Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Функ Дмитрий Анатольевич

Телеуты. Материальная культура

 

 

Пища телеутов в XIX – первой трети XX вв. в значительной мере определялась их основными хозяйственными занятиями – скотоводством и земледелием и потому примерный состав суточного рациона мало чем отличался от пищи русских крестьян. В последующие десятилетия рацион существенным образом стал определяться магазинным ассортиментом, но, тем не менее, вплоть до наших дней у телеутов сохраняется в качестве праздничных блюд большое количество видов пищи из конского и бараньего мяса, а также из молока, что сближает их с кочевниками-скотоводами. Значительное место в рационе в доиндустриальный период занимали также продукты охоты, рыболовства и coбирательства, приготовление которых находит аналогии в культуре пеших таежников.

Из блюд, считающихся в настоящее время традиционными и готовящимися обычно по воскресеньям и праздникам у телеутов бытуют пироги с мясом, рыбой, клубникой, печенью, луком, черемухой, блины, жареная и печеная рыба, особый вид печеных сдобных лепешек ( табак курсагы ), хворост ( каттама ), пельмени ( пелмен ), каша ( саламат ) – пшеничная, на масле и молоке, бараний бульон ( тутмаш ) с отваренным и мелко покрошенным тестом ( тертмек ), с луком и отваренным и порезанным мясом, это блюдо готовилось раньше на Благовещение; бульоны ( мин ) и супы, популярными блюдами являются колбаса из овечьей или конской крови ( кан ) с добавлением лука и перца или чеснока, а также ооргом – овечьи кишки, начиненные кусочками внутренностей.

В употреблении остаются также некоторые кушания из конины, как, например, курган эт – вяленое мясо; карта эт – засоленный подшейный жир лошади. Мясо лошадей используют в качестве начинки для больших пирогов.

Из традиционных молочных продуктов были известны айран , напиток из кипяченого молока, или чеген (из сырого), хотя следует отметить, что у бачатских телеутов традиция приготовления этих напитков к началу XX в. полностью исчезла. Умели готовить сметану, варенец, различные сыры. Готовили также молочную или хлебную водку аракы и легкий опьяняющий напиток из ячменного солода, типа кваса ( абыртка ).

Наибольшее разнообразие и, вместе с тем, наименьшее отличие от пищи центральноазиатских кочевников демонстрируют телеутские мясные блюда.

В качестве первых блюд были известны различные бульоны, в том числе и бараний или из конины, бульон тутмаш с отваренным и мелко покрошенным тестом тертмек , с луком и отваренным мясом. Умели готовить супы, в частности с мясом мелких зверьков — емран ÿзÿ (из сусликов), cyyру ÿзÿ (из сурков), порсук ÿзÿ (из барсука).

Набор вторых блюд также был достаточно большим. Накануне Крещения и на свадебные торжества обязательно готовили пельмени пелмен , удлиненной, в виде полумесяца формы, с аккуратно защипанным краем, чем-то внешне напоминающие вареники. Пельмени делали как с мясом, так и — с удорожанием мяса и с увеличением посевов картофеля — с вареной картошкой. Если несколько отвлечься от бросающегося в глаза явного тождества русского и телеутского терминов — “пельмени” / пелмен , то можно заметить, что, во-первых, форма русских (пермяцких) и телеутских пельменей абсолютно различна и, во-вторых, она совпадает с формой традиционных пельменей у шорцев, хакасов, тувинцев, китайцев, что дает основания предполагать центральноазиатское происхождение этого телеутского блюда.

В качестве праздничных блюд до сих пор сохраняется традиция приготовления из овечьей или конской крови кровяной колбасы кан с добавлением лука и перца или чеснока. На свадьбах также делают j оргом . Овечьи кишки начиняют кусочками сердца, печени, легкого, сала и варят. Обязательно делается нечетное число связок jоргом — 5,7 или 9. Если jоргом , кроме перечисленного, начиняли крупой и луком, то он носил иное название — кыйма .

