Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна |
Тубалары. Образ жизни и система жизнеобеспечения
Образ жизни и система жизнеобеспечения современных тубаларов во многом продолжают соответствовать нормам их традиционной культуры. Одной из важных этнокультурных составляющих общественных отношений, во многом связанных именно с охотничьим промыслом, у тубаларов являлся и остается по сей день, так называемый, обычай равной доли, теҥ ӱлеш / уча . Многие тубалары продолжают практиковать этот обычай, даже и не называя его так. Уча ( южа , ужа , уджа ) — обычай тюрков Южной Сибири, предписывающий охотнику отдавать часть убитого животного индивиду или индивидам, прямо не участвовавшим в охоте на него. Этот древний обычай зафиксирован отечественными исследователями у многих народов Сибири. Д.В. Маслов, исследуя этот обычай, указывает, что обычай уча в разных вариантах встречался у тубаларов, тувинцев, алтай-кижи, шорцев, тувинцев-тоджинцев, хакасов, причем описывали его ученые как начала ХХ в., так и в начале третьего тысячелетия. Большинство исследователей склонно переводить название этого обычая со всех языков указанных этнических групп как мясо задней части животного.
В классических описаниях обычай уча сводился к следующей ситуации: охотник со свежей добычей при встрече с посторонним лицом по его требованию или просьбе отдавал тому часть убитого животного. В ранних описаниях исследователи упоминают, что эта часть должна быть существенной. Позже на основании этимологии названия обычая в практику вошло представление о том, что «первоначальный» обычай уча предписывал отдавать заднюю часть туши убитого животного и о том, что обычай уча относился только к животным, на которых охотились с целью добычи мяса. Часть исследователей считала, что под действие обычая уча попадает не столько охотничья добыча, сколько любой предмет, возможность обладания которым зависит не от личных способностей человека, а от случайного стечения обстоятельств. Охота, по их мнению, вписывалась в это определение.
Существует несколько объяснений того, почему люди делились тем, что произвели самостоятельно. Некоторые исследователи считали, что обычай уча являлся пережитком коллективной собственности и системы коллективного распределения эпохи родового строя, выражая в себе характерную для этого периода этику. Другие авторы выдвигали версию о том, что обычай уча связан с эпохой разложения родового строя и образования соседской общины, и являлся своеобразной системой оплаты одной части соседской общины другой за использование чужих родовых территорий. Некоторые современные авторы считают, что в этом обычае можно видеть элементы системы престижной экономики. Наиболее обоснованной кажется следующая точка зрения: в соответствии с религиозными представлениями тюрков Южной Сибири животные находятся под покровительством духов-хозяев местности, а удача на охоте зависит от благосклонности этих духов. Отчасти благосклонность духов-хозяев местности к охотнику зависела от того, делится он своей добычей с другими или нет. Желание не потерять удачу на охоте являлось основой обычая уча .
Коллективный характер охоты делал возможным и относительно безопасным длительное пребывание в суровой горной тайге во время промысла и служил решающим условием успеха. Тубалары устраивались облавы осенью, когда животные шли с Алтая на зимовку в верховья Абакана. Для такого рода охоты широко употребляли ловчие ямы. На дне вырытой ямы ставили сделанные из лиственницы колья, которые прокалывали зверя при падении в яму. Копытных зверей ловили при помощи загородей чеден. В некоторых местах загородей оставляли проходы, где устанавливались силки паг / пау, тузак / тусак. Животные натыкались на изгородь и попадали в руки людей. Добытое мясо делилось поровну, доставалось каждому в деревне. На охоту ходили группами, по три-четыре человека, по принципу знакомства, родственных отношений, ловкости, опытности. В конце XIX в. охотничьи группы набирались из числа родственников по отцовской линии, так как родовая тайга находится в родовой собственности. Группу возглавлял опытный человек — ньаан киши . Право собственности сеоков тубаларов на их обширные охотничьи угодья не оспаривалось ни кумандинцами, ни челканцами, ни алтайцами, полагал этнограф Л.П. Потапов, опираясь на свои полевые материалы первой половины ХХ века, что говорит о древнем освоении этих территорий алтайскими тубаларами. Как утверждают старики-тубалары, роды пришельцы, вошедшие в состав алтайских волостей, получили свою охотничью территорию уже от тубаларов.
В советский период группы охотников переформировались в колхозные бригады. Старые формы объединения охотников окончательно прекратили свое существование в начале 30-х годов XX в. Охотничьи угодья представляют собой горную тайгу от Телецкого озера до верховьев Абакана и до современного г. Таштагола в Кемеровской области Каждый род имел свою родовую тайгу, а также собственные охотничьи угодья, например, тубалары из сеока Jaлaҥ охотились по р. Кузе, из сеока Комнош промышляли по долине р. Уйменя, по определенным логам долины р. Кара-Кокши, где в основном охотились члены сеока Тогус . Охотники из сеока Japык имели угодья в бассейнах речек и ручьев, впадающих в р. Уймень, а из сеока Jӱc — в ряде логов, расположенных по р. Кара-Кокше, люди сеока Кӱзен охотились в верховьях р. Бии и в районе Телецкого оз., их родовые тайги — это Актыган, Солок, Ашпа, Чарбак. В тайге Абакан охотились члены сеока Чагат / Чаат. Родовой принцип разделения и использования охотничьей территории сохраняется до современности, но уже не так строго. Обычно уходили на охоту на один-два месяца и более, поэтому на месте охоты строили чум на четырех столбах: днем там пища оставалась в сохранности , а ночью чум спасал от хищников.
Несмотря на трансформации хозяйственной жизни в советский период, нынче охотничий промысел у тубаларов вновь востребован. Люди используют автомобили и мотоциклы, чтобы добраться от села до места промысла. Однако, поскольку основная часть охотничьего сезона приходится на зимнее время, тубалары используют чаще всего лыжи чана ,а на дальние охотничьи угодья добираются на лошадях. Тубалары до сих пор используют охотничьи ямы оро , силки кыл , загоны шеден , и, конечно, на первом месте находятся ружья. Широкое применение имеют железные капканы чапкы . Современное охотничье снаряжение тубаларов мало чем отличается от снаряжения южных алтайцев. Помимо охоты важным для жизни является рыболовство, сбор и заготовка даров тайги: кедрового ореха, черемши, папоротника орляк для продажи и для семьи, различных ягод, грибов, разных видов дикого лука и дикого чеснока для собственного потребления.
Система жизнеобеспечения тубаларов-селян строится на комплексной экономике, в которой, в зависимости от сезона и урожайности, таежные промыслы и собирательство порой преобладает над скотоводством и огородничеством, позволяя в особо урожайные годы зарабатывать на сборе кедрового ореха денег больше, чем от других видов деятельности.