Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна

Ханты. Искусство, промыслы и ремесла

В изобразительном искусстве обских угров исследователи выделяют следующие направления: картинное письмо (пиктография); родовые и семейные знаки; декоративно-прикладное искусство – изображения на изделиях из бересты (посуда), меха, ткани и ровдуги (мешки); татуировка; изображения религиозного содержания, преимущественно на культовых предметах ( Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. Глава 2 «Обские угры» ).

Секреты хантыйской татуировки утрачены раньше, чем были разгаданы наукой. Впрочем, женская татуировка для мужчин была тайной и тогда, когда она еще бытовала. Наносили татуировку шучьей челюстью, а позднее иглой и натирали сажей. При ревматизме и ломоте в суставах делали надрезы и рубцы. Мужчины чаще нано-сили тамгу - знак принадлежности к роду или семье, а женщины - фигурку парящей птицы. Казымские ханты изображали на плече также птицу, полагая при этом, что она помогает человеку после его смерти проходить через океан в стране мертвых.

Декоративно-прикладное искусство хантов наиболее ярко выражено в орнаментации, особенно богатой на одежде и изделиях из бересты. Узоры наносили на рубахи-платья, верхнюю одежду, обувь и головные уборы, посуду и коробки, сумки и подушки, табакерки, детали луков и колчанов, ткацкие станки, выбивалки снега, лодки и весла, металлические и костяные пряжки, даже лепешки из черемухи. Некоторые вещи, например, вышитые шерстью рубахи, бисерные нагрудные украшения, представляли собой сплошь орнаментированные изделия.

О традиционных орнаментах хантов можно прочитать:

  1. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Сост. Н.В. Лукина. Томск: Из-во Томского ун-та, 1979.
  2. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Из-во Томско-го ун-та, 1999.
  3. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2000

Орнамент у хантов – это древнейший вид изобразительного искусства, ключ к пониманию своеобразия мышления народа. Почти каждый орнамент имеет свое название и символ. Многие из них несли когда-то определенные идеологические функции, другие служили оберегами и т.п. Исследователи из числа хантов Т.А. Молданова и А.М. Сязи зафиксировали более ста вариантов изображений, выполненных на традиционных рукодельных сумочках и современных хозяйственных сумках, ритуальных шапках, детских люльках, заплечных кузовах, женской обуви и других предметах. Среди узоров есть старинные и новые, популярные и редко встречающиеся, такие как «заброшенное селение»; «медведь, стоящий на звездах».

Хантыйске орнаменты

Для традиционного декоративного искусства хантов характерна диахромность, сочетание белого и темного тонов, что определялось цветом естественного материала. Такими были орнаменты на берестяных изделиях, в мозаике из меха и бисерных украшениях. В настоящее время мастерицы создают из бисера полихромные узоры, украшают коробки из пихтовой коры цветными карандашами. Новым видом творчества детей является зарисовка и раскрашивание узоров на бумаге. При этом для прямолинейно-геометрических мотивов весьма подходящими оказались школьные тетради в клетку.

Известны и объемные художественные произведения хантов – скульптура и пластика. Они имели бытовое и культовое назначение. Бытовые изделия – это деревянные изображения подсадных уток и гусей, костяные крепилки для сухожильных нитей, детские игрушки – олени и кони. Полные изображения или отдельная голова животного вырезались на конце грифа арфы, на рукоятке черпака.

Преобладающая часть хантыйской скульптуры изготавливалась с религиозной целью. Это изображения духов разного ранга, их помощников и атрибутики. Им придавали вид человека или различных животных. К объемным изображениям относятся также и маски из бересты или дерева для медвежьих праздников. С культовой целью изготовляли металлические либо деревянные фигурки рыб, птиц, собак, ящериц. Из ткани и бисера шили мифических змей, а на медвежьем празднике лепили из теста фигурки диких и домашних животных. К священным предметам относились и привезенные литые изображения птиц, коней, медведей. Все эти святыни изготовляли, хранили и задабривали по разработанному веками ритуалу.

