Вернуться

Гончаров Н.С., младший научный сотрудник

отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Илья Самуилович Гурвич


 

Гурвич Илья Самуилович (1919–1992) – российский этнограф-северовед, доктор исторических наук, Лауреат государственной премии, один из выдающихся представителей советской школы североведения.

И.С. Гурвич родился 7 июля 1919 г. в Минске. Его отец Самуил Константинович Гурвич был инженером-путейцем – строителем мостов. Мать Евгения Ильинична Гурвич работала врачом. В год рождения сына Ильи семья Гурвичей переехала в Москву и поселилась на Сретенке, где прошли детство и юность Ильи Гурвича.

В доме Гурвичей собиралась творческая интеллигенция, обсуждались новости литературной и театральной жизни. Эта культурная, творческая атмосфера сформировала многие черты личности И.С. Гурвича, пробудила в нем интерес и любовь к искусству, поэзии, музыке, науке.

В 1928 г. в разгар репрессий, развязанных властями в отношении старой технической интеллигенции, Самуил Константинович Гурвич был привлечен НКВД по сфабрикованному делу и трагически погиб. В дальнейшем Илью и его младшего брата Константина воспитывали мать и тетки.

В 1937 г., окончив с отличием среднюю школу, И.С. Гурвич поступил на исторический факультет Московского университета. Уже с первого курса с увлечением занимался в этнографическом кружке профессора М.О. Косвена и на старших курсах стал руководителем этнографического кружка.

Школу полевой этнографии И.С. Гурвич прошел под руководством Сергея Александровича Токарева. Летом 1939 г. он принял участие в организованной Токаревым экспедиции к черкесам-шапсугам, в 1940 г. в составе возглавляемой Токаревым экспедиции совершил поездку на Алтай. Полевая работа под руководством С.А. Токарева определила вкус молодого ученого к живой экспедиционной этнографии, его постоянное внимание к этнографической конкретике.

Богатые традиции российского сибиреведения и работа с Токаревым определили «сибирскую ориентацию» студента И.С. Гурвича. Выбор Якутии в качестве основного региона исследований Гурвич сделал не без влияния своего учителя. В 1940 г. вышла книга С.А. Токарева «Очерки истории якутского народа» (М., 1940). В этом же году Гурвич присутствовал на защите докторской диссертации Токарева «Общественный строй якутов в XVII–XVIII веках». Соприкосновение с высокой наукой, приобщение к увлекательным проблемам сибиреведения утвердили уже сделанный И.С. Гурвичем выбор региона исследования. В 1941 г. выпускник университета Илья Гурвич получил направление в Якутию, в распоряжение Народного комиссариата просвещения республики.

В Якутии И.С. Гурвич попадает в один из самых отдаленных и труднодоступных районов Заполярья – Оленекский, где работает учителем, а затем директором неполной средней школы в поселке Оленек. В 1944 г. И.С. Гурвича избирают председателем районного комитета союза учителей.

Пребывание в Якутии Илья Самуилович использует для систематического сбора полевого материала. Земли северной Якутии, расположенные в бассейнах рек Оленека и Анабара, издавна являлись контактной зоной, где пересекались пути эвенков, якутов, эвенов, юкагиров, русских. Этот регион таил в себе множество этнографических загадок, привлекавших внимание И.С. Гурвича. Он устанавливает связь с Научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (НИИЯЛИ) Якутского филиала АН СССР и работает научным корреспондентом этого института. Увлеченностью этнографией И.С. Гурвич заражает своих учеников и коллег-учителей.

Руководство НИИЯЛИ высоко оценивало работу Гурвича, подтверждая это грамотами и благодарностями «за ревностное отношение к своим обязанностям научного корреспондента, большую и плодотворную работу по собиранию фольклорных, этнографических и диалектологических материалов, выявлению памятников старины».

В 1946 г. И.С. Гурвич вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института этнографии АН СССР. Через три года он блестяще защитил кандидатскую диссертацию по теме «Оленекские и анабарские якуты (Историко-этнографический очерк)». Эта диссертация стала первым в истории сибиреведения монографическим описанием северных якутов. Насыщенная достоверной этнографической конкретикой диссертация И.С. Гурвича стала впоследствии основой его монографии «Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа» (М., 1977).

По окончании аспирантуры И.С. Гурвич в 1950 г. вернулся в Якутию, где в НИИЯЛИ Якутского филиала АН СССР проработал шесть лет, насыщенных активной исследовательской и общественной деятельностью, многомесячными экспедициями. «Все мои письма... заполнены дорогой, дорожными впечатлениями и планами. Этим сейчас живу», – пишет Илья Самуилович матери в мае 1954 года.

Помимо сбора полевых материалов, И.С. Гурвич много работал в сибирских архивах. Ежегодно в центральных изданиях печатались его работы по самым разнообразным проблемам истории и этнографии Северо-Востока Сибири.

