск". В настоящее время протяженность дорог общего пользования на территории городского округа «город Якутск» составляет 652,89 км.
Через городской округ "город Якутск» проходят три федеральные магистральные автодороги:

«Лена», связывающая городской округ "город Якутск" с южными районами Республики Саха (Якутия) и Амурской областью;
«Колыма», связывающая городской округ "город Якутск" с заречными и восточными районами Республики Саха (Якутия) и Магаданской областью;
«Вилюй», связывающая городской округ "город Якутск" с вилюйскими и западными районами Республики Саха (Якутия).
И две дороги республиканского значения, обеспечивающие автомобильное сообщение с Хангаласским и Намским районами Республики Саха (Якутия).
С учетом автозимников и паромных переправ Якутск имеет автомобильное сообщение со всеми районами Республики Саха (Якутия).
Центральная Якутия с 27 июля 2019 года стала полноценно подключена к общей пассажирской сети железных дорог России. Первый регулярный пассажирский поезд пришёл на берега реки Лены в её среднем течении, почти напротив Якутска – на станцию Нижний Бестях. Речные перевозки в городском округе "город Якутск" функционируют на базе грузопассажирского порта города Якутска, расположенного в северной части города, вдоль протоки «Городская». Порт осуществляет погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов и пассажирские перевозки. Общая длина причального фронта составляет 1 100 м.
Пассажирские перевозки осуществляются с такими населенными пунктами республики как Хандыга, Олекминск, Сангар, Жиганск, Исит и Тикси.
В настоящее время водный транспорт осуществляет перевозку основной массы грузов межрегионального обмена от перевалочных баз Осетровского транспортного узла до внутриреспубликанских портопунктов и пристаней (создание запасов и резервов ресурсов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования экономики республики), а также перевозку массовых грузов внутриреспубликанского производства (нефть, нефтепродукты, лес, уголь, строительные материалы).
В городе действуют два аэропорта: "Якутск" (основной; осуществляет внутренние республиканские, российские и международные рейсы) и "Маган" (запасной; расположен в одноименном пригородном поселке).
Аэропорт "Маган" имеет искусственные взлетно-посадочные полосы, аэропорт "Якутск" один из 9 аэропортов республики, имеющих искусственные взлетно-посадочные полосы.
Аэропорт "Якутск" является важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), соединяющим все удаленные районы со столицей республики, и обеспечивает связность сети с центральными регионами России.
Основными направлениями в работе аэропорта "Якутск" являются обеспечение безопасности и регулярности полетов, наземного обслуживания воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Сельское поселение Беллетский эвенкийский национальный наслег
Село Хатыстыр Расположено на правом берегу реки Алдан, в 60 км к северу от райцентра города Алдана.
Единственный вид транспорта - автозимник.
Отсутствует Нет данных Существует речное сообщение.
Село Угоян Расположен на левом берегу реки Алдан, в 110 км к северу от райцентра города Алдана. Единственный вид транспорта - автозимник. Отсутствует Нет данных Существует речное сообщение.
Сельское поселение Национальный наслег Анамы
Село Кутана СП «Кутанинский наслег» входит состав труднодоступных наслегов, расстояние от центра с. Сунтар до с. Кутана составляет 79 км. наземного пути. Связь села Кутана с улусным центром и другими населенными пунктами осуществляется автотранспортом. Через территорию СП «Кутанинский наслег» проходит трасса федерального значения «Вилюй» с протяженностью 35,7 км. Отсутствует Есть авиационная площадка. Нет данных
Саскылахский национальный наслег
Село Саскылах Основной артерией является автозимник «Анабар», который проходит через все населенные пункты района. На него возложена ключевая роль в жизнеобеспечении района, обеспечивающая внутрирайонные перевозки груза и сезонный завоз грузов из-за его пределов.
Движение по автозимнику сопряжено с угрозами жизни и здоровью людей, высок риск порчи и потери груза.
В селе имеется только одна внешняя автомобильная дорога, связывающая село Саскылах и авиа-порт протяженностью – 3 км.
Отсутствует Аэропорт «Саскылах» Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» занимается обслуживанием внутриулусных и межулусных перевозок (коммерческое обслуживание пассажиров, обработка грузов и почты, обеспечение вылетов воздушных судов, оперативно-техническое обслуживание судов), осуществляет работы с использованием авиалинии спецприменения.
Аэропорт «Саскылах» принимает регулярные рейсы, связывающие с городами Якутск, Мирный, Удачный на самолетах Ан-24, осуществляет грузовые перевозки на самолетах Ан-12, Ан-26, вертолетах – МИ-8.
Аэропорт имеет в своей структуре авиаплощадку со своей электростанцией - 5 00 квт для снабжения основного производства.
В низовье р. Анабар, в 180 км. от с. Саскылах, находится с. Юрюнг-Хая, который является перевалочно-распределительным узлом всех грузов, которые поставляются морским путем из п. Тикси.
Навигационный период у села Саскылах продолжается около 114 дней.
Судоходство осуществляется по всей реке, а по ее притоку М. Куонапка до с. Джилинда Оленекского улуса.
Муниципальное образование «Поселок Тикси»
Городское поселение Поселок Тикси Расположен на западном берегу залива Булункан, бухты Тикси моря Лаптевых. Расстояния до ближайших населенных пунктов Булунского улуса: с. Быков-Мыс - 35 км., с. Кюсюр – 120 км., с. Найба – 120 км.
Связь райцентра с населенными пунктами осуществляется через автозимники зимой.
Отсутствует ФГУП «Аэропорт Тикси» - аэропорт федерального значения. Аэропорт Тикси (класс Б) является аэродромом совместного базирования воздушных судов Управления дальней авиацией Верховного главнокомандования и гражданских самолетов Министерства транспорта РФ, обеспечивает вылеты всех типов воздушных судов от ИЛ-76 и классом ниже на воздушных перевозках в направлениях на Москву и Якутск и обслуживает полеты вертолетов МИ-8 на авиационных сообщениях внутри Булунского улуса.
Аэродром обслуживает более 2 тысяч самолетов в год, выполняющих полеты по кроссполярным маршрутам. С 2007 года возобновлены регулярные полеты самолетов стратегической авиации России, которые используют аэродром «Тикси» для дозаправки.
Взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 2750 м. позволяет принимать их круглый год (технические показатели взлетно-посадочной полосы: 2750*59м+концевая полоса безопасности 250*59 м).
Межулусное авиационное обслуживание выполняется 4 раза в неделю ОАО АК «Якутия», ОАО АК «Полярные авиалинии». Внутриулусные авиаперевозки выполняются на вертолете Ми-8 авиакомпанией «Полярные авиалинии».
ОАО «Морской порт «Тикси»» в заливе Булункан моря Лаптевых - единственный в республике морской порт. Период летней навигации проходит с августа по сентябрь. Производственные мощности морского порта при вводе в эксплуатацию были рассчитаны на переработку до 600 тыс. тонн грузов. Объем грузооборота неуклонно снижался и в последнее время через порт следуют только грузы местных получателей - продовольствие и стройматериалы.
Сельское поселение Булунский национальный (эвенкийский) наслег
Село Кюсюр Расположено на северо-западе республики, на правом берегу реки Лена. На юге граничит с Сихтякским наслегом, на северо-востоке с п. Тикси, на северо-западе с Тюмятинским наслегом Булунского улуса. Расстояние от г. Якутска 1700 км. Водным путем, от райцентра п. Тикси 300 км. Водным путем, 180 км. Наземным путем. Единственный вид транспорта в зимнее время вертолет и автозимник. Отсутствует Имеется вертолетная площадка и взлетно-посадочная полоса. В летний период сообщения междуцентром улуса осуществляются водным путём. Теплоход Якутск-Кюсюр-Тикси.
Сельское поселение Быковский национальный (эвенкийский) наслег
Село Быковский Расположен за Северным полярным кругом на мысе Быковский, в 80 км к северу от райцентра поселка Тикси.
Транспортная схема наслега такова, что отсутствует сеть грунтовых дорог, связывающих наслег с центром улуса.
Зимой сообщение между центром улуса осуществляется автотранспортным путем (по зимнику).
Отсутствует Имеется вертолетная площадка, которая требует ремонта. В летний период сообщения между центром улуса осуществляются только водным путём.
Сельское поселение Сиктяхский наслег
Село Сиктях Административный центр поселения – с. Сиктях - расположен на расстоянии 410 км от районного центра — п. Тикси и связан с ним по автозимнику. Общая протяженность улично-дорожной сети на расчетный срок в пределах сельской границы составляет 5,4 км. Отсутствует Имеется вертолетная площадка севернее села, возле берега реки Лена. В летнее время основной магистралью для снабжения села является река Лена.
Сельское поселение Тюметинский наслег
