Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Белоруссова С.Ю. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН |
Основу питания вепсов составляли продукты из зерновых культур, главным из которых являлся хлеб (liib, leib) из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Хлеб из пшеничной муки периодически появлялся на столе в основном у зажиточных хозяев (Народы Карелии 2019: 390). Ржаная мука использовалась для выпечки – калиток (кalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Из овсяной муки пекли блины. Их ели с солёными волнушками, творогом, подслащённой брусникой. Вепсы пекли также оригинальные лепёшки из гороховой муки. Рыба в питании вепсов продолжает занимать важную роль. Из свежей рыбы варят уху, рыбу вялят, сушат в печах. Самой популярной едой из рыбы являлись рыбники. При этом мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Немалое место в питании вепсов занимали ягоды и грибы. Народная кухня оказалась самой устойчивой частью традиционной культуры вепсов. В вепсских деревнях по воскресеньям пекут калитки, рыбники, курники, готовят сканцы и сладкие пироги (Строгальщикова 2014: 135).
Основу традиционного мужского костюма вепсов составляла рубаха (paid). Будничные рубахи изготовляли из домотканного холста, а праздничные и свадебные рубахи — из тонкого белого льняного полотна (Народы Карелии 2019: 376). С 1880-х гг. основным типом повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник. Праздничный сарафан шился из ярких покупных тканей: ситца, шелка, кашемира, гаруса; будничный — из домотканного холста, обычно окрашенного в синий цвет, или полосатой пестряди (Народы Карелии 2019: 380). В прошлом у вепсов бытовала разнообразная берестяная, кожаная и валяная обувь, многие виды которой были одинаковы, как для мужчин, так и для женщин (Народы Карелии 2019: 388).
Усадьба вепсского крестьянина состояла из нескольких построек. Главной из них являлся комплекс срубных построек, в котором по типу распространённого в северных регионах «дома-двора» − дом (изба и примыкающие к ней не отапливаемые сени) объединялись в одно целое с двором (хозяйственной двухэтажной постройкой). Постройки имели двухскатную крышу. В доме-дворе в суровых северных условиях хозяйка ухаживала за скотом, не выходя на улицу.
Дом у прионежских вепсов являлся показателем благосостояния семьи. В Прионежье за счет средств, заработанных на отхожих промыслах, рано начали строить многокомнатные дома. Около четверти домов здесь были двухэтажными. Многие из них первоначально строились как одноэтажные дома, пол в которых устраивался на значительном расстоянии от земли. В помещении между полом и землей – подклете – находилась кухня, где варили корм скоту, и погреб для хранения продуктов. Постройки остальных групп вепсов были значительно скромнее по размерам. Дома южных вепсов строились на низком подклете, а иногда не имели его совсем. У них не встречались двухэтажные дома. Как правило, на передней стене домов у южных вепсов вырубалось всего два окна. Декоративное оформление дома почти не практиковалось (Строгальщикова 2014: 113–115).
Простейшим средством передвижения по воде у вепсов являлся плот (южн. plot, zaplot, сред. laut, сев. вепс. lout, plout). Его изготовляли, связывая или сколачивая между собой бревна. Широкое распространение у южных и средних вепсов получили лодки-долбленки (челны), или осиновки. В зимний период лодки хранили на дворе, а в летнее время для них сооружали шалаши длиной около 6 м и высотой около 2.5 м. Одним из широко используемых сухопутных средств передвижения у вепсов являлись широкие лыжи (suksed). Для верховой езды еще в 1920-е гг. использовались деревянные седла с деревянными же или берестяными стременами. У вепсов использовалась одноконная дуговая упряжь. При перевозке грузов во все сезоны пользовались волочащимися или скользящими средствами передвижения, в которые спрягали лошадей. Практически каждый домохозяин делал дровни сам, а если не умел, то заказывал знакомому.
В качестве зимнего праздничного выездного транспорта использовались расписные нарядные сани. Колесные средства транспорта на большей части вепсского ареала могли быть востребованы только в сухую погоду или при передвижении по обустроенным дорогам, которые были в явном недостатке. Механические транспортные средства — трактора, велосипеды и автомобили — в некоторых вепсских районах появились только в середине XX в. Но неразвитая до сих пор транспортная сеть ограничивает применение автомашин, особенно в отдаленных районах. И наоборот, сохраняют свое значение традиционные средства передвижения: плоты, лодки-долбленки, сани, волокуши, лыжи, которые в сопредельных районах с русским населением либо не употребляются в настоящее время вообще, либо используется ограниченно (Народы Карелии 2019: 397–402).