До сих пор в употреблении остаются также некоторые кушанья из конины: “кан” (см.выше); курган эт — вяленое мясо; карта эт — засоленный подшейный жир ( йал ) лошади, второе — более раннее значение — внутреннее сало кишок. В начале XX в. у телеутов было зафиксировано еще одно традиционное блюдо, ныне вышедшее из употребления — колко . Колко готовили обычно 9 штук (связок) накануне Благовещения. Собственно колко — это артерия, идущая около печени. Кушанье же колко готовили из нарезанного мяса, печени и артерии колко , которые на ночь уносили в амбар, чтобы застыло. На следующее утро готовили тутмаш (с тертмек'ом), куда сверху клали йал , нарезанный тонкими квадратиками, карта , нарезанную тонкими кружочками, и колко . По названию этого блюда и сам праздник Благовещения носил второе название колколу пайрам или тутмашту . С употреблением этого блюда и, в частности, карта , были связаны особые поверья. По словам стариков, телеуты верили, что если не съешь хоть ломтик карта , то она тебя проклянёт; так и говорили – карта каргар ‘карта проклянет’.

Хотя бачатские телеуты длительное время жили в близком соседстве с русскими крестьянами и переняли от них многие виды и способы приготовления пищи, обусловленные во многом хозяйственными занятиями со значительной долей земледелия, все же у них сохранились и традиционные блюда, характерные для кочевого скотоводческого быта. Это не только некоторые из перечисленных блюд из конины или баранины. Сюда же можно отнести и некоторые напитки. Например, айран , называвшийся также и по-монгольски чеген . Судя по ранним этнографическим описаниям, телеуты умели готовить его и из кипяченого молока ( айран ) и из сырого ( чеген : именно так готовят его у монголов и у южных алтайцев). Из молочных продуктов широко были известны также: каймак — снятые с кипяченого молока сливки; öрöме — густая жирная масса, которая образовывалась на остывающем молоке после добавления в него при кипячении воды с мукой; пыжырган ачу сÿт — варенец; пыштак — пресный сыр, который получали в результате смешения кипяченого свежего молока и чегеня; молоко сворачивалось и его сливали в холщовый мешок, завязывавшийся веревкой и укладывавшийся под пресс; сыр получался желтоватого цвета и сладковатый на вкус, обычно его ели с чаем. По воспоминаниям старейших информантов в 1980-е годы, относящимся по времени к началу – первой половине XIX в., телеуты умели готовить кислый сыр курут , который известен многим тюркоязычным народам не только в настоящее время, но был известен еще и в средние века.

Из традиционных опьяняющих напитков, известных практически всем народам Саяно-Алтая, телеуты умели готовить молочную водку— араку . В конце XIX — начале XX в. молочную водку почти полностью вытеснила хлебная. Но, тем не менее, сам процесс выкуривания араки остался практически таким, каким он был у телеутов в ХVIII–XIX вв.

Кроме араки, телеуты готовили ещё один легкий опьяняющий напиток (типа кваса) — абыртка . Он делался из ячменного солода в большом берестяном туесе. Солод заливали теплой водой или молоком. Туес прочно закрывали сверху тряпками и ставили на ночь в тепло. Забродившая смесь давала напиток абыртка , который использовался, в основном, в ритуальных целях во время шаманских камланий. Абыртку пили и охотники — перед уходом и после возвращения с промысла на охотничий стан. Ячмень использовался и при приготовлении талкан (истолченный и обжаренный ячмень) — обычного охотничьего провианта.

Существенным дополнением к пище являлись продукты собирательства и охоты. Телеуты собирали, заготавливали впрок и употребляли в пищу ягоды — черемуху, калину, малину, смородину, клубнику, чернику, клюкву, бруснику; грибы; кедровые орехи. Из кедровых орехов готовили лакомство токчок : из толченых кедровых ядер и талкана делали небольшие комки, которыми угощали детей или же посылали их в качестве гостинца родственникам. Собирали (выкапывали) также корни кандыка. Кандык ели в вареном виде (в воде или в молоке), пекли в золе, сушили и заготавливали впрок, делали лепешки из сушеного молотого кандыка. Распространена была заготовка калбы (черемши).

Из продуктов охоты в пищу употреблялась медвежатина, мясо диких козлов. В вареном виде ели сурков, барсуков, сусликов. Сусликов заготавливали и на зиму, обычно солили. Из сусликов готовили также, обычно в полевых условиях, на охоте, особое блюдо под названием пдий , так называлась большая тушка, фаршированная внутренностями нескольких сусликов.

