Вернуться
  Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН

Негидальцы. Общие сведения 

Негидальцы – тунгусо-маньчжурский народ. Территорией их проживания является бассейн Нижнего амура в Хабаровском крае. Негидальцы проживают преимущественно в трех районах края: им. Полины Осипенко, Ульчском и Николаевском. Процесс формирования негидальцев происходил в бассейне р. Амгуни в XVII-XIX вв. В ранних источниках и этнографической литературе негидальцы упоминались под этнонимом «тунгусы». Традиционными занятиями негидальцев исторически являлись охота, рыболовство, собирательство, а ранее также и оленеводство.

Общая численность негидальцев, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 483 чел. (224 муж. и 259 жен.).

Единственным местом компактного проживания негидальцев с учетом интенсивных миграционных процессов, является сельское поселение «Село Владимировка», где на начало 2022 г. проживало около 200 человек.

МАЭ И 1530-165. Негидалец Яков Семенович Семенов (55-60 лет). Стойбище Ленкоди.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

Негидальцы подразделяются на амурскую группу и две территориальные группы амгуньских негидальцев: низовскую и верховскую (История и культура 2014: 25). В поселениях вместе с негидальцами исторически проживали эвенки, нивхи, нанайцы, ульчи и представители других народов Нижнего Амура. В источниках второй половины XIX в. зафиксированы несколько вариантов названия данного народа: нишдальцы, ниегда, негда, нейдальцы, ниждальцы, негеданцы, нигидаттеры, нагидал, нигидальцы (История и культура 2014: 11). Данные названия исходят из русифицированной формы термина нгеида. Означающего на эвенкийском языке «бероговой», «крайний» (нге – «низ склона». «берег», «край»; гида – «сторона») (История и культура 2014: 25). Сахалинские, чумиканские и другие группы эвенков широко использовали термины нгеегидаа (неегда, неегидаа), которые в одном случае служили для обозначения «прибрежного пространства», а в другом назвали негидальцев (Там же). Арманские эвены использовали термин нгеег в значении «береговой, прибрежный» или «крайний». Сахалинские ульта называли негидальцев неегида.

МАЭ И 1530-166. Старуха-негидалка, 70 лет. Стойбище Ленкоди.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

В XX веке к выявленным экзонимам были добавлены такие названия верховских и низовских негидальцев, как элькан бэйэнин, элэкэм бэйэ, олькан боейе (История и культура 2014: 11). Сами негидальцы называли себя елкан бойонин (илкан бэйэнин), что в переводе означало «свой, здешний, местный человек, туземец». В языке охотских эвенков слово «илкан» имеет значение «настоящий». Помимо данного самоназвания негидальцы именовали себя также амнгун бэйэнин, что можно перевести как «амгунский человек, амгунец».

МАЭ № 1838-301. Группа жителей пос. Усть-Амгунь.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, пос. Усть-Амгунь. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,4 х 6,4 см; фото справа 7,4 х 6,6 см.

 

В 1844-1846 гг. А. Ф. Миддендорф зафиксировал у негидальцев в бассейнах рек Амгуни, Нимелена и Тугур 9 родов: Алчакулы, Аюмканы, Муктегры, Ньясекагры, Тапкалы, Торомконы. Удданы, Семакогры и Чукчагеры (История и культура 2014: 27). В конце 20-х гг. К. М. Мыльникова и В. И. Цинциус отметили у негидальцев 13 родов, которые включали 9 вышеперечисленных и 4 новых – Амункан, Басакогил, Сигдан и Хатагиль. Г. М. Василевич упомянула также родовые названия Вакагил и Тумали. Кроме этого, у негидальцев был еще род Самагил (История и культура 2014: 28). Согласно Г. И. Невельскому, несмотря на то что по отношению к негидальцам использовалось общее название «нейдальцы», они большей частью называли себя по урочищам или озерам, например ахтубами, гулями и пульзами. Самоназвание негидальцев «ахтубы» связывается с селением Ухта на левом берегу амура, расположенному напротив современного с. Богородское. Самоназвание «гулями» связывается с тунгусами рода Гулюгир, мигрировавшими в XVII в. на правобережье Амура. Самоназвание негидальцев «пульзами» происходит от гидронима Пильда. Сейчас данное родовое название известно как Пильдунча. Река Пильду впадает в южную оконечность озера Удыль. Жители этой реки связывают свое происхождение с удэгейцами (История и культура 2014: 30).

МАЭ № 1837-89. Групповой портрет местных жителей.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,0 х 18,0 см.

 

Самым многочисленным негидальским родом являлся Нясихагил (История и культура 2014: 34). Например, в 1926 г. наиболее крупными негидальскими родами являлись Нясихагил – 110 чел., Аюмкан – 88 чел., Чукчагил – 48 чел. и Чомохогил – 29 чел. Остальные 9 родов насчитывали менее 80 чел. Верховские негидальцы сородичей с низовьев Амгуни называли ход’он (ходзон) или хэзэни, что в переводе означает «низовские». Низовские негидальцы всех верховских сородичей звали по этнониму рода Чукчагил, а свою группу именовали родовым этнонимом Насихагил (История и культура 2014: 30).

МАЭ И 1464-29. Мать, держащая зыбку с ребенком.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур, конец XX в.
Автор: Шимкевич Петр Поликарпович. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

Соседние народы использовали для обозначения негидальцев различные экзоэтнонимы поясняющего характера: «низовские», «верховские», «прибрежные», «приречные», «амгуньские» и другие названия (История и культура 2014: 41).

На берегу Амгуни. Август 2004 г. Автор фото – В. Н. Давыдов.

 

Переписью 2002 г. в Российской Федерации быо учтено 567 негидальцев, в том числе в Хабаровском крае – 505 человек. В Хабаровском крае негидальцы проживали почти во всех районах. Наибольшее их число было отмечено в Ульчском районе (193 чел.) – в с. Богородское – 24 чел., с. Тахата – 49 чел., с. Тыр – 58 чел., с. Белоглинка – 15 чел.; районе им. Полины осипенко (157 чел.) – в селениях Владимировка – 82 чел., Удинске – 33 чел. и Херпучи – 18 чел. В самом районном центре п. им. Полины Осипенко негидальцев было 12 чел. В Николаевском районе в рабочем поселении Маго проживало 49 чел.; от 1 до 8 чел. – в Амурском, Аяно-Майском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Нанайском, Охотском, Солнечном и Тугуро-Чумиканских районах Хабаровского края (История и культура 2014: 100). Единственным местом компактного проживания негидальцев с учетом интенсивных миграционных процессов, является сельское поселение «Село Владимировка», где на начало 2022 г. проживало около 200 человек (Тунгусо-маньчжурские народы 2022: 650).

Село Владимировка район им. Полины Осипенко Хабаровского края. Автор фото – В. Б. Малакшанова.

 

Село Владимировка. Август 2004 г. Автор фото – В. Н. Давыдов.

 

Согласно данным переписи 2010 г. численность негидальцев составляла 513 человек, из них 480 проживали в Хабаровском крае. По данным переписи 2020-2021 гг. численность негидальцев составила 483 человека.

 

Карта 1. Расселение негидальцев в Хабаровском крае (в % от общей численности народа) по данным Всероссийской переписи 2010 г.