Вернуться
  Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН

Негидальцы. Материальная культура 

 

Основа питания негидальцев – рыба, мясо, растительная пища. Рыбу ловили круглый год. Негидальцы в домашних условиях и на рыбалке ели свежую вареную рыбу. Варили ее большими кусками и ели с ели с лепешками липеескэ и приправами, заготовленными из черемши, дикого лука и чеснока, запивали бульоном. В большом количестве негидальцы заготавливали юколу тэлии , которую употребляли в пищу в сыром, вареном, моченом и слегка поджаренном виде. Из тушеной или вяленой рыбы делали муку, которую добавляли в бульоны, каши, лепешки. Вяленая рыбы использовалась для приготовления рыбного паштета. Из отходов лососевых делали рыбий жир. Икру поджаривали, варили и вялили на солнце. Солить рыбу негидальцы стали в XX веке (История и культура 2014: 115-116).

 

Надеины Анна Порфирьевна (мать) и Дарья Ивановна (дочь) готовы к зимней рыбалке.
Автор фото – В. Б. Малакшанова.

 

В пищу негидальцы употребляли мясо оленя, лося, кабарги, козы, морских животных, птиц. Когда убивали дикого зверя, при его разделке охотники употребляли в пищу свежую кровь. В рационе негидальцев была растительная пища. Они заготавливали берёзовый сок, собирали съедобные травы, коренья, дикорастущие ягоды и плоды, собирали дикий лук, чеснок, молодой зеленый папоротник, Иван-чай. В постсоветский период основу рациона негидальцев составлял отварной картофель с солеными овощами, из национальных блюд сохранялось блюдо талаха , супы, жидкие и густые каши, чай. Напитки из дикорастущих растений (История и культура 2014: 116-119).

Одежда негидальцев по назначению разделялась на повседневную, промысловую, праздничную, свадебную и ритуальную. Повседневная мужская одежда состояла из летнего, осенне-весеннего и зимнего комплектов. В состав мужской одежды входили халаты тэндо , куртки, штаны, головные уборы, обувь и другие вещи. К традиционным материалам, из которых негидальцы шили одежду покроя кимоно, относится рыбья кожа и выделанные шкуры зверей. Халаты уйкыле из рыбьей кожи покроя кимоно были характерны для всех малочисленных народов Нижнего Амура и Сахалина. Со второй половины XIX в. негидальцы стали шить одежду из ткани, которую приобретали у торговцев (История и культура 2014: 101-102).

В холодное время года на халаты, сшитые из ткани, негидалки надевали специальный воротник монгасо из лапок соболя. Мужские халаты подпоясывали узким поясом нукуп . На пояс подвешивалась маленькая сумочка чомпа , кривой нож калта и нож с прямым лезвием кускэ. Когда наступали заморозки на летние рубашки надевали халаты с подкладкой тэты . Зимой негидальцы носили ватные халаты сэлиэн или шубы из шкур диких зверей и собак, выкройка которых соответствовала распашному покрою кимоно. К поясной одежде относились короткие и длинные штаны. С появлением длинных штанов из состава повседневного костюма негидальских мужчин исчезли ноговицы арамус . Обувь по своему покрою подразделялась на поршневидную с короткими голенищами до щиколоток и башмаковидную – сапоги с высокими голенищами до колен. Материалом для пошива обуви служила рыбья кожа, мех оленя и тюленья шкура. На подошву шла лосиная ровдуга. Вместе с торбасами негидальцы носили меховые или сшитые из ткани и ваты чулки докти. Частью негидальского костюма были нарукавники насыпун и меховые рукавицы кохоло. Нарукавниками обматывались кисти рук вместе с краями рукавов халата, чтобы не попадал снег. Рукавицы шили из подстриженного меха изюбря или ровдуги. Подбитой мехом выдры или рыси. Праздничная одежда негидальцев не отличалась от повседневной за исключением обильных украшений с помощью цветных аппликаций, вышивок, подвесок, орнаментов, меховой опушки (История и культура 2014: 102-104).

МАЭ № 107-43. Портрет мужчины в традиционном костюме.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амгунь. 1870-е (?).
Автор: Ланин Владимир. Собиратель-организация: Библиотека Академии Наук. Размеры: 17,0 х 22,0 см.

 

Наряду с повседневной одеждой у негидальцев использовался специальный промысловый костюм. Он состоял из халата, безрукавки или куртки балта распашного типа, сшитой из шкуры козы или сохатого мехом наверх, безрукавки тангама та мехом к телу со съемными рукавами, штанов, головного убора, рукавиц и обуви. При передвижении по зарослям или при свежевании зверя негидальцы надевали кожаные фартуки накпа или юбки даптуни, которую шили из рыбьей кожи, замши или шкуры нерпы. Юбки носили повсеместно как мужчины, так и женщины. Охотники носили головной убор метаха в виде круглой шапки с меховыми клапанами для ушей. Охотники также использовали меховые наушники сепун . Затылок покрывала специальная накидка из ткани (История и культура 2014: 105-106).

