Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН |
Негидальцы. Духовная культура
По мнению Гапановича, христианство негидальцы восприняли лишь с внешней обрядовой стороны (Гапанович 1927). У негидальцев шаманами были как мужчины, так и женщины. Для камлания использовался особый костюм. У начинающих шаманов в состав костюма входил пояс, бубен, халат или передник. Более опытные обзаводились юбками, обувью, шапками и другими вещами. Профессиональные шаманы имели два костюма: один состоял из запашного халата из ткани, украшенного свисающими полосками из шкур животных, кожаной шапочки особого покроя и других атрибутов – гремящего пояса. Зеркал, нагрудника и рукавиц; второй по внешнему виду схож с эвенкийским, был обильно украшен бахромой на подоле, рукавах, вороте, полах. Сзади негидальского шаманского кафтана подвешивали хвост – толстый жгут из кожи и меха. Каждый шаман в зависимости от ранга обладал различными атрибутами – латунные зеркала толи, гремящий пояс ямха. Имевший вид ремня с прямоугольным куском кожи на пояснице. Все шаманские атрибуты создавались только сородичами, которые обращались за помощью к шаману. Конусообразные подвески для пояса делались местными кузнецами. Необходимой частью шаманского облачения были рукавицы из рыбьей кожи и хлопчатобумажной материи. Рукавицы разрисовывались изображениями змей, ящериц. Лягушек черного и красного цвета. Шаманы использовали головной убор хоя , упси , уфси , имевший шлемовидную форму. У опытных шаманов верх головного убора заканчивался металлическими рожками. Женщина-шаман, кроме одежды. Характерной и для мужчин, надевала специальный женский нагрудник уиса – четырехугольный кусок светлой хлопчатобумажной ткани с широкой черной полосой по сторонам. Кроме нагрудника у женщины был и наспинник дорохся . На голову шаманка надевала платок с различными магическими изображениями (История и культура 2014: 111).
Шаманский бубен негидальцев унгтувун относится к дальневосточному типу и имеет овальную форму, достигал 30-60 см в диаметре, имел узкую обечайку, рукоять–кольцо, прикрепленную четырьмя ремнями. Колотушка гесавун была чуть изогнутой формы. Изготавливалась из березы, ударная часть обтягивалась мехом таежных копытных, на тыльной стороне для придания руке ловкости рисовали или вырезали помощников шамана – ящериц и змей. Для лечения заболеваний негидальские шаманы использовали разнообразную скульптуру: зооморфную, орнитоморфную, полиморфную и т.д. Самыми сильными в лечебной скульптуре негидальцев были изображения аями , которые использовались для лечения различных болезней (История и культура 2014: 170-171).
Негидальцы использовали для камлания специальные постройки. Использовался в ритуальных целях шаманский комплекс наннанндяк , состоящий из трех частей: чум дулу , галерея дарпе, представлявшая комплекс монументальных деревянных скульптур и ассоциировавшаяся с верхним миром и жизнью, галерея онаннкан , которая ассоциировалась с нижним миром, рекой мертвых и смертью. Занимаемая чумом площадь символизировала средний мир. В центре чума устанавливалось шаманское дерево туруу – высокая молодая лиственница, вершина которой выходила в дымовое отверстие (История и культура 2014: 99).
По воззрениям негидальцев. Мир состоял из трех частей: нижнего, среднего и верхнего миров. Центральным считался средний мир (История и культура 2014: 152). Высшей силой считался хозяин неба Боа , Буа , Буга . Этот же термин использовался для обозначения неба, конкретной местности, погоды. Одним из главных помощников неба Боа считался гром Агды . В его подчинении находились дождь, гром и молния. Большим уважением у негидальцев пользуется образ хозяина огня Подя или Пудя . Один из главных злых духов в верованиях негидальцев – амбан . Особое место в верованиях негидальцев занимают образы таежных существ – карликов и великанов (История и культура 2014: 153-158).
