Вернуться

 

Гончаров Н.С., младший научный сотрудник

отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Юкагиры. Искусство, промыслы и ремесла

 

Декоративно-прикладное искусство юкагиров имело разные формы проявления. Важно подчеркнуть, что в традиционной культуре весьма трудно разделить эстетическую, сакральную и прикладную функции предметов. В качестве ресурсов использовались материалы, которые давала окружающая природа, а также то, что удавалось получить в результате обмена или торговли с другими народами и государством. Шкуры животных, мех, рыбья кожа и плавники, лапки птиц, камни, дерево, металл, стекло, бисер и многие другие материалы служили сырьем для повседневных произведений народных мастеров.

Одним из наиболее ярких компонентов материальной культуры, который лучше всего отражал специфику декорирования объектов, была одежда. В этом деле высокого уровня мастерства достигли юкагирские женщины. Орнамент юкагиров относится к линейно-геометрическому, в нем доминируют перекрещенные и прямые линии, зигзаги, пунктир, углы, треугольники, кружки, полукруги, четырехугольники. Для защиты от злых духов на разных частях костюма создавались узоры и украшения. Одежда окрашивалась естественными красителями, украшалась бисером, аппликациями, меховыми вставками, цветными нитками. По подвескам и иным деталям одежды юкагиры могли получить информацию о социальном статусе человека, его возрасте, количестве детей и др. Традиционным элементом костюма был орнаментированный передник, причем на женских вариантах было три зоны орнаментации, а на мужских две. Подарком мужчинам от женщин выступали перчатки для гребли веслами шархун малодьо. Они шились из желтой, белой или темной ровдуги, обшивались цветными шелковыми нитками, тыльная сторона покрывалась узорами, манжету окаймляли полосками черного и красного сукна, лентами и короткошерстным мехом. Женская праздничная обувь часто украшалась узором.


Женские праздничные мурэ эклектичного покроя. Летние из ровдуги и зимние меховые. Из альбома Л.Н. Жуковой «Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров Верхней Колымы» (2011).

 

Юкагиры известны как искусные мастера в плетении ремней и веревок. Данный навык был необходим для изготовления упряжи, успешного использования собачьих и оленьих упряжек, создания аркана, связывания плотов, лодок, плетения неводов и сетей. Материалом служили кожа, ивовые прутья, сухожилия оленьих ног, подбородочный волос оленя или лося. Для украшения одежды, сумок использовали кожаные продержки мошшодьайа.

Дерево выступало важным материалом при изготовлении предметов быта, кухонной утвари, детских игрушек, культовых вещей, причем многие объекты украшались орнаментом. До настоящего времени дошла традиция вырезания культовой деревянной скульптуры.

 

Фигурки охранителей человека и духов-помощников, вырезанные мастером В.Г. Шалугиным. Из альбома Л.Н. Жуковой «Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров Верхней Колымы» (2011).

 

Одним из авторитетных носителей этой техники был мастер Василий Гаврилович Шалугин (1934–2002). Из кости и камня создавались украшения, предметы быта, детские игрушки. Л.Н. Жукова считает, что диски, кольца и подвески из камня являлись предшественниками металлических блях, используемых для украшения одежды юкагирскими женщинами. В начале XXI в. сохраняется обычай собирать вдоль рек гальки необычной формы с диковинными отверстиями и естественным орнаментом. Из них делают подвески, амулеты, используют в магических целях. В Верхнеколымском и Нижнеколымском районах до сих пор существуют резчики по мамонтовой кости, которые выпиливают фигурки, украшают кость орнаментом. Рыбьи кости служат основой для конструирования детских игрушек. Современные охотники украшают свои дома шкурами добытых животных (медведей, росомах), размещая их на полу, стенах. В конце XX – начале XXI в. среди юкагиров остались люди, которые переняли от старшего поколения навыки создания и декорирования традиционных бытовых предметов. Из лесных юкагиров известна мастерица Акулина Васильевна Слепцова (1930–2010), искусно создававшая образцы юкагирской одежды. Некоторые из них хранятся в музеях Владивостока, Магадана, Якутска, Санкт-Петербурга. Навыки кройки и шитья она переняла от своей матери – И.Н. Дьячковой. Любовь Николаевна Дёмина занимается изготовлением традиционных бытовых предметов и одежды. Среди ее произведений сумочки (в том числе из птичьих лап), нагрудные украшения из кожи, плавников рыб, коврики из птичьих шкурок, украшенные замшей, мехом, бисером и многое другое. Работы мастерицы неоднократно выставлялись в музеях Якутска, Москвы, Санкт-Петербурга.

Юкагирские сумочки. Из альбома Л.Н. Жуковой «Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров Верхней Колымы» (2011).