Женская повседневная одежда по своему составу и покрою за исключением некоторых деталей не отличалась от мужской. Женские халаты были длиннее мужских, ниже колен и всегда оформлялись цветными полосками и металлическими украшениями, нашитыми на подоле халата ниже орнаментированной полосы. Материалами служили рыбья кожа и различные ткани. Комплект женской одежды дополнялся нагрудниками сала тунгусского типа. У негидальских женщин штаны были только до колен. Женщины носили наколенники с подкладкой. Женские наколенники нана отличались от мужских наличием красочного орнамента и цветных полосок, расположенных в нижней части. Праздничная и свадебная одежда шилась из дорогих тканей, преимущественно шелка, обильно украшалась вышивками и аппликациями. Женские головные уборы изготавливались из бересты, меха и ткани. Зимой женщины носили шапки из собачьего меха в виде глубокого шлемовидного капора, который обтягивался сверху шелковой тканью. Летом использовали берестяные шляпы. В ветреную погоду покрывали голову ситцевым платком, который завязывали под подбородком или на затылке. Для защиты от комаров и мошки негидальцы использовали накомарники-накидки из белой ткани (История и культура 2014: 107-108).

Детская одежда состояла из небольшого халатика в виде распашонки и платка, которым повязывали головку. Детская одежда отличалась от взрослой малыми размерами и качеством материала. Детскую одежду не украшали.

 

Традиционный негидальский орнамент на современной детской одежде.
Ткань, вышивка. Хабаровский край, р-н им. П. Осипенко, с. Владимировка, 2008.
Автор фото - В.В. Лебедева.

 

Ритуальная и поминальная одежда негидальцев состояла из шаманского комплекса верхней одежды, похоронного и поминального костюмов (История и культура 2014: 109-110).

Негидальцы умели самостоятельно изготавливать домашнюю утварь и предметы промысла. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Металлообработкой. Поделками из дерева, кости и рога занимались только мужчины. Только женщины занимались шитьем, обработкой бересты, шкур животных, изготовлением берестяной утвари (История и культура 2014: 86).

МАЭ И 1464-30. Женщина за выделкой бересты.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур, конец XX в.
Автор: Шимкевич Петр Поликарпович. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

Берестяные короба для сбора ягод. Село Владимировка, август 2004 г.
Автор фото – В. Н. Давыдов.

 

Анна Порфирьевна Надеина. Хабаровский край, р-н им. П. Осипенко, с. Владимировка, 2009.
Автор фото - В.В. Лебедева.  

 

            Почти в каждой негидальской семье имелись кузнечные меха, наковальня, тиски, сверла, зубила, молот, клещи и другие инструменты. В конце XIX – начале XX века негидальцы не знали способов добычи руды и плавки железа, поэтому металлические орудия труда чаще всего делались из старых котлов или железа. Полученного от русских или китайских торговцев в процессе обмена на пушнину. В начале XX века у негидальцев появились умельцы по обработке металлов. Негидальские кузнецы знали способы обработки железа, использовали для поделок красную медь и бронзу, плавили свинец. Из цветных металлов они изготавливали разнообразные орудия труда – ножи, пальмы, остроги, скребла. Струги, тёсла. Топоры, наконечники копий и стрел, гвозди, элементы оленьей упряжи, украшения. Из свинца отливали пули (История и культура 2014: 86).

            Кость и рог использовали для изготовления различных колец, крючьев, пряжек для оленьей сбруи, накладок и наверший луков, стрел, домашней и ритуальной утвари (блюда и ложки для медвежьего праздника). При обработке кости использовался нож кото , пилочка игдывун , молоток халкачан , напильник ирэгэ , циркуль. Из дерева негидальцы изготавливали посуду, ящики для слесарных инструментов, столики, детские колыбели, луки для стрельбы, оленьи седла, нарты, лыжи лодки и другие изделия. При обработке дерева негидальцы использовали такие инструменты, как нож кото , молоток халкачан , топор сукэ , струг кугуна , струг для грубой стружки ирэпчине , рубанок для тонкой стружки ханавун , лучковая пила иланта хувун , лучковое сверло пурепчатэ , тесак для колки дранки овун (История и культура 2014: 86).

            Мужчины занимались изготовлением ремней и упряжи. Чтобы ремни дольше сохранялись. Их смазывали топленым нерпичьим салом. Благодаря этому они не трескались в морозы. Для первичной обработки шкуры использовали круглый железный скребок диаметром 5-7 см, с зубчиками по краю, насаженный почти под прямым углом на деревянную рукоятку длиной 25-30 см. Затем шкуру или кожу переминали специальным приспособлением, напоминающим пилу с двумя ручками. Чтобы сделать шкуру оленя или лося водонепроницаемой, ее подвергали дымлению (История и культура 2014: 86-87).