У негидальцев существовали тотемические верования и совершались связанные с ними специальные ритуалы. В воззрениях негидальцев о предках прослеживается связь с медведем, а также тигром. У негидальцев существовал целый комплекс запретов по отношению к человеку, которого поранил медведь. Такого человека негидальцы называли галигда – «меченый, несущий несчастье». Особое отношение к медведю проявляется в медвежьем празднике наска . На медвежьем празднике осуществлялось ритуальное убийство специально выращенного медведя. Череп и кости медведя сохраняли в священном месте. На медвежьем празднике использовалось музыкальное бевно из ствола лиственницы. По которому пожилые женщины барабанили двумя палочками каждая, соблюдая особый ритм (История и культура 2014: 161-168).
Жертвенным животным у негидальцев также служила специальная собака. Она принимала участие в похоронном обряде, в жертвенных шаманских ритуалах. При лечебной обрядности шаман наделял собаку статусом жертвы для духа, укравшего душу заболевшего человека. Такую собаку называли сэксэ нинакин , что значило «кровавая собака». Жертвенная собака должна была обладать необычными свойствами, например, иметь разный цвет глаз, необычный окрас и т.п. Негидальцы наделяли магическими свойствами собаку с черным окрасом и светлыми бровями. Считалось, что она может различать злых духов и общаться с ними, так как обладает двумя парами глаз. Брови-«глаза» наделялись этой магической функцией (История и культура 2014: 73-74). Собаку убивали на медвежьем празднике в честь души медведя (История и культура 2014: 18).
У верховской группы негидальцев главным жертвенным животным в шаманском обряде был олень. Его приносили в жертву небесной старухе у специального шаманского сооружения, состоявшего из трех лиственниц (История и культура 2014: 174).
МАЭ № 1838-268.
Жертвенник в лесу.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,4 см х 8,0 см.
Покойников негидальцы хоронили в гробу олдосо , который устанавливали на два пня или высокий помост тывлан (История и культура 2014: 99). Под влиянием православной традиции похоронные обряды негидальцев существенно изменились. Уж в конце XIX века получило распространение захоронение в земле в деревянных гробах. На могилах по христианскому обычаю устанавливались кресты. В настоящее время похороны у негидальцев и русского населения практически идентичны. После захоронения на 9-й и 40-й день проводятся поминки. На могилах негидальцы оставляют испорченную посуду, вещи покойного (История и культура 2014: 179).
Негидальцы совершали различные ритуалы для промысловой удачи. Бытовали магические обряды. Основанные на вере в возможность переноса отдельных физических и умственных характеристик с человека на животное и обратно. Негидальцы соблюдали различные промысловые запреты. Связанные не только с охотничьей этикой, но и с понятиями промысловой территории, права на добычу. Запрещалось не только забирать, но и трогать чужую добычу. Для удачной охоты использовались различные амулеты (История и культура 2014: 183-184).
У негидальцев существовали сложные и продуманные до мелочей правила поведения беременных. Беременность строго регламентировалась запретами, соблюдение которых было направлено на сохранение здоровья матери и ребенка (История и культура 2014: 193).
Комплекс погребальной и поминальной обрядности негидальцев включает в себя представления о загробном мире, приметах смерти, разнообразные запреты, ритуалы по отношению к умершему человеку. По представлениям негидальцев после смерти душа уходила в загробный мир буни . Потусторонний мир, как они считали, состоял из двух ярусов – верхнего и нижнего. Считалось, что душа человека сама в загробный мир попасть не может и отправлялась туда шаманом при помощи духов-помощников. Умершего человека обеспечивали всем необходимым для странствий в потустороннем мире. Это было охотничье снаряжение. В гроб вместе с одеждой клались кольца, монеты и прочие вещи, чтобы шаману было легче отыскать душу покойного и проводить ее в буни . На мужское захоронение обязательно клались надломленные нарты, лодка-оморочка с пробитым дном, испорченные промысловые орудия. Кроме наземных захоронений негидальцев были воздушные погребения. Погребальные и поминальные обряды всегда выполнялись стариками (История и культура 2014: 206-216).