Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Материальная культура

 

В материальной культуре долган можно проследить различные этнические влияния (Гурвич 1982: 195). Она формировалась именно в процессе этнического взаимодействия, в рамках которого долганы осваивали используемые соседними группами техники и технологии изготовления вещей.

Вещи кочевников представляли собой набор, необходимый для жизни в условиях Арктики, который был призван обеспечить человека теплом, должен был быть эффективным в ремонте материальных объектов, охоте, оленеводстве обладал высокой транспортабельностью и отличался «полифункциональностью» (Головнёв и др. 2018: 342).

Тундра могла обеспечить достаточно разнообразную диету перемещающимся по ней кочевникам-долганам. Восполнение ресурса обеспечивалось за счет изменения маршрутов кочеваний, позволяя не создавать сильной нагрузки на местные природные ресурсы и сохранить пастбища (Давыдов, Беляева-Сачук 2020: 113).

Долганская кухня включает большое количество блюд из оленины, зайца, рыбы, рыбной икры, мяса водоплавающих птиц, ягод и других продуктов (Барболина 2002).

Блюда долганской национальной кухни. п. Кресты.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 
Обед оленеводов.
Фото В. Н. Давыдова. 2016
 

Мясо и рыбу употребляли в пищу в сыром, вареном и вяленом виде (Попов 1958: 52). Местные жители стремятся поддержать пищевую автономность. Важную роль здесь играют мясо и рыба – основные ингредиенты традиционной диеты.Они позволяют охотникам и рыболовам добывать пропитание в ситуациях с перебоями снабжения и не зависеть от расписания поставок

Разделка рыбы. п. Жданиха.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

Кухонная утварь долган приспособлена к местному питанию и техникам его приготовления, поэтому представлена различными медными котлами для варки, которые хоть и были покупными, но довольно-таки рано появились в обиходе кочевников, а также деревянными тарелками, блюдами, мисочками разного размера и глубины, которые изготавливались собственноручно. Широкое распространение среди долган получила утварь из дерева, для изготовления которой применялись строгание и долбление. Важную роль играла и сопутствующая приготовлению или подачи пищи утварь – различные крюки для подвешивания, столовые приборы (ложки, вилки, поварешки), кухонные инструменты (сковородники, сосуды для хранения жира) и прочие (Давыдов, Беляева-Сачук 2020: 112).

Промысловая одежда долган имеет сходства с эвенкийской. Зимой долганы широко использовали сукуи ( сакуи ) – глухую меховую одежду с капюшоном, вероятно заимствованную у самодийцев (Гурвич 1982: 195). Женщины носили шубы якутского покроя. Для шитья одежды долганы использовали различные части шкуры оленя, волка, шкурки песца, ровдугу (замша из оленьей кожи), ткани. Нередко эти материалы сочетались в одном предмете, что можно считать характерной особенностью долганской одежды (Фёдорова 2020: 126). В настоящее время у долган сохраняются некоторые элементы промыслового костюма. Кроме того, традиционная одежда долган сейчас, как и у многих других народов, функционирует в качестве праздничной.

Девушка в национальном костюме. п. Сындасско.
Фото В. Н. Давыдова, 2021

Причем так же, как и у всех, на первое место выходит декор. Украшения становятся все богаче и занимают все больше места. Яркий пример - мужская парка с бисерным нагрудником, которая стала своего рода символом долганской культуры (Гурвич 1982: 135).

Сейчас в поселках западной части Таймыра среди долган практически не используется традиционная меховая одежда и обувь. Рыбаки и охотники носят в основном одежду, купленную в магазинах, а также спецодежду, выдаваемую рабочим на предприятиях. На снегоходах многие ездят в спецодежде предприятий «Норникель», «Алмазы Анабара». Многие местные жители в качестве зимней обуви стали использовать легкие пластиковые сапоги. Также в зимнее время используются валенки. Традиционная меховая одежда и обувь продолжают использоваться оленеводами и охотниками Восточного Таймыра.

Основным используемым долганами типом жилья был эвенкийский чум.

Чум на этностойбище Такер. Семейно-род. община Хаски-Тыал. п. Волочанка.
Фото В. Н. Давыдова, 2021

Он покрывался кусками ровдуги летом и шкурами в зимнее время. Долганы использовали также голомо , якутские балаганы, русские избы и балки (домики на полозьях), заимствованные в XIX в. у русских купцов (Гурвич 1982: 195). Материалами для изготовления остова балка служили дерево (лиственница, ель, сосна), оленьи шкуры и ткань (часто – тиковое полотно), а его размеры варьировали в зависимости от назначения (Дьяченко 2005a: 239). Сейчас оленеводы и охотники продолжают использовать мобильные жилища – палатки на полозьях (летом) и утепленные шкурами балки (зимой).