            Бересту обрабатывали женщины. У каждой мастерицы была особая сумка с принадлежностями для шитья, в ней хранились иглы, наперстки, жильные нити, пучки засушенных сухожилий, берестяные трафареты для орнаментов. Из бересты делали посуду для воды мулевун , ведерки мулики , короба хага для рыбы или мяса, посуду для умывания аввун , черпаки соковун . Для хранения чая использовалась берестяная шкатулка цилиндрической формы (История и культура 2014: 88-89).

            В быту негидальцев широко использовалась утварь из дерева. Обработка древесины считалась мужским занятием. Из дерева изготавливали ящики, коробки, детские колыбели. Негидальцы для изготовления домашней утвари использовали также камус, ровдугу, рыбью кожу, лапки птиц и покупную ткань. Каждая негидальская семья могла самостоятельно изготовить необходимые в быту вещи. К концу XIX в. в быт негидальцев широко вошла покупная утварь – чугунные и медные котлы, медные чайники, фарфоровая чайная посуда, серебряные ложки (История и культура 2014: 89-90).

            Жилые постройки негидальцев были наземными, полуподземными и свайными. По своей конструкции они делились на срубные и каркасные. Наибольшее распростронение получили дома каркасного типа. Стены изготавливали из прутьев тальника в виде плетенки и ли забирки из бревен и жердей. Стены из бревен или досок обмазывались глиной. Двускатная крыша покрывалась слоем глины толщиной 5-10 см. Поверх глины настилали траву или заранее приготовленную солому, придавливая ее жердями, которые лежали попарно и скрещивались вверху (История и культура 2014: 92).

            Наиболее распространенным постоянным жилищем у негидальцев являлась полууземлянка харанди , углубляемая в землю до 50 см. Она представляла собой прямоугольный домик с низкими стенами и двускатной крышей, которая покрывалась накатником – длинными тонкими бревнами или толстыми жердями и обмазывалась глиной с примесью травы. Стены представляли собой обмазанную глиной решетку из тальника. Дверь устанавливали на узкой стороне. Полуземлянка освещалась тремя окнами, одно из которых находилось рядом с дверью, а два других – на продольных сторонах. Очаг располагался в центре жилища. Дым выходил в проделанное в крыше отверстие. Подобные полуземлянки просуществовали до конца XIX в. (История и культура 2014: 92).

Постоянное зимнее жилище с кановой системой отопления представляет собой однокамерный прямоугольный дом с вертикальными стенами и двускатной крышей. Вход делали на продольной стороне дома. По трем сторонам жилища под стенами располагались каны и лишь около дверей с правой и левой стороны от стены сооружался глинобитный очаг с вмазанным в него большим котлом. С приходом русских на берега Амгуни негидальцы освоили технику русского домостроения, стали конструировать срубы из толстых бревен. Вместо глины крыши стали покрывать тесом и досками. Дверь располагалась в стене, обращенной к реке с расчетом защиты от ветра. Изготавливали ее из досок, навешивали на петли из кожи дикой свиньи (История и культура 2014: 92-94).

            Негидальцы использовали летние и зимние промысловые постройки. Рыбаки строили корьевые навесы или шалаши. С наступлением тепла негидальцы пользовались корьевым жилищем огдан , которое представляло собой небольшой шалаш с вертикальными стенками и двускатной крышей, сооруженный из жердей и коры огдакса . Данный тип жилища сооружали рядом с зимником или на берегу реки, где шел лов рыбы. Данный шалаш не отапливался, пищу готовили на костре рядом с жилищем. Негидальские охотники строили зимовье уутээн в виде усеченной пирамиды с небольшой прямоугольной рамой вверху, служащей дымовым отверстием. Верховские негидальцы строили также и срубные зимники. В теплое время года негидальцы использовали временное промысловое сооружение полуцилиндрической формы, которое строилось из 6-10 длинных тальниковых прутьев, установленных дугообразно на прямоугольной площадке. Дуги скреплялись продольными шестами, получался каркас, на который накладывалось покрытие из полос бересты. В прошлом негидальцы использовали также летние домики полусферической формы. Каракас такого временного жилища сооружался из гибких жердей тальника. Верхняя часть каркаса покрывалась берестой, брезентом, тарой ровдугой и другими материалами. Подобный летник называли талу (История и культура 2014: 94-95).

МАЭ И 1530-162. Зимовье негидальца Семенова в лесу около стойбища Ленкоди.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

МАЭ № 1837-82. Берестяная юрта.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,0 х 18,0 см.

 

МАЭ № 1838-271. Летняя юрта.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,8 х 6,4 см; фото справа 7,8 х 6,4 см.

