Вернуться

Данилова Е. Н.,

к.и.н., науч. сотр. Центра Арктических исследований

МАЭ РАН

Чуванцы. Духовная культура (мифологическая картина мира, традиционные верования, праздники и обряды) 

Духовная культура чуванцев, как и материальная, представляет собой сложную мозаику, состоящую из юкагирских, корякских, русских, чукотских, эвенских элементов. Во всем этом сложно выделить что-то именно чуванское, однако именно эклектичность (сборность) и является ее маркером и особенностью.

Несмотря на мощное влияние русских традиций и православия, чуванцы сохранили множество языческих представлений и обрядов. Как и для большинства народов Крайнего Севера традиционным мировоззрением чуванцев являлся анимизм — вера в существование духов, одушевленность природы. Наряду с православной религией чуванцы почитали духов-хозяев земли, леса, рек и животных. 

Земля воспринималась как некое божественное начало, ее нельзя ругать, колоть, рубить, копать (Кононова 2013: 107). По сведениям Н. Л. Гондатти, марковцы почитали бога Апы (дедушку), живущего в земле, «он имеет вид человека, как и его жена, только весь мохнатый; одет всегда во все чистое, часто меняет одежду и любит чистоту» (АМЦНЧ. ЧОКМ 8140/15. Л. 394–399; Коломиец 2020: 2595).

Молебен на реке Марковке перед ходом рыбы, 1897–1907 гг. Фото Калинина И. С. МАЭ И 502-10

У оседлых и кочевых чуванцев были распространены обряды благодарения. Они посвящены светилам, различным объектам природы, духам убитых на охоте зверей. Для духов приносили подношения. Весной целыми семьями чуванцы приносили дары реке-кормилице. Ежегодный обряд одаривания реки не утратил своей сакральности и сегодня. Старым деревьям жертвовали ленты, тряпочки, деньги. Как и многие народы чуванцы верили в магические свойства огня и совершали «огненные» обряды.

В поисках чего-то специфически чуванского вспоминали, как старики рассказывали, что «в тундре есть травяные люди»; «вот травяные люди — это чуванское, у чукчей такого не было. Например, на Канчалане вы уже не встретите травяных людей» (Данилова 2023). Т. С. Шенталинская, исследуя фольклор марковцев, также отмечает наличие у них быличек о встрече, борьбе с «травяным человеком», что, по ее мнению, может быть связано с существованием у паренских коряков родовых деревянных идолов, одетых в одежду из ритуальной травы, с которыми могли встречаться чуванцы (2009: 72; 75). Рассказывают, что раньше в селах Ерополе и Чуванском по периметру селений стояли большие деревянные идолы «по четыре штуки, по сторонам света» (Данилова 2023).

Существовали также промысловые обряды. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения — проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты и др., приносили жертвоприношения хозяевам земли, реки и леса (Кононова 2013: 106). Первая добыча мальчика на охоте сопровождалась особым ритуалом: нельзя было сразу радоваться его успеху, «бабка» должна была выгнать юного охотника, только после этого устраивали празднество. Праздник устраивали в честь добычи медведя — собирались всем селением и сразу съедали тушу. После этого обваренную голову медведя относили обратно в тундру. У некоторых групп чуванцев существовал запрет на охоту на лебедей. Считалось, что если убить лебедя, то может заболеть или умереть член семьи. 

Особая роль отдавалась шаманам. Они занимались лечением, изгнанием злого духа, гаданием, предсказанием погоды. Играя на бубне, шаманы искусно подражали голосам животных и птиц. 

Шапочка обрядовая с кистями. ЧОКМ-1879

Погребальная обрядность оседлых чуванцев проходила согласно православному обычаю, на кладбище, но и в похоронах присутствовали дохристианские обряды. До 40-х годов ХХ века хоронили без гроба, при появлении колхозов покойных стали класть в гробы (Архив МАЭ. Ф. 36. On. 1. Д. 65. Л. 57). В гроб мужчине клали курево, а женщине — орудия для рукоделия. Следили за тем, чтобы на платье не было металлических предметов: булавок, пуговиц, украшений. После похорон устраивали поминки, на которых пили в память об умерших. Кочевые чуванцы хоронили в неглубоких ямах, слегка прикрыв тело землей и листвой. Они верили, что умершие возрождаются в новорожденных. Поэтому при наречении имени новорожденному устраивали особое гадание — около костра подвешивали камень и называли имена умерших. Если при произнесении очередного имени камень покачивался, значит пришел именно этот человек, и младенца называли его именем.

Свадьбы у оседлых чуванцев справлялись по русскому обряду с венчанием в церкви. Перед свадьбой в доме невесты устраивали девичник, а в доме жениха — мальчишник. На свадьбе исполняли песни. В качестве музыкальных инструментов использовались гармони, самодельные балалайки и скрипки (Дьячков 1893: 105–106; Гурвич 1992: 79). 

Рождение детей у оседлых сопровождалось крещением в церкви, у кочевых — дарением оленя с особым клеймом, на детскую одежду пришивали амулеты, чтобы оградить младенца от злых духов и болезней.

Среди традиционных календарных праздников у оседлых чуванцев известен праздник «встречи солнца». Он связан с наступлением весны (обновлением временного цикла). С восходом солнца устраивали гонки на собачьих упряжках, после этого собирались в самом большом доме, где устраивали пляски и пели песни. Еще один праздник — «первой воды», связан с таянием льда весной, ассоциируется с возрождением жизни после долгой зимы. Праздники кочевых чуванцев связаны с оленеводческим хозяйственным циклом и сопровождались жертвоприношениями собак и оленей, помазанием кровью. Во время праздников коллективная игра на бубне была необходимой церемонией (Батьянова, Шенталинская 2010: 484)

Наряду с традиционными праздниками отмечаются такие русские праздники как Рождество, Святки, Масленица, Пасха и Троица. На Рождество все обязательно идут на реку к проруби за водой. Вода, набранная в эту ночь, считается освященной. На Святки устраивают маскарад и калядуют, на Масленицу катаются на собаках, на Пасху —  пекут куличи и красят яйца, на Троицу — бросают в воду венки (Шенталинская 2009: 73)

Кафедральный собор Троицы Живоначальной, г. Анадырь, 2023 г. Фото Даниловой Е. Н.

На сегодняшний день, чуванцы являются православными христианами с сохраненными чертами дохристианской обрядовости. В последние десятилетия получил распространение протестантизм (Батьянова, Шенталинская 2010: 505) и баптизм.