В настоящее время в среде обских угров сохранились навыки работы с мехом, ровдугой. На территории проживания восточных и северных хантов еще бытует традиция изготовления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Один из наиболее распространенных народных промыслов – художественная обработка дерева. Не утрачены навыки работы с берестой, являвшейся в прошлом материалом для изготовления огромного числа предметов утвари. Сегодня народные умельцы продолжают делать из бересты заплечные кузова, набирушки для ягод, коробки для хранения швейных принадлежностей, детские колыбели, чаши для хранения мелких предметов, табакерки и пр. У северных и восточных хантов по-прежнему практикуется плетение корневатиков (коробки различной формы и размера из корней кедра), изготовления циновок из высушенной травы-осоки. Из других народных ремесел сохраняются бисероплетение, работа с тканью (аппликация, лоскутное шитье), вязание. Из лоскутков цветной ткани делают кукол ( акань ), которые активно используются в качестве сувениров.

Образцы хантыйского прикладного искусства

Изделия из бересты и бисера

Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. Плос-кодонный водонепроницаемый сосуд с низкими стенками был вместилищем для сырой рыбы, мяса, жидко-стей. Для сбора низкорастущих ягод пользовались кузовками, носимыми в руке, а для высокорастущих - под-вешенными на шею. Переносили ягоды, другие продукты и даже детей в большом заплечном кузове. Для сухих продуктов, хранения посуды и одежды женщина шила множество коробок - круглых, овальных, под-прямоугольных, от крошечных до размера с кадку. В Среднем Приобье стенки коробок делали не только из бересты, но и из коры пихты. В южных районах умели изготовлять туеса из целого сколотня, снятого с бере-зового обрубка, а также коробки из берестяных пластин с зубчатыми краями. Оригинальны овальные таба-керки, напоминающие солонки венгров. Из бересты же делали и сита для просеивания муки.
Применялось девять способов орнаментации этого материала: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накалывание, нане-сение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков бересты. В узорах по бересте наиболее полно выражено все многообразие орнаментального искусства хантов: его структуры, композиции, стили-стики, семантики. Здесь мы находим прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и асим-метричное расположение, частичную и полную орнаментацию предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры и розетки, узоры с названиями и без них (Источник: Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты)

Сегодня народные умельцы продолжают делать из бересты заплечные кузова, набирушки для ягод, коробки для хранения швейных принадлежностей, детские колыбе-ли, чаши для хранения мелких предметов, табакерки и пр. У северных и восточных хан-тов по-прежнему практикуется плетение корневатиков (коробки различной формы и раз-мера из корней кедра)! изготовления циновок из высушенной травы-осоки. Из других народных ремесел сохраняются бисероплетение, работа с тканью (аппликация, лоскутное шитье), вязание.

Сегодня многие мастера из числа народов Севера имеют звание «Народный мастер России». Их изделия включены в представительские экспозиции Правительства ХМАО–Югры. Мастерам народных художественных промыслов Югры предусмотрено присуждение ежегодной премии Губернатора автономного округа (премия присуждается 5 лауреа-там в размере 50 000 рублей). Однако если раньше изготовление одежды, промыслового снаряжения, транспортных средств, предметов обихода и др. входило в число обязатель-ных занятий для каждого мужчины и женщины, то теперь это прерогатива лишь узкого круга умельцев, которые создают свою продукцию в основном «на заказ» – для музеев, сувенирных магазинов, фольклорных коллективов.

Для возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел, а также традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства в ХМАО – Югре создан «Центр народных художественных промыслов и ремесел» Он состоит из четырех отделов и одного филиала. Центр ремесел имеет мастерские (деревообработка, керамика, текстиль) для проведения экспериментальных работ по программам возрождения технологий традиционного ремесла, создания образов современных сувениров Югры для проведения обучающих тренингов, мастер-классов, творческих школ. На базе этого учреждения действуют художественные салоны «Галереи народного искусства», где вниманию посетителей предлагается широкий выбор сувенир-ной продукции и изделий художественных ремесел Югры: национальные сувениры из бисера, меха и кожи, национальные куклы и обереги.