Одежда

Первые описания телеутской одежды и украшений были сделаны в ХVIII – начале XIX веков и уже тогда внимание исследователей привлекала яркость и самобытность этих элементов культуры. Вот как, например, описывал женскую одежду Гмелин в 1751 году:

«Эта женщина была необыкновенно красива. Одета она была в длинное платье из красного шелка, под ним шерстяная рубаха и льняные штаны. Ворот рубахи обшит китайским жемчугом; рубаха спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. На голове была красивая татарская шапка, отороченная соболем. В ушах было по два серебряных кольца».

 

Несколько позже, в 1776 году, Георги так описывал телеутскую[1] одежду:

Изображения телеутов в книге И.Г. Георги

«Одеяние носят они Татарское: но бедное и при том не наблюдают около себя чистоты. Мужчины языческого закона ходят в распущенных волосах, молодые же люди заплетают часть оных на затылке. Мугаметане бреют голову и носят небольшия Татарския скуфейки (Тел. Кабац). Все вообще любят жидкие бороды и по тому много выщипывают из оных волос. Содержащие Христианскую веру Телеуты носят платье иногда Татарское, а иногда и руское мужичье. Рубахи у всех вообще в употреблении.

Телеутския женьщины носят платье так же Татарское, а именно: рубахи, штаны, кожаныя чулки, и иногда и полусапоги, и двойное одеяние из разных материй. Дабы видно было нижнее одеяние, которое часто бывает и шелковое, носят многия, а особливо девки, верхнее платье покороче, и закинувши пола на полу оное подпоясывают. К ушам привешивают они кольца или цепочки. Болосы заплетают в две, а иногда и больше, косы, которыя украшают лентами, раковинами, кольцами или брякушками. По большой части прицепляют девки к затылку украшение, шириною в ладонь, длиною пядени в две, покрытое корольками и сему подобным. Бабы и девки носят покрытые корольками или монетами чепцы, на которые надевают плоския с околышем шапки. Летом ходят они в рубахах у которых воротники вышиты узорчато, и которыя в переди застегиваются пуговками, да сверьх того подпоясываются; в лаптях; а головы или совсем не покрывают, или надевают на оную Татарскую фату. Весь их наряд, изключая нисколько Мугаметанок, так неопрятен, что можно самих их почесть коптелыми, а рубахи и одеяние умышленно всячиною выкрашенными».

Язык описания и ремарки по ходу изложения вполне соответствуют своему времени, хотя, надо отдать Георги должное: он сумел подметить целый ряд важных деталей, которые подтверждаются последующими наблюдениями этнографов, причем даже в настоящее время. Важно и то, что описание это сопровождалось великолепными цветными рисунками.

Описание Георги оставалось самым подробным и точным до публикации Спасского (1821), который отметил, по меньшей мере, одну неточность: «...лаптей, о коих упоминает Георги, ни Телеуты, ни другие Сибирские жители совсем не знают» и даже предложил широко использовать кожаную обувь (какую носили народы Сибири) повсюду вместо лаптей, которые он считал непрочными и весьма губительными для лесного хозяйства.

Накопленные исследователями материалы по телеутской одежде конца XIX–XX вв. позволяют говорить о ее единстве у всех групп телеутов. Комплекс одежды, аналогичный телеутскому, бытовал также у кумандинцев (группа северных алтайцев), абинцев (небольшая группа северных шорцев) и тюльберов, образуя определенный ареал ее распространения, и, вместе с тем, значительно отличаясь по составу и внешнему виду от одежды как южных групп алтайцев, так и хакасов.

Мужская одежда телеутов на рубеже XIX – XX вв. состояла из штанов и длинной рубахи. В качестве легкой верхней одежды использовались кафтаны телен , кÿрме , сырмал , а теплая верхняя одежда могла включать в себя различные виды шуб или теплых кафтанов ( тон , т елен-тон / кызыкту-тон , каптал , тулак / йаргак ). Обязательным элементом одежды был матерчатый пояс-кушак. Традиционной обувью были кожаные чирки ( чарык ). В зависимости от времени года использовались различные виды головных уборов из войлока или овчины ( пöрÿк, кийис–пöрÿк, турпа-пöрÿк, малахай ). На руках зимой в морозы носили меховые рукавицы ( меели ).

Начиная, по крайней мере, с ХVII в., в мужской одежде стали появляться заимствованные от русских различные виды головных уборов, обуви, нательной и верхней одежды, что объясняется большей хозяйственной мобильностью мужчин, постоянными хозяйственными контактами с иноэтничным населением, в XX в. – особенностями производственных процессов на крупных промышленных предприятиях, службой в армии и рядом других факторов. К началу XX в. традиционный мужской костюм почти не сохранился, хотя отдельные его элементы (обувь, штаны, кафтаны-телен) сохранялись в быту вплоть до 1960-х годов.