Село Таймылыр Расположен на территории традиционного природопользования - в дельте р. Оленек. Транспортная связь с центром Булунского улуса и другими населенными пунктами осуществляется автотранспортом зимниками в зимнее время. Расстояние до центра поселка Тикси составляет 271 км по зимнику местного значения. Грунтовые автомобильные дороги отсутствуют. Отсутствует В летний период сообщение с улусным центром, посёлком Тикси, осуществляется воздушным путём. На северной стороне села за пределами границы населенного пункта имеется вертолетная площадка. В период весеннего половодья функционирует вторая вертолетная площадка, на западной части села, также за пределами населенного пункта. Нет данных
Сельское поселение Кыстатыам
Село Кыстатыам Село расположено на севере региона, на центральноякутской низменности, по берегу реки Кыстатыамка, вблизи её впадения в р. Лену. Расстояние до улусного центра - села Жиганск – 62 км.
Зимой транспортная связь осуществляется по автозимнику, через реку Лена.
Отсутствует Воздушный транспорт функционирует круглый год. Имеется грунтовая полоса для приема самолетов малой авиации. Летом связь осуществляется речным транспортом по реке Кыстатыамка, далее по реке Лена.
Сельское поселение Жиганский эвенкийский национальный наслег
Село Жиганск Удаленность Жиганского района от г. Якутска составляет наземным путем 754 км, водным путем 764 км, воздушным путем 610 км. Район относится к зоне с ограниченной транспортной доступностью, в районе отсутствует всесезонная транспортная сеть автодорог.
с.Жиганск расположено севернее полярного круга на левом обрывистом берегу
реки Лена.. Территория села представляет собой равнинную поверхность надпойменной
террасы р.Лена с заметным уклоном на восток северо-восток.
Отсутствует Аэропорт Жиганск — региональный аэропорт, расположен в 2 км к северу от посёлка Жиганск в Якутии. Обеспечивает регулярное сообщение с региональным центром — Якутском, а также вертолётное сообщение с другими труднодоступными населёнными пунктами Жиганского улуса. Водный транспорт Жиганского района представлен 9 единицами судов ФГУ «Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства».
Мирнинский муниципальный район
  По территории Мирнинского района проходят:
Республиканская автодорога общего пользования «Анабар» протяженностью 587, 5 км., в т.ч. 562,3 км. с твердым покрытием, из них 3 км. с усовершенствованным покрытием. Участок с асфальтовым покрытием проходит по территории г. Мирного.
Федеральная автодорога общего пользования «Вилюй» протяженностью 351,4 км., в т.ч. с твердым покрытием 159,03 км. 192, 3 км. – участок федерального автозимника с.Тас- Юрях – Верхне-Марково Иркутской области.
Автомобильные дороги МО «Мирнинский район» РС (Я), прилегающие к федеральной и республиканской автодорогам, связывающие их с населенными пунктами района отражены в таблице 1. Всего 137,46 км. На территории Мирнинского района расположено 9 Муниципальных образований поселений, 8 из них обеспечены между собой дорогами только с грунтовым покрытием, одно поселение с. Сюльдюкар связано с районным центром автозимником.
Все дороги имеют значительную степень износа, отсутствует круглогодичная автомобильная связь с автомобильными дорогами общего пользования других регионов.
Отсутствует Действуют аэропорты в Мирном и Полярном. В 2008 году аэропорт Мирный стал аэропортом федерального значения. Кроме этого, в состав Мирнинского авиапредприятия входят два летных отряда, 1 аэропорт регионального значения, 5 аэропортов местных воздушных линий и ряд посадочных площадок (две из которых крупные), агентство воздушных сообщений. Нет данных
Городское поселение Город Нерюнгри
Город Нерюнгри Город расположен на правом берегу реки Чульман, в 70 км. От ее впадения в реку Тимптон. Расстояние до Якутска: наземным путем – 818 км., воздушным 670 км. Автомобилизация оценивается как высокая. Направлениями пригородного автобусного сообщения являются: Иенгра, Беркакит, Хатыми, Чульман, Серебрянный Бор и.др. Железнодорожное сообщение обеспеченно Амуро-Якутской магистралью. На территории города располагаются три ж/д станции. Федеральный аэропорт двойного назначения в 8 км от посёлка Чульман в Якутии и в 40 км от города Нерюнгри. Обеспечивает регулярное авиасообщение с Якутском, Красноярском, Иркутском, Новосибирском, Москвой, Симферополем, а также с райцентрами соседних районов. Нет данных
Сельское поселение Село Иенгра
Село Иенгра Расположено на левом берегу одноимённой реки, примерно в 51 км от районного центра — города Нерюнгри.
Важную роль в жизни населенного пункта играет автомобильный транспорт,
которым осуществляется грузовые и пассажирские перевозки. В наслеге имеется
маршрутный автобус, на котором регулярно осуществляется перевозка
пассажиров до районного центра.
Расстояние до районного центра г. Нерюнгри 63 км, до ближайшего
населенного пункта п. Золотинка расстояние 7 км.
На территории поселения проходят линейные объекты федерального значения: федеральная автодорога М56 «Лена» Невер-Якутск, протяженностью около 90 км; нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», протяженностью около 90 км.
На территории поселения проходят линейные объекты федерального значения: - железная дорога «Тында – Томмот - Якутск», протяженностью около 90 км. Из аэропорта Нерюнгри осуществляются вылеты в Якутск, Москву,
Хабаровск, Новосибирск.
Нет данных
Сельское поселение Тянский национальный наслег
Село Тяня Село находится в юго-западной части Якутии, преимущественно на левом берегу реки Тээнэ, на расстоянии примерно 150 километров (по прямой) к юго-юго-западу (SSW) от города Олёкминска, административного центра района. Функционирует зимник. Отсутствует Сообщение с районным центром производится воздушными путями, в период распутицы (май, октябрь - декабрь). Сообщение с районным центром водным (период навигации с мая по октябрь).
Сельское поселение Жилиндинский национальный наслег
Село Жилинда Расположено за Северным полярным кругом, на левом берегу реки Малая Куонамка, в 260 км к северо-востоку от райцентра села Оленек.
Внешняя связь села осуществляется круглогодично воздушным транспортом и в зависимости от времени года - речным и автомобильным транспортом (автозимник).
Отсутствует Межрайонные и внутрирайонные авиаперевозки осуществляются с аэропорта «Оленек», основанного в районном центре, селе Оленек в 1950 г.
Сегодня аэропорт «Оленек» входит в состав Мирнинского авиаотряда. У аэропорта две приписные площадки в селе Жилинда и селе Эйик.
Аэропорт «Оленек» принимает регулярные рейсы, связывающие с городами Якутск, Мирный, Удачный на самолетах Ан-2, Ан-26, Ан-28, Ан-30, ЯК-40, Ми-8, Ан-12.
Воздушным транспортом жители сел могут пользоваться круглогодично, но из-за дороговизны авиабилетов жители сел, как только встанет автозимник пользуются автомобильным транспортом.
В низовье р. Анабар, в 180 км. от с. Жилинда, находится с. Урюнг-Хая, который является перевалочно-распределительным узлом всех грузов, которые поставляются морским путем из п. Тикси.
Навигационный период у села Жилинда продолжается около 114 дней.
Сельское поселение Кирбейский национальный наслег
Село Харыялах Внешняя связь является входным пунктом автотранспортного движения по автозимнику Удачный-Оленек. Имеется пункт Мирнинского автодорожного управления (МУАД). В с. Харыялах протяженность ведомственных и частных дорог составляет 2 км., в т.ч. с твердым покрытием - 2 км.
Имеется транспортная связь с улусным центром Оленек: летом – речной в мае – сентябре, зимой автотранспортом в ноябре – апреле.
Отсутствует Имеется вертолетная площадка. Нет данных
Сельское поселение Шологонский национальный наслег
Село Эйик Село Эйик является самым отдаленным наслегом от районного центра. Самым близким районом по географического месторасположению является Нюрбинский район. В зимний период через Накын работает автозимник. Население имеет возможность напрямую ездить через Нюрбинский район в г. Якутск. Отсутствует В летний период население пользуется воздушным транспортом. Имеется возможность вылета в с.Оленек, г. Удачный и совершать прямой рейс в г. Нюрба. В наличии авиационная площадка для АН-2, МИ-8. Отсутствует
Сельское поселение Оленекский национальный наслег
Село Оленек Административный центр Оленекского эвенкийского национального района Якутии. Село расположено за Северным полярным кругом, на левом берегу реки Оленек.
Важнейшим видом транспорта является автомобильный, осуществляющий большую часть перевозок пассажиров и грузов. В зимнее время поселок имеет выход через автозимник на г. Удачный - Айхал в южном направлении и с. ДОленек –Саскылах - Юрюнг-Хая в северном направлении.
В черте поселка нет автодорог федерального и республиканского значения. Протяженность дорог местного значения в пределах границ поселения составляет 150 км.
Отсутствует Основным видом транспорта является воздушный транспорт, соединяющий поселок с г. Якутском. Пассажирские авиаперевозки осуществляются самолетами АН-24 с периодичностью два раза в неделю. Оленек не является судоходной рекой и в связи с этим речной транспорт представлен лишь частными маломерными судами, служащими связью между с. Оленек и с. Харыялах в летнее время.
