Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Современное культуротворчество

 

На Таймыре и в Республике Саха (Якутия) есть пользующиеся известностью долганские фольклорные коллективы. В Красноярском крае это хоровой ансамбль « Ародуй », вокально-хореографический ансамбль « Чокуркаан »; в Республике Саха (Якутия) национальный ансамбль « Хейро ». Активно проводится политика по сохранению и развитию национального долганского искусства. Примером этого может служить открытие 1 марта 2019 года Арктического дворца культуры и искусства народов Севера «Долган» в селе Юрюнг-Хая Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района. Данный населенный пункт является единственным на территории Республики Саха (Якутия) местом компактного проживания долган. На базе дворца культуры созданы всевозможные кружки, на которых обучают рукоделию, народному художественному искусству, созданы национальные ансамбли и хореографические коллективы, проводятся мастер-классы, обучают игре на различных музыкальных инструментах.

На севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия) проводятся различные мероприятия по сохранению и популяризации устного народного творчества, призванные показать самобытность, уникальность и преемственность традиций и обычаев национальной культуры коренных жителей.

 
Концерт на берегу р. Попигай.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

К таким мероприятиям относятся фольклорный фестиваль «Фольклорная классика Таймыра», участие в различных конкурсах и т. д. Одним из ярких примеров популяризации долганской культуры на международной арене является коллекция «Анабарская рапсодия», представленная в 2013 году на Международном фестивале «Славянский базар» в Витебске. По задумке народной мастерицы Якутии, художницы Анны Зверевой, целью коллекции является сохранение уникальности национального костюма, его художественной специфики и привлекательности в настоящее время (Зверева 2013: 44). Ученицами А.Н. Зверевой были представлены «лоскутные ковры в традиционной технике « кыбытыы », меховые коврики из оленьего и утиного меха, бисерная вышивка, циновка из конского волоса, куклы в долганской национальной одежде, комплект для верхового оленя с ремнями, седлом, переметными сумами и другие вещи.

 
 
Выступление оленеводческой семьи
(в долганских костюмах) на конкурсе Кочевая семья.
Слет оленеводов, с. Юрюнг-Хая.
Фото Е. В. Кадука, апрель 2019
 
 
Выступление танцевального коллектива в долганских костюмах.
Слет оленеводов, с. Юрюнг-Хая.
Фото Е. В. Кадука, апрель 2019
 

В 2013 году был выпущен научно-популярный иллюстрированный художественный альбом «Элдэн суhума. Декоративно-прикладное искусство долган Анабара». В издании представлены материалы по декоративно-прикладному искусству и творчеству долган, проживающих в Анабарском (долгано-эвенкийском) улусе, с давних времен по настоящее время. Как отмечают авторы каталога: «Национальный характер, этническое самосознание не являются врожденными, они формируются вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов, определяются во времени через сложную систему связей, в первую очередь, с природой и историей народа, формирующей его духовный опыт» (Зверева 2013: 14).

Важнейшую роль в сохранении и продвижении долганской культуры играет Таймырский Дом народного творчества (г. Дудинка), который активно сотрудничает с местными мастерами и организует этнографические экспедиции.

Современное культуротворчество и форма его презентации сложились, в большей степени, в годы советской власти. Уделялось внимание подготовке профессиональных мастеров. Это «выходцы из самодеятельности» и выпускники Якутского художественного училища по прикладному направлению, которые выполняли госзаказ Министерства культуры и Правительства ЯАССР, создавали различные эскизы образцов для художественной промышленности. Кроме того, в советский период стало уделяться внимание творчеству «самодеятельных мастеров из улусов». Они принимали участие в выставках по декоративно-прикладному искусству. Лучшие из них сотрудничали с Таймырским Домом народного творчества, консультировали творческие лаборатории и так далее. Промышленное производство стилизованных в национальном стиле было реализовано фабрикой «Сардаана» и сетью райбыткомбинатов, которые действовали под эгидой Министерства местной промышленности Республики и Институтом художественной промышленности (г. Москва).

В настоящее время в Арктическом регионе активно проводится политика направленная на сохранение и научное изучение традиционной культуры, декоративно-прикладного творчества, ремесел народов Севера; пропаганду культурного наследия, в том числе на увеличение всевозможных кружков, мастерских и так далее, где проводится ознакомление и обучение азам народного художественного промысла, передаются знания и опыт поколений; оказывается помощь и поддержка мастерам, художникам, ансамблям, различным коллективам и другим творческим объединениям с целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития и популяризации культуры, а также сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера.

 

Библиография:

Зверева А.Н. Элдэн суhума // Элдэн суhума. Декоративно-прикладное искусство долган Анабара: научно-популярное издание. СПб.: Любавич. 2013. 159 с.