Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Материальная культура

 
Женщины за приготовлением пищи из оленьих ног
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1951 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-302
 

Основой диеты оленеводов до коллективизации являлись блюда, приготовляемые из различных частей туши оленя. Однако диета была достаточно разнообразной за счет применявшихся технологий приготовления пищи в сочетании с использованием продуктов морского зверобойного промысла, собирательства, рыболовства и охоты.

 
За разделкой оленя. Фото Т.С. Киссер, 2015
 

Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом, копченом, мороженом, ферментированном виде. Отдельные части туши оленя ели сырыми сразу после убоя, например, глаза, печень, ножные сухожилия, костный мозг, хрящи. Вообще, в пищу шли все субпродукты: сердце, печень, почки, желудок, кишки. Кровь, желудочный сок оленя, жир смешивали с травами, кореньями, ягодами для приготовления различных видов похлебок.

Обычной пищей приморских чукчей являлось мясо и жир морских млекопитающих. Исследователи выделяют два региона: северный и тихоокеанский. В первом более широко представлено потребление нерпы и рыбы, во втором – доминирует мясо моржа, в большем количестве используется растительность, в том числе морская, в приготовлении пищи (Афанасьева, Симченко 1993: 56-100). Все приморские чукчи заготавливали летом-осенью впрок тюлений жир, китовую кожу с жиром, копальхен или рулеты (блюдо, приготовляемое из моржового мяса и жира с помощью технологии ферментации).

Оленина. Фото А.В. Головнёва, 2014.
 

Сегодня как оленные, так и приморские чукчи, уже не могут питаться исключительно «чукотской» пищей, продаваемой в местных магазинах. Мучные изделия, крупы, консервы, сладости, овощи, фрукты и проч., прочно вошли в рацион коренных жителей Чукотки. Однако многие чукотские блюда употребляются по сей день, хотя и не в таких больших количествах как раньше. Несколько изменились технологии приготовления пищи. Например, больше стала использоваться заморозка, а ферментация, наоборот, ушла на второй план. Тем не менее, местные жители любят «чукотскую» пищу, ностальгируют по ней, противопоставляют её «русской» еде, которая, по словам людей, не насыщает в полной мере, оставляет человека голодным (Давыдова 2019: 19-25).

Традиционная одежда чукчей изготавливалась из шкур и кож оленей, морских животных и пушных зверей. Кочевники шили одежды в основном из оленьих шкур, а приморские жители использовали также тюленьи кожи. Такая одежда была практична, удобна, хорошо сохраняла тепло.

 
В чукотской одежде. Фото Е.В. Переваловой, 2017.

Не случайно современные оленеводы, проводящие много времени в тундре, предпочитают, по крайней мере в холодное время года, чукотскую одежду современной европейской. Мужской костюм состоял из меховой куртки с широким воротом, доходящей до колен – кухлянки ( ирэн ), штанов ( конагты ), шапки, плотно облегающей голову, камлейки, предохраняющей меховую одежду от ветра и снега, рукавиц, торбазов с коротким голенищем (в отличие от женских с высоким голенищем). Главный отличительный элемент женского костюма – керкер – меховой комбинезон с широким рукавами и открытой шеей. Детей также одевали в меховые комбинезоны с отверстием между штанинами, к которому привязывался клапан – макы . Детская одежда, как правило, увешивалась многочисленными амулетами. Зимняя одежда была двойной: нижняя часть прилегала волосами к телу, верхняя – волосами наружу.

 
. Девочки-подростки в меховых комбинезонах
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1951 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-309
 

Летний костюм – однослойный, нередко представлял собой старые зимние изношенные вещи уже непригодные для холодного времени года (Богораз 1991: 169-186).

Традиционное жилище кочевых чукчей, яранга , представляет собой мобильную каркасную конструкцию, покрытую шкурами (а сегодня нередко брезентом в теплое время года).

 
Внутренняя часть жилища
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1950 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-152
 

Внутри яранги подвешивается полог – меховой мешок в форме прямоугольного ящика, повернутого к полу открытой частью, в нем люди спят и отдыхают (Богораз 1991: 102-108). Прежде зимнее и летнее жилище чукчей отличалось только плотностью покрышки. Но с 1960-х – 1980-х гг. получает распространение меховая палатка с печкой буржуйкой, представляющая собой синтез традиционной яранги и геологической палатки (Головнев и др. 2018: 102).

