Вернуться


  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Общие сведения о народе

 

Этноним долган ~ дулгаан происходит от названия одного из тунгусских или ламутских родов, который в середине XVII в. русские первопроходцы встретили на правом берегу Лены, напротив устья Вилюя. Они проживали в то время также у устья р. Алдан (Долгих: 1960, 460). В настоящее время этот этноним используется всем долганским народом на Таймыре и на реке Анабар (Республика Саха). Основная группа долган, проживающих в Хатангском регионе и в низовьях Анабара, называет себя haka (ср. як. саха ). Западные долганы имеют самоназвание тыа киhитэ, тыалар. Среди долган можно выделить несколько территориальных групп: западные (норильско-пясинские), центральные (волочанские и усть-авамские) и восточные (хатангские и попигайско-анабарские).

Общая численность долганов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 8 182 чел. (3 695 муж. и 4 487 жен.). 

Долганский язык относится к якутской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков алтайской языковой семьи. Говор западных (норильских) и восточных долган имеют существенные различия.

 
 
Дети на слете оленеводов, с. Юрюнг-Хая
Фото Е. В. Кадука, апрель 2019
 
 
Охотник верхом на олене.
Фото В. И. Дьяченко, 1996
 

Административным центром Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является город Дудинка, и в его подчинении находятся 27 населенных пунктов. В состав муниципального района входят 2 городских (Дудинка и Диксон) и 2 сельских (Караул и Хатанга) поселения. Территория муниципального района является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера: долган, ненцев, нганасан, эвенки и энцев. Их численность, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 10 132 человека или 29,5% от общей численности населения, из них: долган - 5 393 чел.; ненцев - 3 494 чел.; нганасан - 747 чел.; эвенков - 266 чел.; энцев - 204 чел.; кетов - 19 чел.; селькупов - 9 чел. Согласно официальным данным местных администраций, численность долган Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 1 января 2019 г. составляла 5600 чел.

Общая численность долганов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 8 182 чел. (3 695 муж. и 4 487 жен.). 

 
Численность и этнический состав коренных малочисленных народов Таймыра

 

С запада на восток, в поселках со смешанным национальным составом населения, численность долган возрастает: с отдельных семей на западе, до почти половины поселкового населения в центре и на юге полуострова и подавляющего большинства на востоке региона. Так, жители поселков Хатангского сельского поселения за редким исключением являются долганами, и лишь в пос. Новая, наряду с долганами, составляющими большинство населения, проживают вадеевские нганасаны.

Встреча гостей. п. Сындасско.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

С запада на восток, в поселках со смешанным национальным составом населения, численность долган возрастает: с отдельных семей на западе, до почти половины поселкового населения в центре и на юге полуострова и подавляющего большинства на востоке региона. Так, жители поселков Хатангского сельского поселения за редким исключением являются долганами, и лишь в пос. Новая, наряду с долганами, составляющими большинство населения, проживают вадеевские нганасаны.
По сведениям «Таймырстата» на 1 января 2006 года, долганы проживали совместно с представителями других коренных малочисленных народов Севера почти во всех населенных пунктах в то время Долгано-Ненецкого национального округа:

 

Западный (Енисейский) район

 

Байкаловск – долганы – 2, ненцы – 122 (численность всего населения поселка – 137 чел.)
Воронцово – долганы – 10, ненцы – 245, энцы – 26 (363)
Потапово – долганы – 27, нганасаны – 10, ненцы – 132, эвенки – 29, энцы – 12 (410)
Левинские Пески – долганы – 116, нганасаны – 12, ненцы – 8 (208)
Хантайское Озеро – долганы – 208, эвенки – 176, энцы – 2 (421)
Караул – долганы – 29, ненцы – 228, нганасаны – 2, энцы – 4 (840)
Носок – долганы – 11, нганасаны – 1, эвенки – 6, энцы – 4 (1689)
Тухард – долганы – 45, нганасаны – 3, ненцы – 551, энцы – 57 (868)

 

Центральный район

 

Усть-Авам – долганы – 318, нганасаны – 270, ненцы – 1, эвенки – 1 (648)
Волочанка – долганы – 281, нганасаны – 278, ненцы – 2 (612)

 

Восточный (Хатангский) район

 

Хатанга – долганы – 593, нганасаны – 10, ненцы – 3, эвенки – 2 (3615)
Кресты – долганы – 330, нганасаны – 3 (342)
Катырык – долганы – 361, ненцы – 3 (375)
Новая – долганы – 256, нганасаны – 62, эвенки – 1 (327)
Хета – долганы – 383, ненцы – 2, нганасаны – 4, энцы – 1 (407)
Жданиха – долганы – 262, нганасаны – 8 (282)
Новорыбная – долганы – 684, нганасаны – 7 эвенки – 1 (722)
Сындасско – долганы – 564, нганасаны – 5, эвенки – 3 (585)
Попигай – долганы – 351, ненцы – 1, эвенки – 1 (378)

 

Республика Саха

В Республике Саха (Якутия) официальная статистика отмечает рост численности долган. Если в 2000 г. в анабарском поселке Юрюнг-Хая насчитывалось 858 человек этой национальности, то в 2014 г. здесь было зарегистрировано 1489 долган. Столь стремительное увеличение их численности объясняется тем обстоятельством, что в поселке произошла смена самоидентификации коренных жителей (Васильева 2021: 17).

Аргиш. Попигайская тундра.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 
На слете оленеводов. Семья Ануфрия Туприна, победившая в конкурсе Кочевая семья, рядом с выигранным призом в окружении друзей и родственников.
За победу в данном конкурсе был выставлен новый снегоход Yamaha VK540V, с. Юрюнг-Хая
Фото Е. В. Кадука, апрель 2019.
 

 

Библиография:

Васильева В.В. Трансформации практик мобильности и восполнение инфраструктурного дефицита у долган таймыро-якутского приграничья // Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. СПб. 2021.
Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР. 1960. 662 с.
Филиппова В.В. Долганские поселения в Якутии: социально-демографические характеристики населения во второй половине ХХ-XXI вв. // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. 2020. С. 2284-2288.