Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Искусство, промыслы и ремесла

 

В области художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства у долган четко прослеживается связь с якутским, тунгусским и нганасанским компонентами. Происходило переплетение элементов различных этнических культур, например, взаимодействие якутской культуры с эвенкийской, следы данного взаимовлияния можно обнаружить в различных отраслях, относящихся к хозяйству, культуре, быту, одежде, жилищу, в верованиях, обрядах, традициях, искусстве.

В народных промыслах у долган можно выделить следующие типы традиционного декоративно-прикладного искусства: художественная резьба по дереву; художественная обработка бересты; художественная резьба по кости; художественная обработка металла; ювелирное искусство; художественная обработка мягких материалов: меха, тканей, кожи (ровдуги) и т.д.; моделирование одежды (Тишина 2004: 98). Традиции и навыки художественной обработки материалов передавались из поколения в поколение. Мастера и мастерицы, помимо вышеназванных типов работы с изделиями, владели искусством с богатыми «образами орнаментального языка» такими, как: рельефная, плоскорельефная, сквозная, ажурная резьба (дерево, кость), литье, чеканка, гравировка, чернение по серебру, шитье, аппликация, вышивка бисером (многими исследователями и путешественниками отмечается, что у долган одна из самых богатых и красивых вышивок бисером) и цветными нитями (мех, ткань) и так далее (Декоративно прикладное искусство 1998: 9). Жемчужиной декоративно-прикладного искусства и художественной особенностью творчества народов является орнаментика (Дьяконова 2014: 262). В долганской традиции встречается многообразие орнаментальных рисунков. Например, один из самых трудоемких и «удивительных» - «Северный ветер», когда «в густой мех бортов и подола парки вшиваются крошечные лоскутки красного и синего сукна» (Попова 2002: 80). Кроме того, можно назвать орнамент «ноготь», получивший большое распространение из-за технологии его вышивания: мастерица обводит свой ноготь в процессе работы.

В традиционной культуре долган большую роль играло кустарное производство. Местное население помимо изготовления предметов уделяло особое внимание их художественной обработке. У долган существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины занимались обработкой дерева, рога, кости, железа; женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги, замши, шили и украшали одежду и обувь. А.А. Попов отмечал «удивительную тщательность работы, придающую даже каждой незначительной вещи изящество, желание мастера выпускать из своих рук каждый предмет красивым и приятным на вид, несмотря на большое количество затрачиваемого труда при наличии довольно примитивных орудий производства» (Попов 1937: 98).

 
. Демонстрация традиционных долганских инструментов. п. Кресты.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 
 
Мастер-класс по обработке шкур. с. Хатанга.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

При изготовлении предметов, в технических приемах или обработке материала у долган прослеживались древнейшие формы и приемы работы с изделием, однако с привлечением новых технологий и орудий труда.

 

Библиография:

Декоративно-прикладное искусство народов Якутии: Библиографический указатель / Сост. А.Ф. Федорова / Под ред. В.Х. Иванова, Р.С. Гаврильевой. Якутск: Литограф, 1998. 222 с
Дьяконова С.А. О декоративно-прикладном искусстве в культуре народа саха // Мир науки, культуры, образования. 2014. No 4 (47). С. 261-264.
Попов А.А. Техника у долган // Советская этнография. 1937. No 1. С. 91-136.
Попова М.И. Долганы. СПб.; Дрофа, 2002. 94 с.
Тишина Т.П. Народное искусство Якутии – традиции и современность // Наука и техника в Якутии. 2004. No 2 (7). С. 98-105.