Городское поселение Поселок Усть-Мая Особенности расположения Усть-Майского улуса связаны, с одной стороны, с климатическими и географическими факторами, такими как значительная зональная дифференциация, низкая плотность населения и труднодоступность населенных пунктов.
Общая протяженность автомобильных дорог улуса составляет 1102 км, из них протяженность дорог регионального значения составляет 54% от общей,а на долю дорог местного значения приходится 46 %. Каждый год с конца октября на территории района прокладываются автозимники. Учитывая, что продолжительность зимнего периода в центральной Якутии около семи месяцев, а в Арктических районах и все восемь, срок действия большей частью начинается в декабре и заканчивается в конце апреля, а в арктических улусах в мае.
На автозимниках отсутствуют дорожно-ремонтные предприятия (ДРП), что приводит к ухудшению качественного устройства и содержания автозимников и снижению по ним безопасного транспортного сообщения.
Отсутствует «Аэропорт Усть-Мая» является филиалом ФКП «Аэропорты Севера» находится в с. Петоропавловск, имеет прямую связь со столицей Республики Саха (Якутия) г.Якутск в весенне-летний период.
Основная задача - обслуживание пассажиров, багажа, почты, грузов. Тариф на перевозку пассажиров с. Усть-Мая – Якутск.
Водный транспорт представлен речным транспортом, осуществляющим перевозки по основной реке Алдан, а также по ее судоходным притокам.
На реке Алдан на участке, проходящем по территории улуса, находятся 8 пристаней в населенных пунктах: п. Усть-Мая, п. Эльдикан, с. Кюпцы, с. Эжанцы, с. Усть-Миль, с. Усть-Юдома, с. Белькачи, с. Петропавловск.
В период навигации по судоходным рекам в улус завозится 100 тыс.т грузов, в том числе 60 тонн угля, 30 тн нефтепродуктов. Пассажирский транспорт представлен моторными лодками, находящимися в частной собственности, и теплоходом «Полесье», осуществляющим маршрут «Усть-Мая – Хандыга».
Сельское поселение Кюпский национальный наслег
Село Кюпцы Село расположено в 84 км к северо-востоку от улусного центра (п. Усть-Мая), расстояние до ближайшего населенного пункта (с. Эльдикан) - 18 км. Транспортная связь с. Кюпцы с районным центром и другими населенными пунктами, а также с г. Якутском круглогодично осуществляется автомобильным и речным транспортом Отсутствует Сообщение воздушным транспортом с имеющейся в селе авиаплощадкой, способной принимать самолеты типа АН-24 и вертолеты МИ-8, осуществляется круглогодично. В летний период курсирует речной транспорт по р. Алдан.
Сельское поселение Эжанский национальный наслег
Село Эжанцы Село в Усть-Майском улусе Якутии, центр Эжанского национального наслега. Расположено на правом берегу реки Алдан, в 60 км к востоку от райцентра поселка Усть-Маи. Автомобильное сообщение круглогодичное. Отсутствует Транспортная связь с. Эжанцы районным центром и другими населенными пунктами, а также с г. Якутском круглогодично осуществляется автомобильным и воздушным транспортом с имеющейся в селе авиаплощадкой способной принимать самолеты типа АН-24 и вертолеты МИ-8. В летний период курсирует речной транспорт по р. Алданю.
Сельское поселение Петропавловский национальный наслег
Село Петропавловск Село Петропавловск расположено в 7 км. от улусного центра. Отсутствует «Аэропорт Усть-Мая» является филиалом ФКП «Аэропорты Севера» находится в с. Петоропавловск, имеет прямую связь со столицей Республики Саха (Якутия) г.Якутск в весенне-летний период.
Основная задача - обслуживание пассажиров, багажа, почты, грузов. Тариф на перевозку пассажиров с. Усть-Мая – Якутск.
Водный транспорт представлен речным транспортом, осуществляющим перевозки по основной реке Алдан, а также по ее судоходным притокам.
На реке Алдан на участке, проходящем по территории улуса, находятся 8 пристаней в населенных пунктах: п. Усть-Мая, п. Эльдикан, с. Кюпцы, с. Эжанцы, с. Усть-Миль, с. Усть-Юдома, с. Белькачи, с. Петропавловск.
В период навигации по судоходным рекам в улус завозится 100 тыс.т грузов, в том числе 60 тонн угля, 30 тн нефтепродуктов. Пассажирский транспорт представлен моторными лодками, находящимися в частной собственности, и теплоходом «Полесье», осуществляющим маршрут «Усть-Мая – Хандыга».
Сельское поселение Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег
Село Саскылах Основной артерией является автозимник «Анабар», который проходит через все населенные пункты района. На него возложена ключевая роль в жизнеобеспечении района, обеспечивающая внутрирайонные перевозки груза и сезонный завоз грузов из-за его пределов.
Движение по автозимнику сопряжено с угрозами жизни и здоровью людей, высок риск порчи и потери груза.
В селе имеется только одна внешняя автомобильная дорога, связывающая село Саскылах и авиа-порт протяженностью – 3 км.
Отсутствует Аэропорт «Саскылах» Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» занимается обслуживанием внутриулусных и межулусных перевозок (коммерческое обслуживание пассажиров, обработка грузов и почты, обеспечение вылетов воздушных судов, оперативно-техническое обслуживание судов), осуществляет работы с использованием авиалинии спецприменения.
Аэропорт «Саскылах» принимает регулярные рейсы, связывающие с городами Якутск, Мирный, Удачный на самолетах Ан-24, осуществляет грузовые перевозки на самолетах Ан-12, Ан-26, вертолетах – МИ-8.
Аэропорт имеет в своей структуре авиаплощадку со своей электростанцией - 5 00 квт для снабжения основного производства.
В низовье р. Анабар, в 180 км. от с. Саскылах, находится с. Юрюнг-Хая, который является перевалочно-распределительным узлом всех грузов, которые поставляются морским путем из п. Тикси.
Навигационный период у села Саскылах продолжается около 114 дней.
Судоходство осуществляется по всей реке, а по ее притоку М. Куонапка до с. Джилинда Оленекского улуса.
Хабаровский край
г. Хабаровск Хабаровский территориальный транспортный узел сосредоточил транспортные коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья. Через территорию проходят автомобильные дороги федерального и краевого значения. По городской территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль Москва – Владивосток. Имеются два аэропорта гражданской авиации: международного значения и местных авиалиний. По городской территории протекает крупнейшая водная артерия Дальнего Востока – р.Амур.
Нельканское сельское поселение
Cело Нелькан Село Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края расположено в 250 км к северу от с. Аян (административный центр района). До ближайшего населенного пункта – с. Джигда – 22 км.
Автодорожной связи с другими районами края нет. Существует единственная автодорога 1V технической категории от Аяна до Нелькана, действующая в период с начала июля до середины сентября, подъезд к аэропорту «Нелькан» - 1V технической категории.
Отсутствует Авиасообщение в Нельканском сельском поселении авиасообщение представлено гражданским аэродромом. Расстояние по воздуху до краевого центра – г. Хабаровска – 1010 км. Расстояние до районного центра – с. Аян по воздуху составляет 180 км. Село Нелькан расположено на берегу реки Мая. Река Мая судоходна от устья до с. Нелькан. Мая относится к рекам с рискованным судоходством. Продолжительность судоходства 140 дней с 15мая до 15 ноября. Летом и в период большой воды возможно использование индивидуальных маломерных судов (катеров) от с. Нелькан до с. Аим. В период паводка с конца мая до середины июня в село Нелькан баржами завозится необходимый объём продуктов питания, товаров широкого потребления. На территории с. Нелькан имеется причальное сооружение временного назначения с функцией транспортировки с одного берега реки Мая на противоположный судном СПЖ.
Аимское сельское поселение
Село Аим Аим - самое отдаленное село, расположенное в 400 км от районного центра. Функционирует зимник. Отсутствует С 2018 года в Аим при поддержке краевых властей стали летать вертолёты. Частный водный транспорт.
Сельское поселение Село Аян
Село Аян Территория сельского поселения находится на значительном удалении от краевого центра и от других населённых пунктов края.
Территория сельского поселения расположена на побережье Охотского моря, на сопках - отрогах хребта Джугджур. Высота сопок от 100 до 600 м., местами сопки имеют отвесные обрывы в море, что делает побережье недоступным. Село Аян расположено на берегу природной бухты Аянской. Территория села расчленена сопками средней высоты (до 600м.). Склоны сопок с умеренным уклоном застроены. Уклон на застроенной территории составляет от 15‰ до 100‰. Село Аян имеет автодорожную связь с селом Нелькан в период с начала июля до середины сентября. Автодорожного сообщения с другими районами Хабаровского края нет.
