Вернуться

Данилова Е. Н.,

к.и.н., науч. сотр. Центра Арктических исследований

МАЭ РАН

Чуванцы. Общие сведения о народе

Чуванцы — коренной народ Северо-Востока Сибири, в настоящее время живут в населенных пунктах среднего и нижнего течения р. Анадырь. Их родной язык, вероятно, близкий к юкагирскому, утрачен. По данным Всероссийской переписи 2010 г. на территории страны зарегистрировано 1002 чуванца, по данным 2020 г. — 900, большинство из них (742) — в Чукотском автономном округе.

В качестве самоназвания ранее использовался этноним этэль / этал / атал , производный от самоназвания юкагиров одул , то есть буквально ‘человек’ (Богораз 1934: 7–8; Батьянова, Шенталинская 2010: 445). Кроме того, чукчи называли чуванцев-оленеводов танныт — «иноплеменник, чужак, враг», а оседлых чуванцев — аталтанныт — «юкагир-иноплеменник» (НА МАЭ РАН. Ф. 36. Оп. 1. Д. 17. Л. 11.). Этноним чуванцы появляется в письменных источниках с середины XVII в., когда русские землепроходцы стали осваивать Северо-Восток Сибири. Существует несколько вариантов его этимологии, из которых наиболее известны следующие: от юкагирского чавул — море, чавунди — приморский житель (Бурыкин 2013); от топонима Чаун (Богораз 1934; Бурыкин 2013); от чукотско-корякского чавчыв — оленевод, владелец домашних оленей (Вдовин 1993).

Чуванцы делятся на две этнографические группы — оседлых (речных / с ездовыми собаками) и кочевых (горных / оленных). Эти две группы существенно отличаются между собой не только родом занятий, но и своей культурой, языком. Оседлые чуванцы — рыболовы, их культура сформировалась на основе взаимовлияния с русскими казаками-землепроходцами. Кочевые чуванцы — оленеводы, воспринявшие традиционный быт своих соседей чукчей и коряков. Исходным языком обеих групп, вероятнее всего, был один из диалектов юкагирского языка, письменности он не имел и был полностью утрачен к середине XIX в. Кочевые чуванцы говорили на чукотском или корякском языках. Оседлые — на специфическом диалекте русского языка, так называемом «марковском говоре», для которого было характерно мягкое сладкозвучие, глотание в определенной закономерности окончаний многих слов. Как средство общения в настоящее время марковский говор уже не существует, однако отдельные его элементы сохраняются в речи до сих пор и являются средством этнической идентификации оседлых чуванцев. Деление на кочевых и оседлых прослеживается в фамильном составе. У большинства кочевых чуванцев фамилии образованы от корякских или чукотских имен (Киэвка, Вальчиргин, Киэвлен, Кэетегин, Таврыгиргин, Тытхив, Тынагиргин, Рыльтель, Ятгиргин, Рольтыргин, Чайвургин и др.), а большинству оседлых достались русские казацкие фамилии (Шарыпов, Собольков, Шитиков, Алин, Дьячков, Созыкин, Ушаков, Медучин и др.).

Кочевые чуванцы, 1897–1907 гг. Фото Калинина И. С. МАЭ И 502-31

 

Оседлые чуванцы (жители с. Марково), 1897–1907 гг. Фото Калинина И. С. МАЭ И 502-8

Сближение речных чуванцев с русскими воспринималось оленными соплеменниками как нечто чужеродное, тогда как за кочевыми закрепилось реноме «истинных», «настоящих». Этот подход отмечается и среди исследователей: например, Н. Б. Вахтин, Е. В. Головко и П. Швайтцер рассматривают чуванцев-марковцев как этнографическую группу русских сибиряков и полагают, что объединение кочевых и оседлых под одним этнонимом «чуванцы» вносит «много путаницы» (2004). Так или иначе, потомки обеих групп сегодня осознают себя чуванцами, а их происхождение и этническую историю можно рассматривать в ракурсе устойчивого этнокультурного взаимодействия и взаимовлияния. 

Вопрос о расселении чуванцев весьма интересен, долгое время существовала гипотеза о довольно обширном ареале их обитания, помимо бассейна Анадыря, в него включался район к востоку от Чаунской губы и побережье Северного Ледовитого океана (Долгих 1960; Бурыкин 1993), однако достаточных подтверждений данной гипотезы пока не существует. Первые упоминания о чуванцах принадлежат С. Дежневу, который столкнулся с ними где-то в окрестностях Анадырского острога в XVII в. В это время чуванцы обитали на правых притоках Анадыря, главным образом в междуречье Майна и Яблона, небольшие группы кочевали в системе Б. Анюя и в междуречье Белой и Танюрера. С середины XVIII в. картина расселения чуванцев меняется довольно существенно, основной причиной перемещений послужили нападения чукчей, захват ими имущества и промысловых угодий. Оставшиеся без оленей чуванцы осели на Анадыре около острога, а после его ликвидации в 1771 г. были вывезены на Колыму, в Гижинск, при этом большая часть анадырских чуванцев обосновалась на Анюях. Это переселение не затронуло части чуванцев-оленеводов, они не пострадали от набегов и со своими стадами остались на своих прежних местах. Часть из них кочевала в районе рек Белой и Еропол в окружении чукчей, другая часть — на Яблоновом хребте в окружении коряков. В первой половине XIX в. чуванцы с Анюя стали вновь возвращаться на Анадырь и к началу XX в. их расселение выглядело следующим образом: основная часть кочевых оказались в верховьях р. Пенжины и на притоках Анадыря реках Еропол и Яблон, малооленные кочевали по притокам р. Белой. Оседлое население сосредоточилось в селениях среднего течения Анадыря, в основном в трех населенных пунктах — Еропол, Марково, Усть-Белая (НА МАЭ РАН. Ф. 36. Оп. 1. Д. 17. Л. 23–29).

В советское время вновь происходит некоторое перемещение чуванцев — во время перевода на оседлость кочевое население было сселено в поселок Чуванское. Отдельные семьи из сел переселялись в пос. Ново-Мариинск (г. Анадырь). По данным 2023 г. чуванцы Анадырского района проживают в г. Анадырь (307), с. Марково (301), с. Усть-Белая (97), с. Чуванское (85), с. Ваеги (33), с. Ламутское (13), с. Канчалан (10), с. Краснено (4), с. Мейныпильгино (1).