Женская одежда на рубеже XIX-XX веков была представлена следующими видами:

1) чампар – шаровары из ситца ила холста;

2) кÿнек – длинная py6axа туникообразного покроя; тöштöк – накладной праздничный нагрудник, прикреплявшийся к вороту рубахи;

Vолодые телеутки в традиционной одежде на празднике Эл-Ойын на Алтае. 1990 г. Фото Д.А. Функа

Молодая замужняя женщина в традиционной одежде. Дер. Телеуты, 1988 г. Фото Д.А. Функа

Телеутка с покрывалом орын jабу в руках. Дер. Верховская, 1991 г. Фото Д.А. Функа

Крой телеутского женского платья (по полевым материалам Д.А. Функа)

1. воротник (йака / jака)

2. пазушный разрез (тӧш ойын), обшит шнуром (теек) для петель

3. рукава (jең)

4. обтачка обшлагов (jең учу)

5. подоплека из тонкого ситца (jарыңат) на груди и спинке

6. спинка (кӧкси/кӧксӱ)

7. ластовица (киштек)

8. подол (эдек)

9. клинья (чаабу)

10. обтачка подола материалом красного цвета (аадым)

11. подоплека (материалом черного цвета) на груди под пазушным разрезом (тӧш кал’jи)

 

 

З) легкая верхняя одежда: телен – из шерстяной или плотной ситцевой материи черного цвета на подкладке; чиймек – свадебный шелковый халат с ярким тканым воротником и рази цветными шелковыми кистями; очкор – шелковый халат длиной до щиколоток, носившийся по праздникам поверх шубы, при верховой езде полы очкора пристегивались к петлям подмышками;

4) теплая верхняя одежда: каптал – шуба на подкладке; телен-сырмал , или сырмал – теплый стеганый халат; купайка – короткая праздничная стеганая безрукавка; тон – шуба; известно, что праздничные шубы покрывались атласом и оторачивались мехом выдры; 5) кур – цветные тканые пояса;

6) обувь: чарык – кожаные чирки без голенищ и улунта / мынта – сапоги из овчины с высокими голенищами и с вышивкой на подъеме из шерстяных или шелковых ниток ( jибек мынаң сайган ), носившиеся с вязаными или суконными чулками.

Колодки ӱлгӱ для шиться традиционной кожаной обуви. Дер. Телеуты, 1988 г. Фото Д.А. Функа

 

Из головных уборов ( пöрÿк ) были распространены конической формы шапки из стеганой материи, с обшитым бархатом отворотом, с кистью на макушке; турпа-пöрÿк – зимние шапки из овчины с бобровой оторочкой; киш-пöрÿк – собольи шапки, и эчичке / астÿчке – шапки, близкие по покрою к собольим, но обшивавшиеся мерлушкой. Уже в XIX веке традиционные на тот период женские головные уборы начали вытесняться покупными ситцевыми или шелковыми платками ( кыймат плат ). Любопытно, что во второй половине 1990-х гг. попытка новых руководителей телеутского фольклорного ансамбля «Солоңы» (‘радуга’) одеть участников ансамбля в шапки традиционного покроя, изготовленные по сохранившимся выкройкам, вызвала активное сопротивление пожилых участниц ансамбля, пытавшихся отстоять «традиционные» телеутские платки.

Особую яркость женской одежде придавали украшения. Кроме упоминавшегося нагрудника-тöштöк, женщины носили накосные украшения ( чач пуш – у девушек и тана – у женщин), медные или серебряные серьги ( сырга , мончокту салманчык

Старинная серебряная серьга салманчык. Дер. Телеуты, 1989 г. Фото Д.А. Функа

), а также кольца, перстни, браслеты, броши. Кроме обычных меховых, женщины также носили вязаные шерстяные рукавички ( суботко ).

 

В отличие от мужской, телеутская женская одежда сохраняется в современном повседневном бытовании у телеуток среднего и старшего возраста, а как свадебная одежда и у большей части молодежи. И все же процесс вытеснения традиционных форм коснулся и женского костюма. Исчезли купайки, очкоры, капталы, шапки-астÿчке и турпа-пöрÿк; кожаные чирки носят лишь представительницы самого старшего поколения. Выбор материала для платья– кÿнек в последние 30-40 лет в значительной мере зависел от моды, но предпочтение обычно отдавалось плотным тканям, например, в 1980-90-е годы – парче. Тогда же широко использовалась и покупная среднеазиатская бижутерия.

