Вернуться



  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Тубалары. Материальная культура


В досоветский период хозяйство и быт тубаларов характеризовались чертами, типичными для древней культуры охотничьих народов, дисперсно обитавших в горно-таежных районах Алтае-Саян. Основой этой древней культуры была охота на мясных и пушных зверей, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие с небольшими посевами ячменя и разведением лошадей в качестве транспортного средства. Широко развито было домашнее производство железных изделий, основанное на добыче и плавке железной руды, изготовлении необходимых им вещей из сплавов различных металлов. Тому иллюстрацией является топоним Чой, означающий в переводе с алтайского языка на русский «чугун», являющийся названием районного центра села Чоя и Чойского района.

Пища.

Питались тубалары традиционно мясом крупных и мелких таежных зверей, мясом и молоком домашнего скота, ячменным толокном талган , а также различными видами таежных растений и кедровыми орехами. В XX веке в их повседневный рацион вошли покупные крупы, начали выращивать и употреблять картофель. Из ячменя традиционно пекли хлеб тертпек из пресного теста в горячей золе. Из пресного теста изготовлялось также блюдо казан тертпек, буквально «котла хлеб», в виде небольших лепёшек, отваренных в мясном бульоне мӱн . Традиционным блюдом, по сей день широко популярным у тубаларов, является тутпач — сочни из пресного теста в виде мелко нарезанных кубиков, сваренных в воде или мясном бульоне. Из ячменя же изготавливали толокно талган , предварительно обжаривая и измельчая его на каменных или деревянных зернотерках. В весенне-летний период в питании тубаларов важное место занимали луковицы, стебли и листья дикорастущих растений: кандыка, сараны саргаш , черемши калба , пучки палтырган.

Черемша

Их употребляли как в сыром, так и варёном виде. В июне-августе выкапывали корни кандыка и клубни сараны, содержащие много крахмала, употребляя в отварном виде или запекая в горячей золе. В сушеном виде эти корни в значительном количестве заготавливались на зиму. Кроме того, в пищу употребляли малину агаш ϳийлек , красную и чёрную смородину кызылкат и мурогот , черёмуху ϳурмут , клубнику, землянику ϳер ϳийлек , чернику кошпок , калину палан . Одним из важных продуктов питания были и остаются блюда, приготовленные из жаренных кедровых орешков, растертых на зернотёрке, называемых токчок .

Дары черневой тайги: клюква и кедровый орех

При добавлении в измельченный орех талгана, сушеных корней сараны, кандыка или молотой черемухи получался своеобразный фаст-фуд, который тубалары брали с собой на охоту и в дальнюю дорогу. Мясо, мясные полуфабрикаты и рыбу в значительном количестве запасали на зиму. В пищу использовали мясо медведя, оленя, лося, марала, бурундука, зайца, белки, глухаря, рябчика, гуся и утки. Для лучшей сохранности в конце лета, начале осени мясо коптили, предварительно слегка отварив в соленой воде, чтобы не вытекал мясной сок, затем нарезали неширокими полосками и развешивали на специальных решетках аткыс . В традиционном жилище тубаларов, как и у всех алтайцев, имелись установленные выше и ниже очага два столба, соединенные двумя перемычками из жердей, на которые укладывались решетки из веток, связанных между собой на одинаковом расстоянии. Мясо, таким образом, коптилось в процессе приготовления повседневной еды днем, а по ночам — при обогреве жилища.

Следующий способ заготовки мяса на зиму – это замораживание. Традиционно замораживали мясо крупных животных, домашних и диких, преимущественно в потребном для семьи объеме и размере кусков, необходимых для приготовления еды на два-три дня. В зависимости от погоды куски мяса предварительно либо обкладывали снегом, либо, если стоял сильный холод, обливали водой, чтобы предотвратить обветривание. Замораживали мясо в зависимости от количества едоков и состоятельности семьи, минимально — одну тушу крупного дикого или домашнего животного и несколько туш мелких животных. Для замораживания использовали мясо домашних животных, преимущественно конину, или крупных диких, заколотых или добытых поздней осенью, после выпадения снега. В связи с тем, что в местах традиционного расселения тубаларов снежный покров достигает одного, полутора метров, зимой мясо хранили на помостах, под крышей. Таким же образом замораживали на зиму и рыбу. Основные объекты рыболовства это щука шортон , окунь алабуга , чебак педер , гольян одоре , налим корты , пескарь акчанак , аксаал , хариус шаран , таймень толый , педер , большой таймень педен , ленок jылвай , ускуч .

Молочные продукты — еще один компонент пищи у тубаларов, проживающих в менее залесённых участках территорий традиционного расселения. Из коровьего молока, как и все алтайцы, готовят чеген , кисломолочный продукт наподобие кефира, после перегонки которого на специальном аппарате получали важный продукт длительного хранения курут , в сухом копченом виде заготавливаемый также на зиму, представляющий собой твердый сыр. Другой продукт, получаемый после перегонки чеген — слабоалкогольный напиток араа . Из сметаны кайвык изготавливали сливочное масло сайрӱ.

