Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Белоруссова С.Ю. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН

Вепсы. Материальная культура

 

Основу питания вепсов составляли продукты из зерновых культур, главным из которых являлся хлеб (liib, leib) из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Хлеб из пшеничной муки периодически появлялся на столе в основном у зажиточных хозяев (Народы Карелии 2019: 390). Ржаная мука использовалась для выпечки – калиток (кalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Из овсяной муки пекли блины. Их ели с солёными волнушками, творогом, подслащённой брусникой. Вепсы пекли также оригинальные лепёшки из гороховой муки. Рыба в питании вепсов продолжает занимать важную роль. Из свежей рыбы варят уху, рыбу вялят, сушат в печах. Самой популярной едой из рыбы являлись рыбники. При этом мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Немалое место в питании вепсов занимали ягоды и грибы. Народная кухня оказалась самой устойчивой частью традиционной культуры вепсов. В вепсских деревнях по воскресеньям пекут калитки, рыбники, курники, готовят сканцы и сладкие пироги (Строгальщикова 2014: 135).

Основу традиционного мужского костюма вепсов составляла рубаха (paid). Будничные рубахи изготовляли из домотканного холста, а праздничные и свадебные рубахи — из тонкого белого льняного полотна (Народы Карелии 2019: 376). С 1880-х гг. основным типом повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник. Праздничный сарафан шился из ярких покупных тканей: ситца, шелка, кашемира, гаруса; будничный — из домотканного холста, обычно окрашенного в синий цвет, или полосатой пестряди (Народы Карелии 2019: 380). В прошлом у вепсов бытовала разнообразная берестяная, кожаная и валяная обувь, многие виды которой были одинаковы, как для мужчин, так и для женщин (Народы Карелии 2019: 388).

 
Волков Н.Н. Стирка белья. Вепсы.
Ленинградская область (Капшинский р-н, Корвальский сельсовет).
1938. © МАЭ РАН 2021.
 

Усадьба вепсского крестьянина состояла из нескольких построек. Главной из них являлся комплекс срубных построек, в котором по типу распространённого в северных регионах «дома-двора» − дом (изба и примыкающие к ней не отапливаемые сени) объединялись в одно целое с двором (хозяйственной двухэтажной постройкой). Постройки имели двухскатную крышу. В доме-дворе в суровых северных условиях хозяйка ухаживала за скотом, не выходя на улицу.

Дом у прионежских вепсов являлся показателем благосостояния семьи. В Прионежье за счет средств, заработанных на отхожих промыслах, рано начали строить многокомнатные дома. Около четверти домов здесь были двухэтажными. Многие из них первоначально строились как одноэтажные дома, пол в которых устраивался на значительном расстоянии от земли. В помещении между полом и землей – подклете – находилась кухня, где варили корм скоту, и погреб для хранения продуктов. Постройки остальных групп вепсов были значительно скромнее по размерам. Дома южных вепсов строились на низком подклете, а иногда не имели его совсем. У них не встречались двухэтажные дома. Как правило, на передней стене домов у южных вепсов вырубалось всего два окна. Декоративное оформление дома почти не практиковалось (Строгальщикова 2014: 113–115).

Простейшим средством передвижения по воде у вепсов являлся плот (южн. plot, zaplot, сред. laut, сев. вепс. lout, plout). Его изготовляли, связывая или сколачивая между собой бревна. Широкое распространение у южных и средних вепсов получили лодки-долбленки (челны), или осиновки. В зимний период лодки хранили на дворе, а в летнее время для них сооружали шалаши длиной около 6 м и высотой около 2.5 м. Одним из широко используемых сухопутных средств передвижения у вепсов являлись широкие лыжи (suksed). Для верховой езды еще в 1920-е гг. использовались деревянные седла с деревянными же или берестяными стременами. У вепсов использовалась одноконная дуговая упряжь. При перевозке грузов во все сезоны пользовались волочащимися или скользящими средствами передвижения, в которые спрягали лошадей. Практически каждый домохозяин делал дровни сам, а если не умел, то заказывал знакомому.

В качестве зимнего праздничного выездного транспорта использовались расписные нарядные сани. Колесные средства транспорта на большей части вепсского ареала могли быть востребованы только в сухую погоду или при передвижении по обустроенным дорогам, которые были в явном недостатке. Механические транспортные средства — трактора, велосипеды и автомобили — в некоторых вепсских районах появились только в середине XX в. Но неразвитая до сих пор транспортная сеть ограничивает применение автомашин, особенно в отдаленных районах. И наоборот, сохраняют свое значение традиционные средства передвижения: плоты, лодки-долбленки, сани, волокуши, лыжи, которые в сопредельных районах с русским населением либо не употребляются в настоящее время вообще, либо используется ограниченно (Народы Карелии 2019: 397–402).