Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Тофалары. Материальная культура
Основой питания тофаларов было мясо диких копытных. Чаще всего его варили в котле, ели отдельно вареное мясо и запивали мясным бульоном, который приправляли саранкой, диким луком или черемшой. В сезоне, когда били боровую и водоплавающую птицу, ее также варили или жарили над огнем. Ели также почки, печень и сердце диких животных. Когда забивали домашнего оленя, из его крови и кишечника готовили кровяную колбасу. Мясо вялили, подвешивая в чуме на шестах над очагом. Рыбу ели реже – жареную и сырую зимой, главным образом, когда не хватало мяса. К мясу подавалась тофаларская лепешка, приготовленная из теста, замешанного из муки и воды. Изначально муку изготовляли из сушеных и измельченных корней сараны и реже кандыка, который произрастал только на западе Тофаларии. В более поздние времена стали использовать зерновую муку, главным образом ржаную. Лепешки выпекали в горячей золе очага, завернув в листья. На сегодняшний день это блюдо, наряду с вяленым мясом, считается традиционным тофаларским блюдом и всегда готовится на этнические праздники. Летом и осенью ели ягоды, так как не умели их заготавливать впрок. Кедровые орехи, которые заготовлялись осенью, употреблялись в течение всего года. Наиболее распространенным напитком был зеленый чай с добавлением соли, который забеливался оленьим молоком. Так как молока было мало, кроме добавления в чай, его давали детям, обычно вареным с саранкой. Если молока было много, из него делали сметану. Осенью молоко заготавливали впрок – для этого в отмытый кишечник или желудок оленя заливали молоко и замораживали его. Зимой просто отрезали кусок и добавляли его в чай (Сергеев 1956: 534; Мухачев 2008: 15-16).
Мужская и женская одежда была распашной. Летняя шилась из кожи или ровдуги, зимняя – из шкур оленей и изюбрей. С конца XIX в. появляются русские ткани и сукно, бурятские ткани и овчина. Появилась также покупная русская и бурятская одежда. Женская одежда (доно эпши гиши) была длиной до пят. Зимняя украшалась мехом кабарги, а летняя по левой поле, груди, обшлагу и подолу – матерчатыми красным и черным сукном, плисом, иногда бобровым мехом. Мужская одежда (доно иргиши) отличалась длиною, она была короче, до колен, и украшалась мехом белки и черной материей по вороту, рукавам, полочкам и реже подолу. Мужчины и женщины одежду подпоясывали кушаком – куском материи 1,5–2 метра. За спину затыкали нож, а с правой стороны – кошелек с трубкой. Мужчины летом носили картузы, зимой – шапки из меха зайца, белки, рыси или выдры. Женщины летом носили платки, а зимой шапки из меха оленя или кабарги. Летняя обувь шилась из шкур, очищенных от шерсти, зимняя (итых) изготовлялась из шкур оленя, изюбря или лося шерстью внутрь. На нее часто надевалась дополнительная обувь из оленьего камуса. Мужчины носили кольца. Женщины украшали себя бусами, браслетами, кольцами и серьгами. Чаще всего украшения покупались у окинских бурятов, реже у русских или производились самими тофаларами из природных материалов. Повсеместно были распространены мужские (охотничьи) и женские сумочки унжиек, в которых хранились все необходимые предметы для шитья или починки одежды. На женские сумочки пришивались различные бусины, пуговицы и другие предметы, которые можно было потом использовать в рукоделии (Мельникова 1994: 91- 98; Сергеев 1956: 533-534). До сих пор во многих семьях хранятся унжиеки бабушек, а мужчины-охотники называют так свои, уже часто покупные, сумочки с подручными вещами.