Как в традиционной структуре питания тубаларов, так и в современной основу рациона составляют растительная, мясная и молочная пища. Этот рацион обогащается покупными продуктами, из которых тубалары готовят самые различные блюда, заимствованные как из русской народной кухни, так и кухонь разных других народов, с которыми тубалары проживают бок-о-бок, вступая в межэтнические браки.

Пища тубаларов для дегустации на празднике, подготовленная Вассой Тихоновной Тахпаевой, директором Центра тубаларской культуры

Одежда.

Охотничий образ жизни в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта тубаларов. Охотничья мужская одежда была короткополой, в виде куртки из войлока из овечьей шерсти, покрытой грубым самодельным холстом из дикой конопли. Спецификой традиционной одежды тубаларов, как и других автохтонов северной таежной части Алтая, была одежда из домотканого холста, изготавливаемого из дикорастущих конопли и крапивы.

Следующий заслуживающий внимания аспект традиционной тубаларской одежды — это наличие специальной одежды для охоты, хранившейся вне жилища, дабы она не впитывала запах человеческого жилища, отпугивающего зверей. Именно такая, охотничья, одежда фигурирует во многих описаниях по этнографии тубаларов: короткая войлочная куртка, крытая холщовой домотканой тканью, и холщовые штаны, для зимы утепленные войлоком, и составная обувь с холщовым голенищем. В этой одежде было удобнее ходить как пешком, так и на лыжах в условиях горной тайги с глубоким снежным покровом. Между тем, обычная повседневная одежда тубаларов мало чем отличалась и по покрою, и по материалу от распашной одежды остальных алтайцев. Распашная верхняя одежда мужчин и женщин была длиной ниже колен. Для изготовления зимней одежды использовались овчины и войлок, для летней — ткани. Богатые тубалары применяли для изготовления одежды и покрытия овчинных шуб также покупные китайские ткани.

Предметы быта тубаларов в Каракокшинском визит-центре: оригинальные и новодел

Как и все жители горно-таежной зоны Центральной Азии и Сибири, алтайцы, в том числе тубалары, пользовались как покупными, так и самодельными нитями из сухожилий коровы или косули. При забое скота брали сухожилия с ног и размягчали, ударяя по ним колотушкой токпок . Затем их расчесывали, а когда сухожилия распадались на множество мелких волокон, их свивали в тонкие крепкие нити. Такими нитями шили в основном обувь, причем особым способом: для шитья использовались два заостренных конца одной нити. Шилом протыкали подошву обуви и проводили через нее один конец нитки, затем волокна этой нитки немного раскручивали возле шва и пропускали в образовавшуюся петлю конец второй нити. Петля вновь закручивалась, и первая нить протягивалась в обратном направлении, пока конец второй нити не показывался на противоположной стороне шва, затем обе нити затягивались за концы в разные стороны. Такой шов был очень крепким и не пропускал влаги. Одежду шили вручную с помощью металлических игл ийне и темене , которые высоко ценились. Изготовлением одежды занимались практически все женщины, которые с детства усваивали основные приемы выделки овчины, обработки кожи и войлока, работы с хлопчатобумажной тканью. Были и признанные мастерицы, бравшие заказы на исполнение особо тонкой работы — вышивки, оторочки и отделки наиболее значимых деталей одежды. От швеи требовались самые разнообразные знания и умения. Она была одновременно художницей, вышивальщицей, умела клеить, стегать, она была знакома с символикой цветов и их сочетаний.

Штаны чаще всего шили из кожи косули, выделанной наподобие замши, а для сбора кедровых орехов имелись более короткие штаны из самодельной конопляной ткани. Подпоясывались штаны шерстяным поясом ычкыр или кожаным кур . Обувь тубаларов для теплого и сырого сезона, аар ӧдӱк , была составной: к кожаному башмаку пришивали холщовое голенище, подвязываемое ниже колена, заправив в него штанины. Для сухости и тепла ступни ног оборачивали в сухую траву ойоҥот , вида осоки. Зимние сапоги, ӧдӱк, шили из камуса, целиком снятой шкуры ног марала мехом наружу, плоские подошвы которых сшивали из нескольких слоев войлока и кожи. Траву для оборачивания ног тубалары, как и все алтайцы, использовали также в зимнее время. Летние шапки шили также из войлока, а зимние — из меха. Пояса из ткани или кожи носили все, используя их для подвешивания ножа и других мелких предметов личного обихода. Тубаларская традиционная одежда, как мужская, так женская и детская, существенных различий в покрое не имела. Современные одежда, обувь и головные уборы тубаларов —преимущественно покупные. Некоторые шьют стилизованные жилеты, халаты, шапки в этническом стиле для ношения во время семейных и общественных праздников. Обувь для таких праздничных нарядов покупная. Охотничья одежда также покупная, в основном специализированная камуфлированная одежда и обувь для охотников и рыболовов.