В 1956 г. И.С. Гурвич вернулся в Москву, в Институт этнографии АН СССР. В этом институте, в секторе по изучению социалистического строительства у малых народов Севера (впоследствии сектор Крайнего Севера и Сибири, отдел Севера и Сибири), Илья Самуилович проработал 36 лет, до конца своей жизни.

Переезд в Москву не ослабил связей Гурвича с Севером. Регион его полевых исследований на Северо-Востоке Сибири постоянно расширяется. В 1956–1957 гг. он организует длительную экспедицию в Корякский национальный округ, в 1959 г. принимает участие в Комплексной юкагирской экспедиции, в 1962 г. проводит полевые исследования на Чукотке и Камчатке.

Результаты поездок находят отражение в серии публикаций по этнографии эвенов, юкагиров, коряков, русских старожилов. Признанный специалист по этнографии Севера, И.С. Гурвич принимает участие в крупных изданиях 1950-х – 1980-х гг., касающихся истории и этнографии Сибири: «Народы Сибири» (М., 1956); «История Якутской АССР» (М., 1957. T. II), «История Сибири» (Новосибирск, 1965) и др.

В 1960 г. выходит его первая монография, написанная в соавторстве с К.Г. Кузаковым, – «Корякский национальный округ», в которой исследование истории и этнографии округа сочетается с анализом проблем его экономического и культурного развития.

В 1966 г. увидела свет монументальная монография И.С. Гурвича «Этническая история Северо-Востока Сибири» – плод его 25-летних полевых и архивных изысканий, где автор исследовал 300-летний путь развития народов Северо-Востока. Илья Самуилович проследил судьбу коряков, юкагиров, чукчей, эвенков, эвенов, северных якутов, ительменов, эскимосов, русских старожилов, территориальных групп этих народов с начала освоения Крайнего Северо-Востока русскими до современности. Фундаментальность работы, ее мощная источниковая база, новаторский подход автора к разработке темы региональной этнической истории сделали выход этой книги событием в научной жизни. В 1966 г. монография «Этническая история Северо-Востока Сибири» была защищена И.С. Гурвичем в качестве докторской диссертации.

Важным этапом научной деятельности И.С. Гурвича в Институте этнографии стало его более чем двадцатилетнее (с 1965 по 1986 г.) заведование сектором Крайнего Севера и Сибири. На этом посту Илья Самуилович проявил незаурядные качества талантливого организатора науки. Под руководством И.С. Гурвича сектор упрочил рекомендацию одного из ведущих североведческих подразделений в системе АН СССР.

Велика заслуга И.С. Гурвича в развитии прикладной этнографии. Возглавляя в течение многих лет Северную экспедицию Института этнографии, Гурвич руководил работой многих полевых отрядов по обследованию социально-экономических условий жизни северных народов. Вплоть до начала 1990-х гг. Гурвич почти ежегодно выезжал в экспедиции на Северо-Восток, преимущественно на Камчатку и Чукотку.

Материалы экспедиций обобщались в специальных научных разработках («докладных записках»), направляемых в директивные органы: Совмин РСФСР, Госплан РСФСР, ЦК КПСС и др. В этих документах глубоко анализировались случаи ущемления прав коренных северян, давались практические рекомендации по улучшению условий их жизни. Сектор Севера одним из первых выступил против непродуманной кампании перевода оленеводов на оседлость, против упразднения так называемых «неперспективных» селений, активно боролся за возобновление преподавания северных языков в школах. При непосредственном участии И.С. Гурвича и его коллег были приняты многие правительственные постановления, направленные на поддержание традиционного хозяйства и культуры народов Севера.

В 1970-х – 1980-х гг. И.С. Гурвич принимал участие в разработке теоретических проблем этнографии современности. Как один из авторов и членов редколлегии коллективной монографии «Современные этнические процессы в СССР» (М., 1977) Гурвич в 1981 г. был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.

В последние годы своей жизни И.С. Гурвич возглавлял проблемную группу по изучению малочисленных народов. Он продолжал активно заниматься общественной деятельностью, будучи членом научного совета по национальным проблемам при секции общественных наук Президиума АН СССР, консультантом в Совете национальностей Верховного Совета СССР, членом Межведомственной комиссии по проблемам Севера ВАСХНИЛ и пр.

Умер Илья Самуилович Гурвич 12 марта 1992 г. в результате несчастного случая.

Научное наследие И.С. Гурвича включает около 300 публикаций.

В 2019 г. в Якутске прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Эхо арктической Одиссеи: судьбы этнических культур в исследованиях ученых-североведов», посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося российского этнолога, ученого-североведа, доктора исторических наук Ильи Самуиловича Гурвича.