Традиционным жилищем тофаларов был конический чум (алачжы-ог, или чурт-ог), остов которого состоял из жердей – у зимнего из 25-30, а у летнего из 15-18. Зимний чум покрывался дымленной ровдугой из 5-7 шкур изюбря или лося. Бедные тофалары покрывали чум корой лиственницы. Летний чум покрывался берестяными полотнищами (бабам тос). Бересту для чумов заготавливали в конце июня, распаривали и сшивали. Обычно для летнего чума использовали две берестяные покрышки, которые во время кочевки сворачивали в два рулона, которые было удобно перевозить на оленях. Чум ставили обычно входом на восток, входное отверстие завешивалось шкурой. Левая от входа сторона считалась мужской, там хранились вещи, связанные с мужской хозяйственной деятельностью, а правая – женской, там размещалась посуда, колыбель и одежда. Место напротив входа считалось самым почетным, там хранились самые ценные вещи и сакральные предметы. Посередине чума располагался очаг, который осенью, зимой и весной горел практически беспрерывно, а летом огонь поддерживался только ночью – днем готовили пищу на костре снаружи чума. Спали на кроватях из шкур, которые расстилали на бересте или лапнике. Кроме чума, тофалары устраивали в тайге лабазы – помосты на четырех столбах или маленькие срубные амбарчики, в которых хранились запасы пищи и имущество, слишком громоздкое, чтобы возить его все время с собой (Мельникова 1994: 87-91; Сергеев 1956: 533; Мухачев 2008: 15; Рассадин И.2008: 295-298). Сейчас чумы используются оленеводами в тайге и на этнических праздниках. В поселках чумы не используются, а охотники чаще всего живут в стационарных избушках.
Главным средством передвижения тофаларов был олень, на котором ездили верхом и перевозили грузы. Для верховой езды использовалось седло (эзер), по строению схожее с конским, женское и мужское седла не различались. На оленя садятся с возвышения и во время пути пользуются посохом (таяк). К вьючному седлу (ынгыршак) прикрепляются переметные сумы (барба) и сверху кладется какой-нибудь легкий груз. За навьюченным оленем следует внимательно следить, так как во время движения вьюки могут задевать за препятствия, а сбившийся груз может повредить спину оленя. Детское седло (эримээш) было похоже на вьючное, с той только разницей, что его луки сделаны из высоких крестовин, между которыми и устанавливалась колыбель во время перекочевок. Тофалары использовали для верховой езды самых крепких и выносливых оленей. Вьючный олень может перевозить в каждой из переметных сум максимально 20 кг. Во время перекочевок создавался аргиш, то есть цепочка оленей с людьми и грузом. К первому оленю в аргише, на котором ехала женщина-хозяйка или опытный мужчина, к седлу привязывался вьючный олень. Тофалары пользовались и водным транспортом, главным образом, когда надо было пересечь реку. Для этого делались плоты (сал), которые изготовлялись из пяти бревен. Центральное бревно выдвигалось вперед, а соседние немного дальше и так далее, чтобы получился клиновидный выступ. Такой плот удобно было использовать на быстрых и каменистых горных реках. На плоту, кроме людей и груза, могли перевозиться и олени. Также делалась долбленая лодка-челнок из свежесваленного тополя (онгоча). Передвигались на ней при помощи шеста, а не весла. Зимой охотники при глубоком снеге использовали лыжи, подбитые камусом (hаак). При ходьбе на лыжах опирались только на одну лыжную палку (Рассадин И. 2005: 53-57; Мухачев 2008: 13). Сейчас местные жители широко пользуются снегоходами, мотоциклами и квадроциклами. В поселках ездят на машинах, которые завозятся сюда зимой по замерзшим рекам – зимникам. В Тофаларии до сих пор не построена дорога до районного центра – Нижнеудинска. Вокруг поселков есть сеть дорог, но все они грунтовые и плохого качества. Самый быстрый транспорт здесь вертолет, который курсирует между районным центром и тофаларскими поселками.
Сушение сараны. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-108/2.
Традиционный тофаларский костюм. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.
Современный тофаларский костюм. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.
Летний чум. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-138/2.
Остовы чумов на месте суглана (месте ежегодного съезда народа). Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-106/2.
Остовы чумов после проведения праздника «Аргамчи-Ыры». Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.
Квадроцикл – самое популярное средство передвижения по поселку и в его окрестностях. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.
Лодки остаются одним из главных средств передвижения. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.