 

МАЭ № 1838-272. Зимняя юрта .
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,8 х 6,4 см; фото справа 7,8 х 6,4 см.

 

            В начале XX в. негидальские охотники и рыбаки использовали двускатные палатки зампан с вертикальными стенками. Палатки шили из грубой ткани, ставили на остов из двух вертикальных стоек с развилинами наверху, перекрытыми продольной жердью. Как временное жилище охотники использовали и односкатный шалаш калта (История и культура 2014: 95).

            Хозяйственные постройки негидальцы возводили рядом с жильем. Это были амбары разных типов: с двускатной крышей и вертикальными стенками такту, с крышей и стенками в виде полуцилиндра н’унэйэ такту . По своим размерам они делились на малые, которые ставились на четыре сваи и большие – на шесть. Амбар такту с двускатной крышей сооружался на невысоких сваях, неподалеку от зимнего жилища. В местах охотничьего промысла негидальцы сооружали лабаз дэлкээн на четырех высоких вертикальных сваях, которые покрывались накатником. На нем возводился сруб из 4-6 венцов. Крыша была двускатной и покрывалась берестой. Низовские негидальцы рядом с жилым домом располагали хозяйственную постройку ситки . Она представляла собой небольшой сруб из нескольких венцов, покрытый жердями и бревнами в виде односкатной крыши. Это был своеобразный ледник, в котором в теплое время хранили свежее мясо и рыбу. Неподалеку от жилища могла располагаться двускатная коптильня самнивун . В XX веке негидальцы стали сооружать конюшни и коровники. Сейчас из традиционных построек используются коптильни, ветровые заслоны нела , срубные зимовья из плах, вешала разных конструкций (История и культура 2014: 96-98).

МАЭ И 1530-161. Зимний амбар негидальца Семенова для хранения юколы.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

МАЭ № 1838-273. Сарай для сушки рыбы.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амгунь. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,0 х 6,2 см; фото справа 7,0 х 6,7 см.

 

            Средства передвижения негидальцев подразделяются на водные и сухопутные. Древним средством передвижения по рекам являлся плот тэм , тэму . На плотах негидальцы раньше перевозили грузы с верховьев в низовья рек. Наиболее распространенными являлись лодки-долбленки, берестяные оморочки аммачин и составные лодки, используемые при добыче рыбы, перевозке грузов и как транспорт на охоте. Негидальцы использовали составную плоскодонную лодку огда амурского типа, которая сооружалась из 3-4 широких досок (История и культура 2014: 120-121).

МАЭ № 1838-247. Постройка берестяной лодки «оморочки».
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амгунь. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,5 х 6,5 см; фото справа 7,5 х 6,5 см.

 

МАЭ И 1530-176. Семья негидальца Иннокентия Григорьевича Курчавина на остановке по дороге из Керби к стойбищу Ленкоди,
остановилась у берега реки Немилена в 25 верстах выше устья реки Омала.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

МАЭ И 1530-177. Семья негидальца Иннокентия Григорьевича Курчавина на остановке по дороге из Керби к стойбищу Ленкоди,
остановилась у берега реки Немилена в 25 верстах выше устья реки Омала. В лодке жена Курчавина с ребенком.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.

 

Лодка. Село Владимировка, август 2004 г. Автор фото – В. Н. Давыдов.

 

Сухопутные средства передвижения негидальцев-рыбаков лыжи и нарты, а у охотников были еще и волокуши. Лыжи изготавливали с тонкой основой, зауженные спереди и сзади. Для ходьбы по свежему снегу использовали охотничьи лыжи соксила с камусной подбивкой с ног оленя или лося. Лыжи-голицы кингнэ не имели камусной основы, на них передвигались по твердому снегу. При передвижении на лыжах охотник пользовался специальной лыжной палкой – посохом тиу . Негидальские охотники использовали выдолбленную из цельного бревна волокушу келчи . В зимнее время негидальцы пользовались нартами двух типов: ручные охотничьи и ездовые (История и культура 2014: 121-122).

В хозяйстве негидальцев важное место занимало транспортное собаководство, которое разделялось на два типа – тягловове и ездовое. Негидальские охотники перевозили грузы на амурской нарте хуктивун с полозьямми загнутыми с двух сторон. Управление нартой осуществлялось с помощью оглобли тусувун . Использовалась также нарта восточносибирского типа. Она имела полозья, загнутые с одной стороны. Негидальцы называли нарту толгоки. При изготовлении нарт негидальцы использовали специальное приспособление для сгибания полозьев – патта унахами , которое представляло собой четырехугольную раму с перемычками на концах (История и культура 2014: 70-71). Для праздничных поездок. Соревнований и свадеб собачью упряжь украшали медными и бронзовыми бляхами и колокольчиками (История и культура 2014: 73).