Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Функ Дмитрий Анатольевич

Телеуты. Окружающее общество и экономика региона

 

Кемеровская область — Кузбасс расположена на юго-востоке Западной Сибири. Протяженность области с севера на юг почти 500 километров, с запада на восток — 300 километров. Площадь региона — 95,7 тыс. кв. километров, что составляет 0,6% территории Российской Федерации.

В географическом отношении регион уникален по сочетанию природных зон, в различной степени экономически освоенных и различающихся по социально-экономическому профилю.

Для северной части области характерны ландшафты Западно-Сибирской равнины, предоставляющие возможности для развития сельского хозяйства. Соответственно, северная часть региона охватывает районы с преимущественно аграрной специализацией.

На Востоке и Северо-Востоке региона расположен горный массив Кузнецкого Алатау, часть которого занимает одноименный государственный природный заповедник. В пределах восточной части Кузбасса преобладающей отраслью экономики является лесное хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, не составляющая, существенной доли в ВРП.

В Юго-западных районах Кемеровской области расположен Салаирский кряж, на юге — хребты Горной Шории. Исторически именно эти районы, а также часть расположенной в центре Кузбасса Кузнецкой котловины являются центрами первичной индустриализации, которая берёт свое начало со второй половины XVIII столетия в связи с открытием и началом разработки месторождений железа, серебра, и впоследствии, цинка, свинца и полиметаллических руд и, конечно, каменного угля. В настоящее время в экономике южной и юго-западной части Кузбасса нарастает доля интенсивно развивающейся индустрии туризма и рекреационных услуг, чему способствует колоссальный потенциал уникальных горных ландшафтов, предоставляющих возможности как для качественного зимнего отдыха на горнолыжном курорте Шерегеш, так и летнего туризма в живописных районах Горной Шории и Салаира.

Однако развитие в Кузбассе туристических кластеров как ставка в региональной стратегии социально-экономического развития — скорее, дело отдалённого будущего. В настоящее время регион и, прежде всего, его южная, юго-западная, и в большей степени центральная часть — где как раз и расположены основные места традиционного проживания телеутов — полностью сохраняют свой индустриальный старопромышленный уклад, в основе которого в настоящее время лежит добыча полезных ископаемых (энергетических и коксующимся углей), составляющая более 20% в ВРП, а также сопутствующие обрабатывающие производства (ок. 19% ВРП). Важную роль в экономике региона играют также развитая в пределах южной части Кузбасса черная и цветная металлургия, химическая промышленность. К числу отраслей региональной экономики, не составляющей основу ее базового сектора, но формирующим заметные доли ВРП, относятся (промышленное) машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, пищевая и легкая (перерабатывающая) промышленность.

Кузбасс — экспортоориентированный регион. В 2020 году внешнеэкономическая деятельность осуществлялась со 111 странами мира. На экспорт отправлялось свыше 50% добываемого угля и производимой металлургической и химической продукции. В основном речь идет об энергетических углях, поставляемых на европейский рынок и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В существующих условиях нарастающей турбулентности на рынках энергоносителей и, в частности, нестабильного спроса на отдельные марки угля, нарастает уязвимость существующей экономической модели в связи с угрозами снижения объемов экспорта сырья. Соответствующие риски характерны и для развития социально-экономической ситуации, в связи с чем в центре региональной повестки находятся вопросы диверсификации экономики, в т.ч. за счёт развития новых отраслей и увеличения добавленной стоимости продукции базового сектора.

Особенности экономической модели Кузбасса, его старопромышленный уклад с сырьевой и экспортной ориентацией отраслей базового сектора предопределяют и специфику социального профиля региона в части состава населения, его распределения по территории и отраслям экономики, текущих социальных процессов и встроенности в них коренных малочисленных народов, в т.ч. локальных групп телеутов.

Кузбасс - наиболее урбанизированный регион в составе Сибирского федерального округа. Численность постоянного населения на 01.01.2021 г. составляла 2 604 272 чел. или 14,3% от численности населения СибФО и более 2% от населения РФ. Доля городского населения превышает 85%, что исторически предопределено концентрацией населенных мест вблизи от развивающихся индустриальных центров. На территории региона присутствуют две крупные (приблизительно равноразмерные, 500+ тыс. чел.) городские агломерации - Кемеровская в северной части и Новокузнецкая - на юге. По количеству городских поселений (их в Кузбассе 22) и плотности населения (23,8 чел. на 1 км 2 ) Кемеровская область лидирует среди регионов Сибирского федерального округа. Концентрация населения Кузбасса в пределах городских поселений имеет устойчивую тенденцию к усилению приблизительно с 1980-х гг. по настоящее время, в связи с чем в регионе стремительно сужается пространство для развития аграрной культуры и соответствующих ей паттернов, в т.ч. характерных для регионального сообщества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Национальный состав населения Кемеровской области - Кузбасса характеризуется абсолютным преобладанием русских (>93,5%). Статистически значимы по численности населения также группы татар (>1,5%), украинцев (0,8%), немцев (0,9%). Группы коренных малочисленных народов Севера, Cибири и Дальнего Востока РФ, чьи территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности находятся в Кемеровской области - Кузбассе - шорцы, и телеуты [Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р (ред. от 09.04.2022) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»] в общем составе населения региона не превышают 0,75%. Значительная часть территорий их традиционного проживания находится либо непосредственно в пределах подработанных предприятиями угольной промышленности территорий, либо вблизи от них, по причине чего не только затруднены (чаще попросту невозможны) практики традиционного природопользования, право на которые — одно из ключевых прав коренных малочисленных народов, закрепленное в федеральном законодательстве, [Федеральный закон (от 07.05.2001 No 49-ФЗ) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2020 No429-ФЗ)] и региональном [Закон Кемеровской области (No16-ОЗ от 11.03.2014) «О коренных малочисленных народах Кемеровской области»] но и само существование отдельных поселений коренных малочисленных народов там, где они исторически возникли и длительное время (несколько столетий) существовали, ставится нередко под угрозу, поскольку соответствующие земли оказываются в составе лицензионных участков недр, предназначенных для разработки месторождений полезных ископаемых (в основном каменного угля и металлических руд). На современном этапе социально-экономического развития Кузбасса случаи ликвидации такого рода населенных пунктов и релокации их населения в районы, свободные от горных разработок, далеко не единичны и все чаще повторяются по мере движения угольных / горнорудных компаний по арендуемым участкам недр. Максимально острые кейсы предшествующего периода — ликвидация шорского посёлка Казас на территории Мысковского городского округа. В контексте данных острых, в смысле социального напряжения, ситуаций Кемеровская область - Кузбасс как один из ключевых ресурсных регионов России демонстрирует важные и уникальные иллюстрации социальных проявлений ресурсного экстрактивизма, исследования которого связаны не только с попыткой объяснить социальное воздействие добывающих индустрий на уязвимые группы населения (в т.ч. коренных малочисленных народов), но также разработать приемлемые шкалы оценки этого воздействия, применимые для целей аналитики, поддерживающей социальную / этнонациональную политику как на федеральном, так и региональном (в регионах ресурсного типа) уровнях.