Отдельные виды телеутской традиционной одежды ( кӱнек, сырмал, каптал, тон ) сближаются по названию и покрою с одеждой народов Южной Сибири, Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа. Наряду с этим, в частности, в женской одежде, имеются своеобразные виды одежды и украшений, полных аналогов которым пока не найдено ( тöштöк, очкор, телен, купайка ). Достаточно обособленно в ряду обнаруживаемых аналогий стоит телеутская обувь, имеющая наибольшее сходство с обувью народов Севера – хантов, манси, эвенков, нанайцев и кетов.

Поселения и жилища

Основным типом поселений (улусов, деревень) телеутов уже к середине XIX века стал стационарный. Преобладала уличная планировка. Усадьбы располагались поблизости друг от друга и были вытянуты вдоль центральной улицы иногда на 2–3 км. Большинство улусов не имело ярко выраженного членения по родовому или этническому признаку. Исключение составляли “концы” или “кварталы”, существовавшие, впрочем, как в телеутских, так и в русских деревнях.

На рубеже XIX – XX вв. у телеутов было несколько основных типов жилищ.

1. Постоянные каркасные наземные постройки конического типа из жердей и коры или бересты: жилая юрта аланчык и шаманский чум сööлтÿ , близкие конструктивно и по назначению аналогичным постройкам южных алтайцев, хакасов, тувинцев (в первом случае) и северных алтайцев (во втором). Возможно, ко времени широкого бытования подобного рода построек в качестве жилищ относятся воспоминания о способах сидения на полу, на кошме. Поджав под себя ноги “по-турецки” ( пакташтанып отур ) мог сидеть глава семьи – мужчина, если в юрте не было гостей, либо все, наиболее уважаемые и старые гости и члены семьи – мужчины. Мужчины среднего возраста сидели на правой ноге, левая была согнута в колене; женщины – на левой ноге, согнув правую ногу в колене ( чöгöдöп отур ).

2. Постоянные прямоугольные полуподземные жилища – каркасные или срубные. Оба типа, именуемых обычно “полуземлянка”, назывались по телеутски jер ÿй / йер ÿй (земляной дом) или кышту (зимник). Полуземлянки были невысокими, от 1,5 до 2 м высотой сооружениями с плоской или двускатной самцовой крышей. Снаружи стены обкладывались дерном или дополнительно для прочности обшивались плетнем. Справа от входа, ориентированного на восток, располагалась глинобитная печь. Такие полуземлянки, близкие конструктивно к телеутским, были известны северным алтайцам, шорцам и хакасам, а также долгое время сохранялись у потомков томских телеутов-калмаков. Последние землянки сохранялись у бачатских телеутов вплоть до середины 1980-х годов.

3. Летние срубные четырехугольные юрты – йайгы ÿй , или йайлы (летний дом, летник). Эти сооружения, известные в качестве жилых построек у телеутов с 30-х г. XVIII в., к началу XX в., например, у бачатских телеутов, сохранялись в небольшом числе лишь в качестве амбаров или кладовых. В плане они представляли собой квадрат с размером сторон чуть более 4 м. Сруб ставился высотой в 6–8 венцов. Каркасная крыша имела вид четырехгранной усеченной пирамиды. 5–7 балок, образовывавших остов крыши, укладывались друг на друга край на край. Вверху крыши оставляли дымовое отверстие. Поверх балок (перпендикулярно к ним) укладывали тонкие жерди, хворост и дранку. Вся конструкция крыши засыпалась землей и кусками дерна. Роль “потолка”, удерживающего дёрн, выполняли тонкие балки над верхним венцом сруба.

Этот тип жилища был известен также южным алтайцам и алтайским телеутам под названием “ агаш аил ”, а близкая к телеутской конструкция крыши была известна даже якутам.

Наибольшее распространение во второй половине XIX – XX вв. получили у телеутов жилища, сооруженные по образцу домов русских крестьян. Это были большие четырех- и пятистенные избы, избы на две стопы (две камoры, разделявшиеся холодными или теплыми сенями) с двух- или четырехскатными крышами.