Отсутствует В с. Аян расположен аэропорт МВЛ класса «Е». Аэропорт «Аян» имеет ГВПП 1060х 40м (грунт), может принимать воздушные суда Ан-2,-24,-28, Як-8 (зимой) и вертолеты, позволяющие осуществлять посадку на площадках с грунтовым покрытием. Грузовые и пассажирские перевозки на местных воздушных линиях обслуживаются самолетами Ан-28 ОАО Авиакомпании «Восток» 4 -го класса из аэропорта МВЛ «Хабаровск». Рейс Хабаровск – Аян осуществляется два раза в неделю. Аянская бухта имеет небольшую глубину, подход к берегу судов с большой осадкой невозможен. Разгрузка выполняется на рейде.
Каботажное плавание в Аяно-Майском районе осуществляется для завоза грузов на производственные и социальные нужды (нефтепродукты и грузы снабжения) в ограниченные сроки летней навигации. Перевозки осуществляют ОАО "Амурское пароходство" и ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" из порта Николаевск-на-Амуре. Основными проблемами в работе транспорта является сезонность работы и сложность транспортных схем завоза грузов, вследствие чего образуется высокая стоимость транспортных издержек.
Верхнебуреинский муниципальный район
Село Тором Село располагается в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. Расположено на правом берегу реки Тором, в 41 километре от районного центра — Чумикана. Является единственным населённым пунктом сельского поселения «Село Тором». Автомобильные дороги, отнесенные к Автомобильным дорогам общего пользования (федерального регионального и местного значения) на территории поселения отсутствуют. Отсутствует Нет данных Нет данных
Сельское поселение Село Тугур
Село Тугур Сельское поселение «Село Тугур» расположено на побережье Тугурского залива в южной его акватории и находится в 160 км. от районного центра села Чумикан.
Автомобильные дороги, отнесенные к Автомобильным дорогам общего пользования (федерального регионального и местного значения) на территории поселения отсутствуют. Фактически имеется автомобильный путь в с. Тором и далее – в с. Чумикан.
Отсутствует Поселение связано воздушным транспортом с г. Хабаровск и с. Чумикан. Взлетно-посадочная полоса находится в восточной части с. Тугур (длина – 600 м,
ширина – 40 м, покрытие – грунт).
В устье р. Кутым в с. Тугур расположен причал (пирс) для морских судов.
Сельское поселение Село Удское
Село Удское Село расположено на левом берегу реки Уды, в 90 километрах от районного центра – Чумикана.
Автомобильные дороги, отнесенные к Автомобильным дорогам общего пользования (федерального регионального и местного значения) на территории поселения отсутствуют. На территории населенного пункта размещается улично-дорожная сеть.
Отсутствует Поселение связано воздушным транспортом с с. Чумикан. Взлетно-посадочная полоса находится к северо-востоку от застройки «верхней» части
с. Удское (длина – 600 м,
ширина – 40 м, покрытие – грунт)
В южной части с. Удское на берегу р. Уда расположены места для причаливания и хранения судов жителей.
Сельское поселение Село Чумикан
Село Чумикан Село расположено у устья реки Уда, в 480 км к северо-западу от железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре, в 694 км от краевого центра, в 526 км от железнодорожной станции Постышево, в 721 км морем от г. Николаевска-на-Амуре.
Автомобильные дороги Тугуро-Чумиканского муниципального района не включены в перечень федерального, регионального, муниципального значения, в связи с их отсутствием. В зимнее время существует возможность внешнего автотранспортного сообщения для завоза грузов в сельское поселение по автозимнику, соединяющему с. Чумикан со станцией Постышево на БАМе.
Населенные пункты сельского поселения села Чумикан и Неран единственные населенные пункты Тугуро-Чумиканского муниципального района имеющие автодорожное сообщение. По своим параметрам автомобильная дорога не относится ни к одной из технических категорий, имеет низший тип покрытия, ее протяженность составляет 5 км. Работы по содержанию и ремонту дороги осуществляет администрация муниципального района. На территории поселения полностью отсутствуют объекты транспортной инфраструктуры и регулярное автотранспортное сообщение.
Отсутствует На территории сельского поселения «Село Чумикан» расположен аэропорт, через который осуществляются, как внешние, так и внутренние воздушные связи сельского поселения и района в целом. Взлетно-посадочная полоса пригодна для приема и отправления самолетов типа АН-28, Л-410 в дневное время суток круглый год.
Расположен в 4 км западнее от с.Чумикан на севере Хабаровского края. Аэропорт расположен у устья реки Уда, на побережье Охотского моря.
Основная масса грузов для нужд сельского поселения, как и для всего Тугуро-Чумиканского района доставляется морским транспортом в навигационный период в рамках реализации северного завоза. Через Удскую губу проходит линия грузового морского транспорта. Прочие более короткие каботажные маршруты из Николаевска-на-Амуре до Чумикана сопряжены с повышенной опасностью для судоходства. Тем не менее, они действуют.
Грузы поступают из Николаевского морского порта. Разгрузка малых судов и барж производится у причала с. Чумикан, больших судов и танкеров – на рейде. В период навигации завозятся ГСМ, уголь, продукты питания, товары народного потребления и многое другое для нормального жизнеобеспечения сельского поселения в период долгой зимы.
В границах сельского поселения р. Уда судоходна поэтому в период навигации на территории сельского поселения в незначительной степени используется маломерный флот жителей сел.
Красноярский край
Городское поселение Дудинка
г. Дудинка Автодорога Дудинка – Норильск (96 км) - единственная внешняя
автомобильная дорога, связывающая Дудинку с Норильском и аэропортом Алыкель.
Автомобильные связи с другими населёнными пунктами отсутствуют. По дороге
осуществляются грузоперевозки, пассажироперевозки, а также движение легкового
транспорта. Категория дороги – III с асфальтобетонным покрытием. Интенсивность
составляет порядка 700-1000 автомобилей в сутки.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием на территории МО составляет 16,464 км, из них транзитных участков - 5,9 км. С декабря по май транспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется по зимникам.
Железные дороги круглогодичного действия, связывающие поселковые пункты между собой и с Дудинкой отсутствуют.
Железнодорожный транспорт на территории муниципального поселения представлен ведомственной грузовой железной дорогой колеи 1520 мм Дудинка – Норильск. С 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», пассажирские перевозки на Норильской железной дороге не выполняются. В настоящее время железная дорога работает на тепловозной тяге и осуществляет технологические перевозки для предприятий комбината и доставки различных грузов по линии «Дудинка –Норильск – Талнах», общая протяжённость которой составляет порядка 140 км.
Воздушное сообщение на территории муниципального района является одним из основных видов транспорта, посредством которого осуществляются перевозки пассажиров, багажа и грузов в труднодоступные населённые пункты муниципального района.
В 2011 году аэродром «Дудинка» исключён из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и переведён в статус посадочной площадки «Дудинка». Посадочная площадка местного значения (класс аэродрома – «Е»), расположена на правом берегу р. Енисей, в 2,5 км южнее г. Дудинки. Осуществляется приём вертолётов всех типов. Полеты на самолетах малой авиации перестали выполняться уже более десятка лет назад. На территории посадочной площадки осуществляется техническое обслуживание воздушных судов собственного парка (Ми-8Т, Ми-8МТВ и др.), выполняющие пассажирские перевозки по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования «Город Дудинка» и муниципального района в целом. АО «Норильск Авиа» осуществляет полёты по местным воздушным линиям круглый год. Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские и грузовые перевозки между посёлками Хантайское Озеро, Потапово, Усть-Авам, Волочанка.
В границах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района находится участок нижнего течения р. Енисей длиной около 500 км и 150 км водного пути по Енисейскому заливу.
Порт Дудинка (69°21'с.ш. и на 86°10'в.д.) расположен на правом берегу реки Енисей в устье его притока – реки Дудинка, в 220 морских милях от Карского моря. Продолжительность навигации – 310 суток, навигация не осуществляется в период с 20 мая по 15 июня. Летняя навигация составляет 130 дней, с 15 июня по 20 октября. В зимний период на постоянное дежурство заступают ледоколы, обеспечивающие проводку танкерного и сухогрузного флота. Глубины причалов от 8 до 12 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн.
Помимо порта «Дудинка» на территории муниципального поселения функционирует временный причал в населённом пункте Потапово.
Сельские населённые пункты муниципального образования не имеют причальных сооружений для организации безопасной посадки-высадки пассажиров, разгрузка судов внутреннего водного транспорта осуществляется на необорудованный берег.
 
