Вернуться

Гончаров Н.С., младший научный сотрудник

отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Юкагиры. Материальная культура


Основу пищи юкагиров составляли мясо и рыба, подвергнутые разным видам обработки: варке, заморозке, вялению, копчению, жарке, также практиковалось употребление в сыром виде. Оленье мясо ели сырым и вареным, зимой из него делали строганину, весной и летом коптили и вялили, нарезав на тонкие пласты. Сушеную оленину хранили в мешках и варили зимой. Из костей вываривали жир, а из свежей оленьей крови готовили суп хаша. Кроме оленины, в рационе юкагиров присутствовали мясо и субпродукты лосей, зайцев, уток, гусей, куропаток, лебедей. Рыбу юкагиры варили, вялили, квасили, замораживали в вечной мерзлоте, делали из нее юколу (йукулэ), строганину (чахаа), толкли в порошок порсу (барчу). Налимью печень ели сырой, а потроха и икру жарили. Из икры с рыбой делали лепешки. Деликатесами считались рыбная мука, сваренная с сосновой заболонью или оленьей кровью (анил кэрилэ), толченая вареная рыба с жиром и голубикой (кульибаха). В зимний период важную часть рациона составляла сырая мороженая рыба. Неотъемлемым блюдом летом и зимой является строганина, представляющая нарезанную тонкими ломтиками мороженую рыбу.

Жилище оседлых юкагиров. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-122/2

 

Из напитков употребляли чай, заваривали чагу, шиповник. Занятия собирательством пополняли список ингредиентов диким луком, кедровыми орехами (которые брали из запасов птиц-кедровок), брусникой, голубикой, шиповником, морошкой, черникой. Было распространено собирательство грибов и их консервация в виде сушения. Сейчас традиционные блюда органично сочетаются с продуктами питания из магазинов. Несмотря на активное вхождение привозных товаров в рацион юкагиров, локальные ресурсы уверенно сохраняют важное место в структуре питания.

В яранге на Дне Арктики, с. Андрюшкино. Автор Н.С. Гончаров. 2021 г.

 

Традиционными жилищами были ураса, холомо (голомо) и чандал.

Чандалы относятся к раннему этапу хозяйственной деятельности юкагиров, когда они вели оседлый образ жизни. Жилища сооружались из плавника и имели несколько типов. Наиболее древний представлял собой конус, имевший в плане незамкнутый овал. Опорные столбы окружались стволами деревьев с перевернутыми вверх корнями, в пересечении которых устраивалось дымовое отверстие. Некоторые чандалы представляли собой полуземлянки площадью от 40 до 70 квадратных метров. В основе находились 4-6 наклонных столбов, соединенных в вершинах рамой, формирующей основание плоской крыши. Стены и крыша были сделаны из бревен, утепленных дерном или мхом. Также чандалы могли иметь в плане незамкнутый прямоугольник. Поздние варианты этого жилища похожи на другой тип жилых построек под названием голомо. После перехода юкагиров к кочевому образу жизни чандалы вытесняются из материальной культуры более удобными вариантами жилища для подвижного образа жизни.

Ураса (оодун нумэ) представляла собой временное строение конической формы, в основе которой находился каркас из жердей, соединяющихся в верхней части. В холодное время года постройка покрывалась оленьими шкурами, а в теплое – корой лиственницы. Обычный размер урасы составлял 2,5 метра в высоту и до 4 метров в основании, однако в XVII–XVIII вв. встречались более масштабные жилища, которые могли вместить до 100 человек. Отапливали урасу очагом, находящимся в центре жилища. Над ним располагались две поперечные жерди, предназначенные для чайников, котлов, вяления пищи, просушивания одежды.

Холомо хэндьэлэ нумэ являлось зимним жилищем пирамидальной формы. Переносные жилые постройки тундренной группы напоминали цилиндрическо-конические яранги чукчей и оленных коряков.

Зимняя ураса у края лесов князьца первого Алазейского рода и его отца. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-8/1

 

После весенней откочевки на север на месте стоянки оставляли опорные столбы от жилища и, если никто не умер на этом месте, приходили сюда же к зиме. В период перекочевок к летней стоянке устанавливали небольшой конический чум с одним входом, имеющий три опорные столба и называемый ураса.