Зимняя палатка. Фото Д.А. Куканова, 2015.
 

Современные оленеводы, как правило, используют данный тип жилья в холодное время года, оставляя традиционные яранги для летних стоянок. Слово яранга образовано от понятия « яраны » – «дом, жилье».

 
Женщина за шитьем летнего покрытия для яранги
Чукчи. Чукотский автономный округ, Чукотский р-он, 1950 г.
Автор В. Г. Кузнецова. Чукотская этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР (1948–1951) МАЭ И 1454-158
 

Яранга не просто место для отдыха, работы, принятия пищи и проч., она формирует социальные отношения. Проживание в одной яранге создавало физическую, символическую, эмоциональную, а значит, родственную, близость между людьми (См. Vaté 2011: 135-159; Vaté 2013: 183-199).

 
Окно палатки. Фото Т.С. Киссер, 2015.
 

Показательно, что семья по-чукотски называется ройыръын (Молл, Инэнликэй 2005: 119), что буквально переводится как «наполнение дома» (Богораз 1934: 93). В прошлом береговые чукчи имели два типа жилища. Зимой они жили в полуземлянках, покрытых дерном.

Чукотская яранга. Фото А.В. Головнёва, 2014.
 

Летом использовали яранги наподобие тех, что бытовали у оленеводов. В XIX веке полностью исчезли полуподземные жилища, вместо них в холодное время года стали использоваться яранги со спальными пологами из шкур оленя (История и культура 1987: 76-79).

Основным средством передвижения тундровых чукчей были олени, запряженные в нарты . Существовало и бытует по сей день несколько типов нарт: священная, посудная, грузовая, для легковой езды (мужские и женские), детская кибитка, для перевозки жердей яранги, «русские» сани (Головнев и др. 2018: 82-83).

 
Нарты на стойбище. Фото Д.А. Куканова, 2015.
 

В условиях гористой местности и дефицита древесины у чукчей сформировался оригинальный тип вязаных нарт, все элементы которых соединены между собой ремнями и сохраняют некоторую подвижность относительно друг друга (Головнев и др. 2018: 78). Береговые чукчи перемещались по суше на собаках, запряженных веером в нарты оленьего типа. В XIX веке они заимствовали у русских и тип нарты, и способ упряжи – цугом, и управление при помощи остола (История и культура 1987: 75).

Ремонт нарты. Фото Т.С. Киссер, 2015.
 

По воде приморские чукчи передвигались на одноместных байдарках и больших многоместных байдарах. Лодки состояли из каркаса, сделанного из костей морских животных или дерева, обтянутого моржовыми кожами, весел, паруса и поплавков из надутых тюленьих шкур.

В конце XIX в. наряду с байдарами стали использоваться вельботы и шхуны. Сегодня охотники выходят в море на моторных лодках. Для передвижения по снегу и льду чукчи пользовались ступательными лыжами-ракетками – вэлвыегыт (История и культура 1987: 74).

 

Источники:
Афанасьева Г.М., Симченко Ю.Б. Традиционная пища береговых и оленных чукчей // Народы Сибири: Сибирский этнографический сборник. Ч. 6. М.: ИЭА РАН, 1993. С. 56-100.
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей: Авторизованный пер. с английского. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
Давыдова Е.А. Пищевые тайны оленеводов и охотников Чукотки // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2019. No 3 (28). С. 19-25.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
История и культура чукчей: Историко-Этнографические очерки. Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1987.
Vaté V. Building a Home for the Hearth: Analysis of a Chukchi Reindeer Herding Ritual // About the hearth: perspectives on the home, hearth and household in the Circumpolar North. New York, Oxford: Berghahn Books, 2013. P. 183-199.
Vaté V. Dwelling in the landscape among the reindeer herding Chukchis of Chukotka // Landscape and culture in Northern Eurasia. Walnut Creek, California: Left Coast Press, 2011. P. 135-159.