Вернуться
  Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН

Негидальцы. Современная культура и творчество, фольклорные коллективы, профессиональное искусство

У негидальцев бытовала народная фольклорная проза талунг (тэлунг) и улгу(й ). Талунг (тэлунг) – род произведений с вымышленным содержанием, улгу(й) же считаются действительными событиями, происходившими в прошлом. В улгу(й) верили, поэтому их старались передавать точно, ничего не добавляя от себя. Улгу(й) имеют строгий, иногда даже лапидарный канонический текст. Есть улгу(й) , которые рассказывают только мужчины, например миф о небесном охотнике Манги. Талунг (тэлунг) рассматривались как выдуманные. Фантастические произведения. Их исполнение было тетрализованным, допускалась импровизация. К талунг относятся сказки о животных, а также бытовые сказки, сказки героического содержания и др. (История и культура 2014: 242-246).

Особое место в музыкально фольклоре негидальцев занимает песенное творчество ихен. Песни представляют собой индивидуальные импровизации. Сочинялись они «по случаю». Мелодии устойчивы, тексты же не совпадают при повторном исполнении, перестраиваются, изменяются исполнителем. Пели негидальцы без аккомпанемента (за исключением ритуальных шаманских песнопений, сопровождаемых звуками бубна. Негидальские песни условно можно разделить на трудовые. Лирические, плачи, колыбельные и личные, или биографические. Были юмористические и сатирические песни. Особое место занимали шаманские песнопения яаяа . У негидальцев бытовали различные флейты, бубны, свистки, дудочки, манки, струнные и разного устройства самозвучащие инструменты. Использовался деревянный пластинчатый, а также металлический варган (История и культура 2014: 249-252).

У негидальцев бытовал коллективный круговой танец-хоровод хэдзэ , сопровождаемый одноголосным унисонным пением с определенным текстом и ритмическими движениями, сходными с хороводом эвенков и эвенов. Во время медвежьего праздника исполнялись ритуальные танцы чово . В настоящее время в сохранении народного хореографического творчества играет художественная самодеятельность. В Доме культуры с. Владимировка в 1997 г. был организован фольклорный ансамбль «Сивун» («Солнышко»), в его составе было 12 взрослх и 8 детей. В репертуаре ансамбля имеются национальные танцы «Багульник», «Легенда и танец о коршуне», выступление-камлание шамана «Таежные были», «Хадзе» («Танец-хоровод»), танцевальная сюита «Ивун». Исполняются песни на негидальском языке: «Мое село», «Кумалан» («Ковер»), «Аят бугав» (Хорошо живем»). Участники ансамбля исполняют танец коршуна хияачан. Под песенный аккомпанемент исполняются сольные танцы. Например, танец «Тетеревиная игра», исполняемый с имитацией голосов птиц при помощи горлохрипения на вдох и выдох. В сольных танцах «Олененок» и «Медведь» имитируются движения данных животных. В репертуаре ансамбля есть танцы «Хорогдо» («Глухари») и танец ворона «Гаки хокини» (История и культура 2014: 255-256).

В с. Владимировка проводится праздник «День охотника». Гостям предлагают пройти обряд очищения, повязываются цветные ленточки на ветви березы. Обычно демонстрируется выставка декоративно-прикладного искусства негидальских мастериц, организуется концертная программа в исполнении участников ансамбля «Сивун», проводят конкурс этнической кухни, а также спортивные состязания – метание копья на дальность и меткость, гонки на снегоходах. Во время праздника «Последняя тропа» женщины соревнуются в искусстве приготовления русских и негидальских блюд, происходит дегустация блюд национальной кухни. С начала 2000-х гг. совместно с эвенками негидальцы празднуют праздник «Бакалдын» - «встреча друзей и родственников». Во время праздника проводится выставка-продажа изделий местных мастеров (История и культура 2014: 220).