Средства передвижения.

Передвигались тубалары верхом на лошадях, особенно в весенне-летний период, зимой использовали лыжи. Тубаларские лыжи чана изготавливали из древесины: черемухи, березы или лиственницы. Известны два вида лыж — для ходьбы по снегу и по насту. Первые, очевидно, довольно, архаичные лыжи для снега отличались от вторых тем, что были полностью обтянуты кожей марала, коня или оленя с мехом, закрепляемые шнуровкой по длине верхней стороны. Мех располагали так, чтобы можно было скользить, идя вперед, и тормозить, если нога с лыжей откатывается назад.


Лыжи, обтянутые шкурой с мехом

Благодаря этому тубаларские охотники могли преодолевать большие расстояния по круто пресеченной горно-таежной местности. Длина лыж зависела от роста человека, но была не менее полутора метров, а ширина — не менее 15 см.

Второй вид лыж применялся для ходьбы по весеннему насту, изготавливался из сосны и отличался отсутствием шкуры. Постоянно необходимый атрибут охотника — веслообразная палка. Эта палка, тайак или косок , букв. «опора», была универсальным инструментом, служа, помимо опоры при ходьбе на лыжах, еще и для разгребания снега, зачерпывания воды, колотушкой. Лыжную палку-лопатку изготавливали из березы длиной не менее полутора метров и шириной в нижней, собственно лопатообразной части, не менее пятнадцати сантиметров. В теплый сезон года лыжную палку могли использовать как весло. Для перемещения по рекам и озерам пользуются по сей день плотами сал и лодками кеме . Плот изготавливали из сухостойных бревен, поскольку он легок в управлении в бурных водах горных рек. При передвижении на плоту отталкиваются от дна реки шестом косок, на лодках — веслами. Современные тубалары широко используют велосипеды, мопеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили. Важную роль в качестве средства передвижения продолжают по сей день играть лошади, чаще всего верховые, так как ко многим малым селениям до сих пор нет дорог надлежащего качества. Соответственно, для передвижения между селами и от села до сенокоса или охотничьего стана пользуются лошадьми, а от села до районного центра или столицы республики — машинами.

Жилища.

Из этнографических описаний тубаларов известны несколько типов жилищ, временных наподобие шалаша и постоянных, летних юрт и зимних полуземлянок-полуюрт, срубных юрт и крытых берестой чумообразных строений. Срубное жилье широко было распространено у коренного населения Горного Алтая, обитавшего в зоне черневой тайги. Из-за влажного климата и малого количества овец у тубаларов было мало войлочных юрт. Широкое распространение в черневой тайге получила зимняя прямоугольная срубная бревенчатая юрта. Размер жилищ составлял до трех с половиной метров в длину, четырех метров в ширину и двух в высоту. На сруб сверху кладутся матицы и на них накат из бревен или доски, которые сверху забрасываются дерном и землей, из-за чего назывались jер ÿй , «земляное жилище». У многих зимние юрты имели сени и две двери, из которых первая ведет в сени, а вторая — во внутреннее помещение жилища. В сенях хранились хозяйственные принадлежности. Двери изготовляли из досок, подвешивались на петли из ремней. Жилища имели четырехскатную крышу, крытую берестой кара тос . Тубаларская срубная юрта кереге имела вид пирамидообразный или пирамиды усеченной формы. Кереге имела каркас–остов из четырех вертикальных столбов с развилками или выемками и перекладинами в них, наклонные жерди крыши соединялись наверху, оставляя отверстие для дыма, рама упиралась в вертикальные столбы. Летние юрты рубили из тонкого леса в четыре стены, используя древесину сосны и пихты. Все летние юрты имели двухскатные крыши. Коренное население, жившее в зоне черневой тайги, имело и конические юрты, как у алтайцев-скотоводов. Если последние эти юрты покрывали корой лиственницы, то в черни — берестой. Кору березы для покрытия жилища заготавливали следующим образом: выбирав подходящее дерево, ствол березы до самой кроны с двух сторон надрезали ножом, снимали первый слой бересты, называемый ак тос , которую использовали для изготовления домашней утвари, оставшийся нижний слой коры оставляли на три–пять лет. Спустя указанное время, ранней весной, когда кора становилась темно-коричневого цвета, которую называли кара тос , ее снимали и складывали в штабели, а сверху ставили груз для выпрямления. Кара тос использовалась только для покрытия жилища. С середины XIX в. у коренного населения Горного Алтая в миссионерских селениях появилось жилье русского типа, изба: по урочищам и заимкам черневой тайги проживало 533 семей алтайцев в 37 домах, 188 избах и 774 юртах. Некоторые особенно зажиточные тубалары имели двухэтажные дома. К примеру, бывший зайсаном сеока комнош купец М.В. Тобоков имел шесть двухэтажных домов в нынешнем городе Горно-Алтайске (в то время сел. Улала).

Дом купца Тобокова М.В. в старой части города