Вернуться



  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Тубалары. Искусство, промыслы и ремесла


Традиционно промыслы и ремесла у коренных народов Республики Алтая не были выделены в соответствующие отрасли, развиваясь в рамках домашнего производства. Это верно и в отношении сегодняшнего дня, за редким исключением. Тубаларские мастера, занимающиеся изготовлением сувениров, изделий из дерева, проживают вдали от мест потенциальной реализации своих творений, поэтому эти виды деятельности в их среде слабо развиты. Исторически места традиционного расселения тубаларов известны как богатые на месторождения различных металлов. Художественная обработка металла у тубаларов, как и у алтайцев, кумандинцев, теленгитов и челканцев использовалась, прежде всего, в украшении боевого и охотничьего оружия, предметов быта, конской упряжи, при изготовлении ювелирных изделий. Для ювелирных изделий употребляли обычно серебро, бронзу, латунь и железо. Местные кузнецы чаще всего пользовались такими приемами обработки, как гравировка, штамповка, литье, ковка, чеканка, насечка серебром по железу, причем последняя техника была самой распространенной.

Нож, изготовленный мастером Аржаном Кухаевым по образцу традиционных ножей

Использовались и другие технические приемы обработки металла – вытягивание проволоки из серебра, инкрустация цветными камнями, медью или стеклом. Металлические украшения конской упряжи, такие как седла, уздечки, стремена, подвергались серебрению. Широко развито было производство металлических шарнирных пряжек на кожаной петле, привешивающиеся к поясу замужних женщин — белдӱш .


Белдӱш

Из мужских принадлежностей орнаментировали цветным металлом и украшали отделкой ножны и рукоятки ножей, огниво отык . Резьбой и металлическими вставками украшали курительные трубки каҥза, кожаные сумки для охотничьих припасов, в частности пороховницы jанчык .

Кожа использовалась для изготовления многих предметов и вещей домашнего обихода — одежды и обуви, конской сбруи, посуды, вьючных сум. Первоначальной обработкой кожи занимались преимущественно женщины, а ее художественным оформлением – мужчины. Конскую сбрую изготавливали только мужчины: узда, недоуздок изготавливались из сыромятной кожи путем плетения различных орнаментальных узоров. Конные плети плелись из трех, четырех, восьми или шестнадцати тонких кожаных ремешков. Наибольшим спросом в хозяйстве пользовались сосуды, прежде всего для молочных продуктов — тажуур, плоский кожаный сосуд с узким горлышком и деревянной пробкой, деревянные и кожаные ведра кöнöк , а также кеjим, кожаная накладка на потнике, подседельнике, орнаментированные тиснением. Орнамент наносился техникой тиснения, нарезкой узора острием ножа или заостренной деревянной палочкой. Кожаные изделия, охотничьи сумки, чехлы для огнива украшались металлическими бляшками с элементами орнамента.

В быту широко применялся войлок, из которого делали потники, подкладываемые под седло, подстилки в жилище. Войлок использовали для постели, одежды, головных уборов. Украшали войлочные изделия различными приемами: аппликацией по войлоку цветной тканью или крашеным войлоком, вваливанием узора из цветной шерсти, узорной стежкой по войлоку, выкладыванием узора цветным шнуром. Для окраски ткани применялись природные красители.

Много видов предметов быта изготавливали из дерева и наростов на лиственницах и березах: коновязи, кровати, сундуки, блюда для мяса, ступы для измельчения зерна, крупная и мелкая посуда, ложки и половники, шкатулки, ведра, деревянные крюки для подвешивания колыбели, резные календари двенадцатилетнего животного цикла и музыкальные инструменты из кедра. Все эти изделия украшались орнаментом, выполненным контурной или выемчатой резьбой, рисунками и геометрическими узорами. Широко использовались предметы быта, выполненные из бересты: туеса, кошелки и заплечные сумки для сбора ягод и орехов. В основном бересту вырезали, продавливали и украшали аппликацией, причем эффект достигался умелым обыгрыванием свойств бересты, особенно ее цвета. Берестяные изделия особенно широко были распространены у тубаларов, кумандинцев, чалканцев. Бересту для изготовления необходимых вещей снимали во второй половине июня и в июле. Важно было наличие ровной, без наростов и трещин поверхности. Существовало два способа снятия коры с березы: при первом способе на дереве сначала делали вертикальный разрез, предварительно обстучав избранный участок коры обухом топора, а затем осторожно разворачивали бересту так, чтобы не повредить ее внутренний слой. При втором способе березу срубали и распиливали на несколько частей нужной длины, а слой коры отделяли при помощи палочки, отъединяя ее от ствола. Обычно из бересты делали прямоугольные или квадратные короба с низкими бортами, называемые кыйвек , либо прямоугольный короб со слегка скругленным узким дном и прямо срезанным верхом, колчак у южных групп тубаларов и комдо у северных. Берестяная посуда цилиндрического типа называется тӱӱс и тозок/тозыйак , от общеалтайского тос- «береста» и айак «чашка». Для цилиндрических туесов отдельно изготавливали днища и крышки из кедра. Берестяные короба и посуда широко применялась охотниками и собирателями. Плотная береста позволяла хранить и транспортировать не только сухие продукты, но и жидкую пищу.

Традиционные и современные изделия из дерева

Современные тубалары изредка продолжают изготавливать необходимые в быту предметы, однако этот вид деятельности не выделился в самостоятельную отрасль, специализированной поддержки со стороны муниципальных и республиканских властей нет.