Поселок Волочанка Посёлок Волочанка расположен на левом берегу р. Хета в 400 км северовосточнее от административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику. Отсутствует Связь в летнее и зимнее время осуществляется малой авиацией.
В обоих поселках есть посадочные площадки для вертолета с деревянным покрытием.
С 2020 года авиарейсы в поселки Волочанка и Усть-Авам с посадочной площадки «Дудинка» осуществляются два раза в неделю.
Отсутствует  
Поселок Усть-Авам Посёлок Усть-Авам расположен на правом берегу реки Авам северо-восточнее административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику. Отсутствует Важнейшим элементом транспортной системы посёлка Усть-Авам в летнее время является водный транспорт, сообщение осуществляется от посёлка Валек по р. Норильская - оз. Пясино - р. Пясина - р. Дудыпта - р. Авам. Движение основных грузопотоков осуществляется речным транспортом. Водным транспортом расстояние составляет 400 км.  
Хантайское Озеро Расположен в 280 км от города Дудинка на юго-
западном берегу Большого Хантайского Озера.
Отсутствует Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские и грузовые перевозки между посёлками Хантайское Озеро, Потапово, Усть-Авам, Волочанка. Сообщение от города Дудинки до
п. Хантайское Озеро осуществляется по р. Енисей – р. Хантайка– оз. Хантайское.
Расстояние между населёнными пунктами Дудинка – Хантайское Озеро водным
транспортом составляет 319,0км.
 
