Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Тофалары. Искусство, промыслы и ремесла


Согласно имеющимся описаниям культуры тофаларов, художественные промыслы и декоративное искусство были развиты слабо. С.В. Иванов указывает на то, что рисунок у тофаларов по сравнению с алтайцами и хакасами выглядит бедно. Обычно простыми узорами, нарисованными или вырезанными на дереве, украшались луки оленьих и конских седел. Также на шаманском костюме оленьим волосом вышивались элементы человеческого скелета (Иванов 1954: 677-688). Иногда простыми узорами украшались ножны, однако это было, скорее всего, влияние соседних народов. На детскую одежду нашивались камни кастырма, косточки животных, бусины, однако это имело не декоративную функцию, а сакральную и служило оберегом. Женскую одежду и женские сумочки унжиек украшали мехом и ровдужной бахромой.

Среди промыслов главным образом была распространена обработка дерева, бересты, шкуры, кожи, рога. Выделка шкур пушных и копытных животных различалась и техникой, и инструментами. Обычно пушные шкурки выделывались руками и очень аккуратно, чтобы шерсть не скаталась. Этим могли заниматься и мужчины-охотники, так как пушнину старались обрабатывать как можно скорее. Выделкой шкур копытных занимались только женщины. Шкуру растягивали на раме, удаляли жир, скобля ножом, а потом хорошо просушивали. Такую шкуру, или камус, скоблили искривленным скребком (кыргы) по направлению к себе, далее смазывали кашицей из измельченных еловых гнилушек с водой, складывали мездрой внутрь и оставляли на 20-30 минут. После этого шкуры выскабливали прямым скребком (сыы) уже по направлению от себя до тех пор, пока шкура не становилась сухой. Это была тяжелая работа, которую нельзя было прерывать, иначе шкура могла испортиться. Для того чтобы шкура была более крепкой и не боялась сырости, ее долго коптили над ямой, в которой разводили костер из шишек и гнилушек. После такой обработки шкура становилась охрового цвета и хорошо переносила сырость. Тофалары умели изготовлять ровдугу и замшу. Для этого со шкуры удаляли волос, потом сушили, скоблили и долгое время мяли на специальных кожемялках или били специальной колотушкой (Рассадин И. 2005: 69-71). Женщины сами заготовляли сухожильные нити. Из шкур и ровдуги шилась одежда и многие предметы быта – сосуды, переметные сумы, сумы для хранения вещей, унжиеки.

Вторым по значению ремеслом у тофаларов была обработка дерева, которым в большинстве случаев занимались мужчины. Пользовались при этом простыми металлическими инструментами, которые приобретались у русских или бурятов.

Кузнечество у тофаларов было примитивное. Из дерева изготавливались все виды седел. Обычно их делали из березы, обрабатывая дерево сначала топором, а потом ножом. Отверстия проделывались при помощи долота. Все части седел обычно скреплялись кожаными ремешками. Из еловой древесины делали лыжи, распаривая и загибая их концы, и детские колыбели, части которых также, как седла, скреплялись ремешками. К колыбели изготовлялся также деревянный крюк, который считался амулетом и передавался по женской линии. Из кедра делали ножны для охотничьих ножей и дудки мургу для охоты на изюбря. Из березы изготавливали посуду: ложки, чашки, крошилки для чая, пиалы. Особенно ценилась посуда из березового капа (үүрсэк), так как она была устойчива к кипятку. Из бересты изготовляли покрышки для чума, туеса, подносы, ведерки, манки на кабаргу (Мельникова 1994: 102-106; Рассадин И. 2005: 71-72).

В настоящее время выделка шкур и ровдуги уже забыта. Мужчины продолжают делать или чинить деревянные седла, намордники (мөнгүй) для оленят, манки на изюбрей и кабаргу. Практикуется также изготовление берестяной посуды, которая используется вне дома или на этнических праздниках. В Этнокультурном центре Тофаларии в с. Алыгджер проходят занятия для детей и взрослых, на которых они могут изготовить своими руками сувениры: украшения из бисера и меха, амулеты из клыков кабарги, изделия из меха, кожи и бересты. Однако большинство из них не связано непосредственно с традиционными ремеслами тофаларов, а представляют собой современное декоративно- прикладное творчество Тофаларии. Особенно интересны панно из разноцветной кожи, натянутые на вышивальные пяльцы и представляющие собой пейзажи Саян, животных в тайге и сцены из традиционной жизни тофаларов.

Приготовление сухожилий и ниток. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-105/2.


Выделка кожи. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-122/2.


Традиционные изделия из бересты – подносы для пищи. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.


Традиционные тофаларские туесы в Этнокультурном центре Тофаларии. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.


Примеры современных изделий, которые изготовляют в Этнокультурном центре Тофаларии, среди которых знаменитые панно из кожи. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.