Вернуться

Дыренкова Надежда Петровна


Дыренкова Надежда Петровна (из статьи В.П. Дьяконовой http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Direnkova.html ) входит в первую плеяду виднейших советских этнографов, получивших специальное образование в 20-30-е годы. Она, как и С.М. Абрамзон, Г.М. Василевич, С.В. Иванов, Л.П. Потапов, Г.Н. Прокофьев, Н.В. Кисляков, Г.Н. Чернецов, была первой выпускницей ленинградской школы этнографов, созданной Л.Я. Штернбергом и В.Г. Богоразом.

В числе студентов вновь созданного (в 1918 г.) этнографического факультета Географического института в Ленинграде была Н.П. Дыренкова. Она родилась 31 мая 1899 г. в д. Соснинка Новгородской губернии в семье лесопромышленника. Отец умер в 1910 г., и она вместе с братом и сестрой воспитывалась матерью-вдовой. После окончания гимназии в Ленинграде Надежда Петровна начинает самостоятельную трудовую деятельность и оказывает посильную материальную поддержку семье. В 1918 г. учительствует в г. Луг (под Ленинградом, ныне Санкт-Петербургом) в Советской трудовой начальной школе, а осенью 1920 г. Лужский отдел народного образования направляет ее в Ленинградский педагогический институт. Но оттуда она переводится на этнографический факультет Географического института, который успешно заканчивает в 1925 г.

Свои первые научные шаги Н.П. Дыренкова, будучи еще студенткой, начала под непосредственным руководством Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораза. Она сразу стала заниматься этнографией тюркских народов Сибири и по настоянию своих учителей включила в круг своих интересов изучение языков этих народов. По языкам ее готовили выдающиеся тюркологи – академик А.Н. Самойлович и проф. С.Е. Малов. Она была их любимой и самой способной ученицей. Учителя и их ученица навсегда сохранили самые добрые отношения и творческие контакты друг с другом.

Будучи еще студенткой, Н.П. Дыренкова совершает несколько самостоятельных экспедиций на Алтай, где совершенствуется в языках, собирает этнографический и фольклорный материалы.

После окончания института, по предложению Л.Я. Штернберга Н.П. Дыренкова была оставлена на факультете младшим ассистентом. С 1928 по 1930 гг. она занимает должность старшего ассистента и и.о. доцента. На этнографическом отделении ЛГУ и Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ) Н.П. Дыренкова ведет семинары и читает курсы лекций по различным вопросам этнографии и языкознания тюркских народов Сибири. К моменту окончания Географического института, помимо преподавательской работы, ее как сложившегося специалиста-этнографа приглашают на должность практиканта в Музей антропологии и этнографии. Здесь в кабинете (т.е. в секторе) Сибири она проработала с 1931 вплоть до 1941 г. в качестве старшего научного сотрудника. За время работы в МАЭ она прошла аспирантуру при АН СССР. В 1935 г. Президиум АН СССР присуждает ей ученую степень кандидата наук этнографии, без защиты диссертации.

Научно-исследовательскую работу в МАЭ и ИЭ АН СССР Н.П. Дыренкова всегда сочетала с преподавательской деятельностью в Ленинградском университете, Институте народов Севера. «Северянам» с 1926 по 1932 г. Надежда Петровна преподавала шорский язык.

Полевой, экспедиционной работой Н.П. Дыренкова начала заниматься еще в студенческие годы и на протяжении всей своей недолгой жизни придавала ей огромное значение. Только за время с 1924 по 1932 г. она совершила шесть экспедиций, из них три в разные годы – в Горную Шорию, затем на Алтай, в Хакасскую автономную область и Киргизию. В 1932 г. во время экспедиции Н.П. Дыренковой от солнечных ожогов заболела волчанкой (на лице и теле) и не смогла излечиться до конца жизни. Особенно результативными ее экспедиционные поездки оказались в отношении фольклорных материалов. На локальных тюркских языках ею записаны сотни образцов фольклора шорцев, телеутов, кумандинцев, челканцев, теленгитов, чулымских тюрок.

Н.П. Дыренкова была неутомимым пропагандистом фольклора и исследователем языка тюркских народов Сибири. Наряду с шорским и алтайским, столь же весом ее вклад в развитие хакасского языкознания. С конца 30-х годов в Ленинградском университете Надежда Петровна, помимо шорского и алтайского, ведет преподавание хакасского языка.

С конца 20-х годов она публикует ряд статей по этнографии тюркских народов Сибири, ставших классическими, к которым и поныне обращаются специалисты, занимающиеся проблемами традиционных систем мировоззрения, культов, семейно-брачными отношениями, шаманством. Среди них такие «настольные» выдающиеся работы как "Культ огня у алтайцев и телеут", «Умай в культе сибирских тюрок», "Получение шаманского дара у турецких племен", "Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири" и др. Публикации Н.П. Дыренковой становятся известными не только среди советских специалистов, но привлекают внимание своими оригинальными материалами и зарубежных исследователей. К ХХШ Международному конгрессу, по приглашению известного американского ученого и президента конгресса Франца Боаса, Н.П. Дыренкова готовит доклад «Культ медведя у тюркских племен Сибири». Ф. Боас находился в личной переписке с Н.П. Дыренковой и высоко ценил ее научные исследования в области изучения традиционных культур, языков и фольклора народов Алтая. Доклад ее о культе медведя был опубликован в трудах Конгресса, в 1934 г. в Анкаре состоялся Всемирный тюркологический конгресс лингвистов. На конгресс Н.П. Дыренкова представила доклад: «Значение термина "бура" у алтайских тюрков, относящихся к культуре лошади и оленя». К этому же конгрессу под руководством академика А.Н. Самойловича Н.П. Дыренкова сделала научное описание коллекций предметов быта, культа и народных инструментов алтайцев. Эта коллекция была передана АН СССР в дар этнографическому музею в Анкаре. Ее доклад, научное описание коллекции по культуре алтайцев стали научной сенсацией, Лингвистического конгресса тюркологов. Министерство иностранных дел Турецкой республики на уровне посла специальным письмом выразило АН СССР благодарность, где высоко оценивался труд А.Н. Самойловича и Н.П. Дыренковой, за ценнейшие образцы и сведения о культуре народов Алтая.

За свою короткую жизнь Н.П. Дыренкова опубликовала чуть более тридцати работ по этнографии, языку и фольклору тюркских народов Саяно-Алтая. Все они не потеряли своей научной ценности и в наши дни, ссылки на ее статьи по этнографии, фольклору, языку в настоящее время делаются в работах специалистов не только по тюркским народам. Мировая тюркология и поныне высоко чтит научный вклад Н.П. Дыренковой в тюркское языкознание, фольклор и этнографию.

Ее научный архив (сохранившийся не полностью) находится в Санкт-Петербурге, в МАЭ РАН. Умерла Н.П. Дыренкова в блокадном Ленинграде, на работе, 28 октября 1941 г. После смерти ее полевые материалы и рукописи оставались в секторе Сибири Института. Лишь в 1950 году они были переданы В.В. Антроповой (сотрудницей этого сектора) в архив без предварительной научной обработки. В настоящее время фонд Н.П. Дыренковой переработан, материалы его включены в одну опись, которая составляет 270 единиц хранения.