Эвенкийский муниципальный район  
Сельское поселение поселок городского типа Тура Поселок городского типа Тура является административным центром Эвенкии. Расположен на правом берегу р. Нижней Тунгуски, в месте впадения ее в р. Коче-чум. Тура расположена в малонаселенном регионе, значительно удалена от других крупных населенных пунктов, полностью отрезана от автодорожной и железно-дорожной сети Красноярского края (и страны в целом).
Функционируют автозимники: Тура – Ванавара – граница Кежемского района; «Тура – Ванавара – граница Кежемского района» - граница Иркутской области; Тура – Байкит – граница Богучанского района; Тура – Чиринда – Ессей; «Тура – Чиринда – Ессей» - Эконда; «Тура – Байкит – граница Богучанского района» - Суринда; «Тура – Ванавара – граница Кежемского района» - Кислокан – Юкта; «Тура – Ванавара – граница Кежемского района» - граница Иркутской области» - Чемдальск.
Отсутствует Авиация обеспечивает практически все пассажирские перевозки и часть грузовых. В настоящее время авиарейсы совершаются из аэропорта «Горный», который находится в 17 км от Туры. Аэропорт принимает самолеты типа Як-40, Ан-24, Ан-26, Ил-76, вертолеты. С поселком аэропорт «Горный» соединен автодорогой с гравийным покрытием. Старый аэропорт Тура МВЛ, находящийся на территории поселка, в настоящее время принимает только вертолеты. Функционирует часть инфраструктуры этого аэропорта - здания аэровокзала и другие службы. Основная часть грузов в Туру доставляется водным транспортом по Нижней Тунгуске. Река Нижняя Тунгуска, правый приток р. Енисей, в нижнем течении образует, пороги и длинные каменные отмели. Поэтому навигация возможна только в период весенне-летнего паводка. Водным транспортом завозится топливо (уголь), ГСМ, все стройматериалы, большая часть продовольствия, машины и др. грузы. Грузы складируются на причалах, расположенных в приделах поселка, как на р. Нижней Тунгуске, так и на ее притоке р. Кочечум. Затем грузы развозятся автотранспортом по складам и другим местам хранения.
У жителей и организаций п. Туры в настоящее время имеются маломерные суда (моторные лодки, катера), которые используются в летний период для отдыха и хозяйственных нужд.
 