Во время аргиша. Перемещение палатки на полозьях
Фото В. Н. Давыдова, 2016
 

На изготовление покрытия балка обычно уходит от двух до трех недель (Дьяченко 2005б: 104). Многие долганы-промысловики также используют балки. Существует особая этика их использования. В случае необходимости, чужой может воспользоваться балком в экстренной ситуации (например, если сломался снегоход, наступила пурга, закончились продукты и т.д.), но должен оставить все в целости, порядке и сохранности.

На Таймыре наблюдается существенный дефицит инфраструктуры. До сих пор как в самих поселках, так и за их пределами используются постройки советского периода, сильно нуждающиеся в ремонте. В советское время в поселках строились типовые дома на несколько квартир. Пространство осваивается коренными жителями через интенсивное использование точек в тундре, а также поселковой инфраструктуры. Используется как инфраструктура поселка, так и набор окружающих его баз, где временно пребывают охотники, оленеводы и рыболовы. Актуальной в таймырских поселках остается проблема ветхого жилья. Многие старые дома малопригодны для проживания. В последние годы в поселках для семей тундровиков стали возводить новые каркасные дома по новым технологиям.

Оленеводство долган имело ярко выраженную транспортную направленность (Дьяченко 2005а: 192). Если летом оленеводы передвигались на оленях верхом и только свои лодки-ветки возили на специальных двух-или трехкопыльных нартах, то зимой они ездили на нартах, используя верхового оленя лишь во время охоты на диких оленей (Дьяченко 2005а: 196). Долганы-кочевники пользовались ездовыми и грузовыми ( ньыкча сырга ) нартами. Ездовые нарты были нескольких типов: быа сырга – женские нарты, турку – нарты, используемые в поездках на охоту и рыбалку, имевшие три-четыре пары копыльев высотой до 50 см, и высокие летние нарты ханкы с пятью-шестью парами косых копыльев.

Сейчас долганские охотники и оленеводы активно используют снегоходы, квадроциклы, моторные лодки.

 
. Аргиш на снегоходе. Попигайская тундра.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 
 
На квадроцикле. п. Новая.
Фото В. Н. Давыдова. 2021
 

С появлением новых средств передвижения многие виды охоты стали осуществляться с помощью техники. Местные жители пользуются разными типами снегоходов. В поселках используются как «Бураны» российского производства, так и иностранные модели снегоходов «Yamaha», «Arctic cat», «Polaris». В отличие от жителей востока Таймыра, которые используют российские «Бураны» круглогодично, в западной части в летнее время снегоходы не эксплуатируются. Летом используется в основном водный транспорт — моторные лодки, а также квадроциклы.

Местными жителями используется новый тип грузовых саней, изготавливаемый из черных полипропиленовых труб, металлических болтов и листа фанеры.

Погрузка продовольствия для магазина п. Усть-Авама на грузовые нарты. П. Волочанка.
Фото В. Н. Давыдова, 2021

Они обладают более высокой износоустойчивостью по сравнению с деревянными нартами. Грузовые сани изготавливают разного размера и позволяют перевезти до тонны груза. Груз к нартам раньше привязывали веревками и ремнями. Сейчас для привязывания используется в основном нарезанная резина от автомобильных камер. По воде в теплое время года перемещаются на лодках казанках. Они также используются для маятниковых поездок в соседние населенные пункты.

Для ориентирования во время перемещений многие местные жители начали пользоваться GPS-навигаторами или программами навигации на смартфонах. Важнейшим навыком снегоходных перемещений считается умение ориентироваться по застругам (Васильева 2021). Для этого нужно хорошо знать местную розу ветров.

Библиография:

Барболина А.А. Из оленины, птицы, рыбы//Северные просторы. 2002. No 1–2. С. 74–75.
Васильева В.В. Трансформации практик мобильности и восполнение инфраструктурного дефицита у долган таймыро-якутского приграничья // Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. СПб. 2021.
Головнёв А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 5, 342.
Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 180-197.
Давыдов В.Н., Беляева-¬Сачук В.А. Кухонная утварь кочевника // Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П.В. Слепцова в собрании МАЭ РАН /отв. ред. В.Н. Давыдов, Н. П. Копанева, СПб.: МАЭ РАН, 2020. С. 112-125
Дьяченко В.И. Охотники высоких широт: долганы и северные якуты. СПб.: Европейский дом, 2005a. 272 с.
Дьяченко В.И. Попигайские долганы: последние кочевники высоких широт // Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов / Отв. ред. Л.Р. Павлинская, Е.Г. Федорова. СПб.: Европейский дом, 2005б. С. 92-108.
Попов А.А. Коллекции по материальной культуре долганов в Музее антропологии и этнографии // Сборник Музея антропологии и этнографии, т. XVIII. М.- Л., 1958, С. 5-121.
Фёдорова Е.Г. Одежда: материал, покрой, украшения // Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П.В. Слепцова в собрании МАЭ РАН /отв. ред. В.Н. Давыдов, Н. П. Копанева, СПб.: МАЭ РАН, 2020. С. 125-180.

-->