Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Тофалары. Образ жизни и система жизнеобеспечения


Главными занятиями тофаларов со времени их первых описаний в русских источниках и до сих пор остаются охота и оленеводство, причем основным источником пищи и материалов для изготовления одежды и жилища были дикие животные. Олени использовались главным образом как верховой и вьючный транспорт, а также как источник молочных продуктов.

Природные условия высокогорной тайги с белогорьем и доступностью ягеля в тайге прекрасно подходят для разведения оленей на протяжении всего года без откочевок на дальние расстояния. Охотничьи угодья были поделены между родами, а внутри родов – между аалами (близкородственные семьи, объединенные в одну патронимию), а позже между фамилиями. Наследование угодий происходило по мужской линии, и обычно представители одной патронимии промышляли вместе (Мельникова 1994: 45-46). Интересно, что несмотря на то, что в советские времена землей владело государство – колхозы и промхоз, тофалары помнили о принадлежности земли определенным родам. Сейчас местные жители стараются не нарушать традиционные границы угодий, а в случае надобности просят разрешения у их «хозяев», хотя формально эта земля им не принадлежит.

Охотились главным образом на кабаргу, изюбря и на пушных животных – соболя и белку. Реже промышляли лосей, горных козлов, горностаев и других животных. Охотились на боровую дичь. Стреляли всех животных, кроме волков, что было связано с его древним табуированием. В настоящее время многие жители жалуются на большое количество волков, так как теперь никто не оплачивает отраву, которую разбрасывали вокруг поселков или мест выпаса оленей в советские времена. На медведя охотились специально: весной поджидали его на южных склонах гор, летом – в белогорье, а осенью добывали его в берлоге. После убийства медведя охотники кричали: «Киик! Киик! Киик!», чтобы убитый медведь подумал, что его застрелили люди ворона, а не тофалары. На месте охоты животное свежевали и разрубали тушу, чтобы доставить ее в селение. Шкуру получал охотник, который находил берлогу. При разделке когти никогда не отставляли на теле, а снимали их вместе с подушечками лап. Эти лапы вешались перед входом в жилье и считались сильным оберегом. После прибытия в стойбище часть мяса варилась и съедалась всеми людьми. Остальную тушу делили поровну для каждой семьи из аала. Весь ритуал соблюдался, только если медведя добывали в берлоге. Голову варили, а череп, после очистки его от мяса, вешали на дерево. После этого считалось, что животное было похоронено. (Рассадин В. 2013: 89-91) Интересно, что сейчас на медведя специально не охотятся, и если случается его убить, то мясо обычно не используют, опасаясь паразитов и болезней. Однако забирают желчь, сало, шкуру и лапы с когтями. Если нет возможности снять шкуру, берутся только лапы или даже сами когти.

Копытные животные были главным источником пищи, из их шкур изготавливалась одежда, покрышки для зимнего чума, посуда, а из сухожилий сучили нитки. Пушниной платили ясак и выменивали на продукты. Кроме того, продавали медвежью желчь, струю (мускус) самца кабарги, молодые рога (панты) изюбрей. В советские времена охота оставалась главным источником дохода колхозов и промхоза. В настоящее время охота остается главным источником дохода местных мужчин.

Охотились при помощи ружей и обязательно с собаками. Ставили также ловушки, самострелы и петли. При охоте на изюбрей использовались дудки мургу, которые имитировали рев быков-изюбрей. Чтобы подманить кабаргу, охотник делал из бересты манок этыски или пикульку, звук которых похож на зов детеныша (Рассадин И. 2008: 285-292). До сих пор такие манки используются на охоте.