Летний чум и вешала для рыбы. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-43/1

 

Во время длительных стоянок ее использовали в качестве коптильни для кож и рыбы. Кроме того, юкагиры жили в срубных юртах с конической или плоской крышей, сделанной из шестов и коры; у эвенов были заимствованы цилиндрические дома. В перечень хозяйственных построек входили лабазы-помосты и срубные амбары на длинных столбах.

Зимнее жилище юкагиров. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-124/2

 

Летом тундренные юкагиры передвигались верхом на оленях, бытовой груз транспортировали вьюками. Для такого типа перемещения была пригодна лесная порода оленей. Во избежание травмирования животного седло крепилось на лопатки; оно не имело стремян, и поэтому ездок балансировал при помощи деревянного посоха. Выделяются мужские (верховые), женские (вьючные) и детские седла с высокими деревянными бортами. Для перемещений по воде использовали челноки (юкагиры считались прекрасными мастерами в ремесле изготовления челноков, которые шли на продажу якутам, чукчам, корякам), лодки-берестянки, плоты, карбасы.

Посёлок юкагиров на берегу реки. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-105-1/1;

Женщины тащат лодку с детьми. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-102/2

 

В начале XX в. часть лесных юкагиров в результате истощения промысловой фауны стала специализироваться на изготовлении карбасов и продаже их русскому населению. Зимой пользовались нартами: собачьими (лесные юкагиры) и оленьими (тундренные группы), также в ходу были различные типы лыж: бытовые, охотничьи, лыжи-ракетки.

Охота верхнеколымских юкагиров на диких оленей по насту на лыжах. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-85/2

 

Костюм юкагиров имел много общих черт с эвенским. Разница была в том, что, в отличие от эвенского кафтана, обладающего сзади широкой внешней складкой, юкагирский кафтан кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку. За эту особенность соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов – «людьми с хвостами гагары».

Портрет женщин в традиционных костюмах. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-20

 

Юкагиры носили меховые кафтаны махил, их декорировали мехом нерпы, подшейным волосом оленя белого, красного и черного цветов; к верху спинки мужских кафтанов пришивали хвост из тюленьего меха, окрашенного настоем ивы или ольхи в красный цвет; на женские кафтаны пришивали по два хвоста. Нагрудник надевали под кафтан, зимой под нагрудник иногда подкладывали заячью шкурку. Воротником в женской одежде служил шарф из беличьих хвостов, в мужской – из лисьих. В периоды сильных морозов женщины тундренной группы надевали короткие штаны-натазники с нагрудником, а мужчины носили меховые штаны. Также от суровых зим спасало использование ровдужной камлейки, надетой на меховую глухую кухлянку с капюшоном. Зимой носили длинную обувь до паха, сделанную из камуса оленя или лося, которую натягивали на меховые чулки.

Группа юкагиров в традиционных зимних костюмах. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-25

 

Летом обувь была короче, до колен, и отличалась башмаковидным покроем. Головной убор был представлен капорообразным меховым чепцом; также использовали ровдужные перчатки. Праздничная одежда отличалась более богатым декором. Ее отделывали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой подкожным волосом оленя и бисером. Большую ценность представляли наследственные круглые серебряные бляхи на женских нагрудниках. Мужчины использовали кожаные пояса, к которым крепились ножны, сумочка для табака, трутница, а также мешочки для сушеного мяса и пороха.

Бытовая жизнь юкагиров поддерживалась множеством хозяйственных предметов, выполнявших незаменимые промысловые, повседневно-бытовые, декоративные и иные функции. Так, повсеместно в ходу были разнообразные сумы, сумочки, чехлы, мешки, коврики, патронташи, для изготовления которых использовались шкуры оленя и лося, ровдуга, камус, кожа с лапок гуся и лебедя, рыбья кожа и др. Как пишет В.И. Шадрин о традиционных элементах одежды и быта, «практичность, эстетичность, доступность технологии и наличие материала препятствовали их вытеснению из повседневного употребления».

В ходе советских и постсоветских трансформаций культура юкагиров в значительной степени утратила свою традиционную специфику и теперь представляет собой совмещение древних форм и нововведений. Подавляющее большинство юкагиров проживают в селах и поселках, в благоустроенных домах и квартирах, пользуются снегоходами, моторными лодками, вездеходами, автомобилями, авиатранспортом, имеют в гардеробе современную одежду. Но параллельно с этим многие юкагиры, особенно старшего поколения, до сих пор сохраняют навыки ведения традиционного хозяйства, а для подавляющего большинства мужчин охота и рыболовство остаются важнейшими источниками пищевых ресурсов.