Сельское поселение поселок Байкит Расположен в южной части территории Эвенкийского района, на р. Подкаменная Тунгуска. Расстояние от с. Байкита до г. Красноярска - 920 км, до р.п. Тура – 350 км, до с. Ванавара – 600,0 км (по реке).
Наземный транспорт в районе развит очень слабо. В районе существует сеть автозимников, проходимых вездеходной техникой с декабря по апрель, связывающих населенные пункты района: Тура – Байкит – граница Богучанского района; «Тура – Байкит – граница Богучанского района» - Суринда.
Отсутствует Воздушный транспорт связывает Байкит с Турой, Ванаварой, Краснояр-ском и малыми селами Эвенкии. Помимо перевозок львиной доли пассажиров и значительной части грузов, воздушный транспорт осуществляет санитарные рейсы для оказания срочной медицинской помощи, перевозку детей из малых сел в интернаты, доставляет продовольствие в отдаленные села.
На территории с. Байкит расположен одноименный аэропорт. Аэродром Байкит способен принимать самолёты Ан-2, Ан-3, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-74, Як-40, а также вертолёты всех типов. Светосигнальное оборудование ОМИ «Светлячок». Основная задача - пассажирские и грузовые рейсы с городом Красноярском.
Село Байкит расположено на р. Подкаменная Тунгуска в 545 км от устья реки и в 1423 км от порта Красноярск.
Река используется для экспедиционного судоходства на протяжении 1146 км от устья до п. Ванавара в короткие периоды половодья, составляющего в среднем 20-25 дней. Основные грузовые перевозки по р. Подкаменная Тунгуска осуществляет ОАО Енисейское речное пароходство. Пассажирские перевозки по реке не осуществляются.
Судоходные условия р. Подкаменная Тунгуска тяжелые. Сложный гидрологический режим реки с большими колебаниями уровней в течение навигации, наличие труднопроходимых участков, высокие скорости тече6ния и падение глубин в межень ниже 1,0 м, все это, с учетом недостатка в пароходстве мелко-сидящего флота, не позволяет организовать здесь регулярные перевозки грузов и пассажиров.
В с. Байките построен стационарный бетонный причал высотой 10,0 м. Выгрузка грузов производится судовыми кранами.
 