 

Достаточно своеобразным было внутреннее убранство телеутского жилища. Сразу за порогом ( позого ), с правой стороны у стены ( эпчи jаны – женская сторона) стояла печь. Напротив печи, у противоположной входу стены ставили кровать, изголовьем обращенную к правой стене. Если в доме жило две семьи, то вторая кровать была с левой стороны от порога ( эр jаны – мужская сторона), ногами к порогу. Все свободное пространство между печью и кроватью (или между обеими кроватями) вдоль стен было занято лавками. На лавках ставились ящики. В переднем углу ( тöр ) устраивалось некое подобие “божницы” – прибивали лубочные картинки, плакаты или же ставили икону. Кухонная посуда и самовар хранились на лавке около печи или на прибитой к стене полке.

Из нескольких обязательных элементов состояла постель ( тöжöк ): I) собственно тöжöк – перина из птичьих перьев или оленьей шерсти; мешок для перины шили из полосатого тика или набойки; 2) кийис – войлок; З) кöңдöлö – стеганое одеяло с одной клетчатой стороной и (или) 4) орын jабу ( кыймаш ) – простыня, или скорее, покрывало, на котором на один конец шириной до 30-40 см были нашиты цветные лоскуты (фото 013); сверху на постель укладывали несколько подушек ( jастык / йастык ). В начале XX в. изредка встречались особые старинные украшения йастык паш (голова подушки), представлявшие собой доски, обтянутые кочмой из верблюжьей шерсти и украшенные аппликацией из цветного сукна и бархата. Кровать занавешивалась пологом ( кöжöгö ), прикреплявшимся на палке к потолку.

Традиционные хозяйственные постройки телеутов различных групп имели некоторые особенности, объяснявшиеся основной хозяйственной направленностью. Наиболее распространены были амбары, бани ( мылча ), загоны для скота ( чулан ), хлевы ( хлевушке , или қажаган ), курятники ( қуш уайзы , или қажаган ). В качестве ограды использовались плетни (

Традиционный телеутский плетень (ограда) и хозяйственные постройки во дворе. Деревня Челухоево, 1999 г. Фото Д.А. Функа ).

 

На рубеже XIX-XX веков новые дома обычно строились выше по течению реки. По материалам Данилина, это делалось из-за опасения заражения какой-либо болезнью от нечистот, скапливающихся вокруг старых жилищ. Не менее важной причиной подобного выбора места для нового дома была и боязнь “душ”— двойников умерших родственников ÿзÿт . По представлениям телеутов, в жилище, построенное ниже по течению реки, ÿзÿт может прийти, а выше по течению — нет. Этот запрет, вероятно, являлся следствием представлений о реке как о пути в страну мертвых, в страну узютов. У шорцев, например, до сих пор сохранились воспоминания об отправлении узютa на небольшом плоту вниз по реке в “страну ÿзÿт'ов”.

Место для построек старались выбирать ровное и теплое, что определяли по количеству теплых испарений на этом месте в вечернее время. Строились, в основном, весной, так как весной было больше свободного времени, и весна считалась началом года, цветения, новой жизни вообще.

При закладке дома женщинам присутствовать запрещалось. Возможно, этот обычай является далеким отголоском представлений о строительстве жилица как об акте соitus мужчин-строителей и “женщины”-земли.

Бревна для дома старались рубить в последних числах месяца. Если же бревна были срублены в первых числах месяца, то телеуты верили, что вскоре эти бревна могут сильно растрескаться. Такая же примета была и в отношении печи: если ее сделать в первых числах месяца, то она может быстро растрескаться и начать пропускать дым.

Если течение трех лет в новом доме никто не умер, то считалось, что место выбрано хорошо и дом — счастливый.

Запрещалось строить двухэтажные дома, так как женщина, поднявшись на верхний этаж, могла оказаться над мужчиной. По этой же причине женщине нельзя было находиться на полатях, особенно, если в доме был кам (шаман), который из-за этого мог лишиться шаманской силы, мужчина не мог сам лазить в подпол, а если же все-таки это необходимо было сделать, то он предварительно высылал из дома всех женщин. Объяснялось это, по-видимому, представлениями о женских вещах и вообще о женщине как средоточии отрицательных, “вредоносных” качеств. Подобные запреты налагались на женщину и по отношению к предметам убранства коня: ей запрещалось переступать через седло, хомут, оглобли. Если женщина садилась на мужское седло или только наступала на него, то седло немедленно окуривали, “очищали” огнем.