Оленеводство является основой традиционного образа жизни тофаларов и тесно связано с охотой и жизнью в тайге. Согласно типологии оленеводства, предложенной Г.М. Василевич и М.Г. Левином, у тофаларов и тувинцев (а также у окинских сойотов, цаатанов и дархатов (Петри 1927б; Pasterze reniferów 2008; Рассадин В., Цыренова Д. 1996)) распространен саянский тип оленеводства (Василевич, Левин 1951: 77). Саянское оленеводство представляет собой вьючно-верховой тип без использования пастушьей собаки, то есть северный олень служит главным образом как средство передвижения в тайге. Тофалары знали три вида седла: верховое, вьючное и особые седла с высокими перекрестиями вместо лук для колыбелей и маленьких детей (Рассадин И. 2005:29). До сих пор охотники пользуются старыми верховыми и вьючными седлами во время зимней охоты в тайге или делают новые, но по схожей технологии, как и раньше. Наличие стремян, подпруг, подгрудного и подхвостного ремня, а также использование войлока и ровдуги под седло указывают на близкое сходство саянского оленного комплекса с конским седлом. По мнению Василевич и Левина, оленеводство на территории Саян появилось среди самодийских племен под влиянием соседних тюркских племен, которые были скотоводами-коневодами (Василевич, Левин 1951: 71-73, 87). Это предположение поддержал также известный исследователь тувинцев-тоджинцев С.И. Вайнштейн (Вайнштейн 1961: 33).

Оленеводство и охота у тофаларов сильно связаны, так как без оленей невозможно эффективно охотиться зимой в высокогорной тайге. Это тот фактор, который до сих пор поддерживает существование оленеводства в Тофаларии, так как оленями пользуются все охотники без различия этнической принадлежности. Тофалары традиционно разводили оленей карагасской породы – самых крупных домашних северных оленей в мире. В тайге, особенно зимой, олени не могут быть заменены лошадьми, так как последние нуждаются в тропах или дорогах и в привозных кормах. Кроме того, навьюченный олень перемещается в полтора раза быстрее лошади, он намного выносливее и не нуждается в длительном отдыхе (Помишин, Атутов 1983: 11-12, 18-19). Тофалары обычно имели небольшое количество оленей, так как для успешной охоты нужно было 3-4 оленя. Охотник использовал одного оленя в течение дня, а остальные в это время паслись и отдыхали. Таким образом можно было охотиться всю зиму, не перетруждая животных. Тофалары кочевали до 15 раз в году: зимой жили в долинах рек, а летом уходили в белогорье, где много ягеля и мало мошки. Летом практиковалась попеременная привязка важенок (матух) и оленят (анаев). Самцы и подросший молодняк все лето паслись свободно без участия пастуха или пастушьей собаки, в широких долинах, окруженных горами, или в кратерах древних вулканов. В другие сезоны года олени использовались людьми и паслись недалеко от жилищ. Кастрация проходила осенью. Оленей на мясо забивали редко – только в случае болезни или старости. Оленух доили после отела весной и до октября (Рассадин И. 2005: 30-33).

Тофаларам было известно также коневодство. По свидетельству Б.Э. Петри, в 1920- х годах у тофаларов были целые табуны лошадей, которых использовали летом, когда у лошадей была пища, а олени должны были отдыхать. Лошади монгольской породы обычно покупались у окинских бурятов или сойотов, так как эти лошади были приспособлены к жизни в тайге. Лошади использовались, как олени: на них ездили верхом и перевозили вьюки (Петри 1927: 34-36).

Рыболовство не было распространено широко и практиковалось только в периоды, когда ощущалась нехватка мяса. Рыбачили при помощи удочки, ставили сети, крупную рыбу били острогой. В настоящее время местное население любит рыбачить и охотно употребляет в пищу улов.

Собирательство являлось важным подспорьем для разнообразия пищи тофаларов. В основном собирали ягоды: чернику, голубику, бруснику, жимолость, черемуху, но не заготавливали их, а ели свежими. Собирали и сушили дикий лук и черемшу (дикий чеснок), которые добавляли в мясной бульон. До распространения муки или когда ощущалась ее нехватка заготавливали съедобные луковицы кандыка и саранки. Корневища сушили. Распространена была заготовка кедрового ореха. (Рассадин И. 2005: 50-52). До сих пор сбор дикоросов является важным занятием жителей Тофаларии. Кедровый орех заготавливают и продают или сдают в пункты заготовки. В последнее время, вместе с растущей модой на рододендрон Адамса (сагаан дали, сагандайля) за границами Сибири, идет также заготовка этого растения. Грибы собирает главным образом русское население, многие тофалары до сих пор не употребляют грибов.


Стойбище весной. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-128/2.


Дойка оленя. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-128/2.


Рабочие олени, привязанные традиционным способом, во время отдыха в тайге. Автор Александр Изотов. 2012 г.


Навьюченный олень. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-96/2.