Сельское поселение поселок Суринда Наземный транспорт в районе развит очень слабо. В районе существует сеть автозимников, проходимых вездеходной техникой с декабря по апрель, связывающих населенные пункты района: «Тура – Байкит – граница Богучанского района» - Суринда; Кербо - Суринда. Отсутствует Имеется воздушный транспорт, представленный вертолетной площадкой. Нет данных  
Сельское поселение поселок Эконда Эконда стоит на реке Вилюй, в 200 километрах северо-восточнее от административного центра пгт. Тура. Наземный транспорт в районе развит очень слабо. В районе существует сеть автозимников, проходимых вездеходной техникой с декабря по апрель, связывающих населенные пункты района: «Тура – Чиринда – Ессей» - Эконда. Отсутствует Имеется вертолетная площадка.

Нет данных

 

 



 

Библиография

 

 

 

Программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 - 2032 годы» - https://docs.cntd.ru/document/446171679

Открытие постоянного сообщения по Амуро-Якутской магистрали - https://transsib.ru/news/otkrytie-postoyannogo-soobshheniya-po-amuro-yakutskoj-magistrali/

Программа социально-экономического развития муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» - https://prav.sakha.gov.ru/files/front/download/id/1874303

Генеральный план с. Кутана Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/23569

Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года

Генеральный план села Саскылах Анабарского улуса Т.2 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/126073

https://tiksi.sakha.gov.ru/ob-omsu-rsja/geograficheskaja-i-istoricheskaja-spravka

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Поселок Тикси» Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) - https://sakha.gov.ru/files/front/download/id/512280

Генеральный план с проектом планировки села Кюсюр - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/38941

https://sakhagis.ru/town/details/63

Проект генерального плана муниципального образования сельского поселения "Быковский национальный (эвенкийский) наслег" (в составе проект "Внесение изменений в генеральный план села Быковский МО СП "Быковский национальный (эвенкийский) наслег") - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/209966

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры МО СП "Сиктяхский наслег" Булунского улуса РС (Я) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/138875

Проект генерального плана МО СП "Сиктяхский наслег" Булунского улуса (района) РС(Я) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/206161

Генеральный план с. Сиктях Сиктяхский наслег Булунский улус Республики Саха (Якутия) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/111

 

Генеральный план с. Таймылыр Тюметинский наслег Булунский улус Республики Саха (Якутия) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/153200

 

Генеральный проект Эвенкийского муниципрального образования "Кыстатыам" - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/139236

Генеральный план с проектом планировки с. Жиганск - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/66154

Муниципальная программа «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы» - https://www.xn----7sbab7amcgekn3b5j.xn--p1ai/administratsiya-mo/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rayona/mp-osushchestvlenie-dorozhnoy-deyatelnosti-v-otnoshenii-avtomobilnykh-dorog-mestnogo-znacheniya-v-gr.php?clear_cache=Y

Программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Нерюнгри» - https://nerungri.sakha.gov.ru/files/front/download/id/2379210

Аэропорт «Чульман» - http://chulmanavia.ru/

Материалы по обоснованию генерального плана сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) - https://iengra.sakha.gov.ru/files/front/download/id/1711762

Визитная карточка Муниципальное образование «Тянский национальный наслег» - https://tyanya.sakha.gov.ru/ob-omsu-rsja/vizitnaja-kartochka

https://sakhagis.ru/town/details/420

Генеральный план с проектом планировки с. Жилинда Оленекского эвенкийского национального района Республики Саха (Якутия) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/99573

Генеральный план с проектом планировки села Харыялах - https://fgistp.economy.gov.ru/#!

Генеральный план с. Эйик Оленекского эвенкийского национального района РС(Я) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/5094

 

https://sakhagis.ru/town/details/419

Внесение изменений в генеральный план с. Оленек МО «Оленекский национальный наслег» Оленекского эвенкийского национального района - https://mr-olenekskij.sakha.gov.ru/files/front/download/id/1780220

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования: современное положение района - https://mr-ust-majskij.sakha.gov.ru/files/front/download/id/1217368

Генеральный план с. Кюпцы Усть-Майский улус (район) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/41048

Генеральный план с. Эжанцы Усть-Майский улус (район) - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/51370

Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года

Генеральный план села Саскылах Анабарского улуса Т.2 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/126073

Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» - https://khv27.ru/about/plan/

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края до 2033 года - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/88084

Генеральный план Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/55464

Новый зимник проложили между селами в Хабаровском крае - https://iz.ru/1140738/2021-03-22/novyi-zimnik-prolozhili-mezhdu-selami-v-khabarovskom-krae

Производитель показал новый вид транспорта для хабаровского севера - https://todaykhv.ru/news/in-areas-of-the-province/49960/

Генеральный план сельского поселения "Село Аян" Аяно-Майского муниципального района - https://fgistp.economy.gov.ru/#!

Генеральный план сельского поселения "Село Тором" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края - https://fgistp.economy.gov.ru/#!

Генеральный план сельского поселения "Село Тугур" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/54810

Генеральный план сельского поселения "Село Удское" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/65444

Генеральный план сельского поселения "Село Чумикан" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края -https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/110934

Аэропорты дальнего востока http://apdv.net/index.php/ct-menu-item-17/xabkr/aeroport-cmk

 

Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на период до 2030 года / http://www.gorod-dudinka.ru/administracziya-goroda/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на период до 2030 года / http://www.gorod-dudinka.ru/administracziya-goroda/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

Вертолеты будут летать в таймырские поселки вдвое чаще // Северный город https://sgnorilsk.ru/news/vertolety-budut-letat-v-tajmyrskie-poselki-vdvoe-chashe

Генеральный план пгт Тура Эвенкийского АО - https://fgistp.economy.gov.ru/#!

Регламент пользования зимними автомобильными дорогами ЭМР - http://www.evenkya.ru/reg-pol-zim-dor-emr/

Генеральный план пгт Тура Эвенкийского АО - https://fgistp.economy.gov.ru/#!

 

 

Генеральный план с. Байкит - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/83507

Аэропорты Красноярья - https://www.fkpakras.ru/airports/baykit/

 

Материалы разработки проекта генерального плана п. Суринда - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/235549

Авиасообщение в Эвенкии – путь на большую землю - https://gelio.livejournal.com/256355.html