При постройке нового дома из нового материала телеуты устраивали “свадьбу дома” ( уй тойы ). Данилин писал: «Хозяин оповещает соседей, все население собирается в новый дом. Предварительно кам в сопровождении хозяина брызгает, обходя все углы, араку всем добрым духам (байана), перечисляя их имена. Гости приносят хозяину подарки: яйца, калачи, водку, кладут на стол деньги. Хозяин угощает их всем принесенным и своим угощением. При этом поют различные (обыкновенные) песни. Гуляют целый день, ходят друг к другу в гости». Ряд черт, несомненно, сближают ÿй тойы с настоящей свадьбой.

Современные жилые дома телеутов не только в таком крупном селе, как Беково, но и в некоторых прежде маленьких деревнях, например, в деревне Телеуты на окраине города Новокузнецка не только сохраняют отдельные традиционные конструктивные особенности, но и поражают своим стремлением к разнообразию. Все чаще встречаются многоэтажные деревянные и кирпичные дома.

Средства передвижения

Основным способом передвижения телеутов была верховая езда на коне. На конях ездили на охоту ( аңдап аттанарга ), перевозили грузы вьюком и в упряжи, соревновались в конных бега ( jарыш ), оповещали родных о свадьбе, рождении ребенка, о смерти человека, ездили в гости.

Полный набор конской упряжи включал ряд обязательных принадлежностей. Узда ( йÿген ) (

Конь в традиционной телеутской узде, плетеной из сыромятных ремней. Деревня Челухоево, 1990 г. Фото Д.А. Функа

) состояла из нескольких ремней и по типу была близка к подобным уздам, известным на Алтае, в Хакасии, Туве, Казахстане: трензель (или мундштук) ( сулук – собств. ‘удила’) и два кольца по обеим сторонам рта ( кÿме ), к которым привязывался повод ( тискин ), два боковых ремня ( j аақту ), пропускавшиеся за ушами, наносник ( каңдар ), соединявший боковые ремни посередине головы, подбородочный ремень ( саңтырга ). Недоуздок ( нокто ), как и узда, обычно плелся из сыромятных ремней либо из конского волоса. Слева к недоуздку привязывалась двухметровая веревка или ремень чембур ( чылбыр ). При посадке на коня – всегда и обязательно с левой стороны ( ат минер jаны , или аттанар jаны ) – чылбыр наматывали на левую руку и левой же рукой брали повод. В правой руке во время езды держали кнут ( қамчы ), почему и правый бок коня называли қамчы jаны .

 

Ряд обязательных элементов включал и седельный набор (потник, чепрак, подпруги и т.п.). Седла у телеутов были как мужские, так и женские (свадебные, для различных праздничных выездов). Среди последних, известно уникальное женское седло XVIII века. Луки этого седла были обиты синей “кожей булгар” и украшены медными бляхами, в том числе и в виде львов ( парс )

Прорисовка изображений на передней и задней луках женского свадебного седла XVIII века из фондов МАЭ РАН (рис. Г.М. Афанасьевой)

a – передняя лука седла

b – задняя лука седла

 

Накладка на передней луке женского свадебного седла XVIII века. Деталь. Фото Д.А. Функа

 

 

Для перевозки грузов использовали либо вьючные седла ( ыңырчақ ), либо запрягали лошадь в телегу ( абра ) или в сани ( чанак ), придавливая груз бастрыком-придавкой ( пазыру ). Использовались и двухколесные повозки-таратайки.

Зимой телеуты использовали прямые скользящего типа лыжи ( чана ), известные всем тюркским народам Саяно-Алтая. К голицам ( қаңай ) крепилась обивка из конского камуса ( пычқақ ). Крепление для ног обычно было трехпетельным.

Охотники перетаскивали добычу по снегу с помощью волокуш ( сÿÿретме ), делавшихся из половины конской шкуры.

Были известны телеутам и средства передвижения по воде: лодки – дощатые, реже – долбленки ( кеме , тос кеме ) и плоты ( сал ) для спуска по реке, управлявшиеся деревянными веслами.

С вхождением в мир современной индустриальной культуры обычными средствами передвижения стали автомобили и мотоциклы. Машина даже в семьях среднего достатка уже давно не считается средством роскоши, как это было в советское время.

Сообщение между деревнями, в которых компактно проживают телеуты, осуществляется также на городских и междугородных автобусах.