Вернуться

История моего народа (на примере моей семьи)


Чунанчар Елена Ивановна







Я, Чунанчар Елена Ивановна, - представительница нганасанского народа. тудентка 3-го курса ДО Таймырского колледжа г. Дудинка. Замужем, мой молодой человек из потомственной семьи оленеводов ненцев. Его родители ведут традиционный кочевой образ жизни. Имеют оленеводческое стадо поголовье 1800 голов.


Мои родители: отец - Чунанчар Иван Дебубтеевич – нганасанин, мать - Чунанчар (Турдагина) Дина Малитасовна - нганасанка. Проживают в п.Усть-Авам, ведут оседлый образ жизни, работают.


Место проживания народности


Нганасане проживают только на Таймыре - это п.Усть-Авам, п.Волочанка, п.Новая - Хатангского района. Численность народности по переписи населения 2010 г. составляет около 800 человек.


Образ жизни


В настоящее время народ ведёт оседлый образ жизни. Оленеводство утрачено в 1970-х годах. Но народ не утратил традиционный образ жизни. Мужчины, как и прежде занимаются охотой на дикого оленя и дичь также ведут сезонное рыболовство. Благодаря тому, что народ издавна занимался промыслом, которому их с детства обучали родители они и выживают в наше трудное время. А женщины хранительницы домашнего очага занимаются своим любимым занятием. Шьют одежду, обувь, занимаются воспитанием детей.


Образование


До недавнего времени нганасанский язык не имел письменной традиции. Обучение родному – нганасанскому языку на Таймыре началось в 1990г. В последнее время нганасанский язык введён в программу начальной школы. Для начальной школы созданы учебно-методические комплексы по языку. Автором нганасанского букваря и учебных комплексов по языку является Жовницкая-Турдагина Светлана Нереевна, которая вошла в состав элиты образования РФ. В детских садах введены языковые гнёзда, где дети общаются и учатся на родном языке.


Художественное и творческое воспитание


У нашего народа сильно развито художественное чувство. Первый художник нганасанского народа Турдагин Мотюмаку Сочубтеевич свой дар и талант он передал своим сыновьям и племянникам. Картины знаменитого художника находятся в частных коллекциях, в столичных музеях. Сын Андрей тоже рисует и использует в своих работах стиль творчества отца. Растет и новое поколение молодых людей умеющих рисовать и свой талант они развивают. Молодые художники участвуют в выставках и конкурсах. Так же молодые люди увлекаются и занимаются косторезным искусством.


Яркий художественный дар развит и у женщин. С детства матери учили своих дочерей кройке и шитью. В посёлке живёт истинный мастер по шитью традиционной и стилизованной одежды Аксёнова (Порбина) Светлана Сыгаковна, она потомственная мастерица и свой опыт знания передаёт молодёжи и своим детям**.** Нганасанские женщины умеют красиво вышивать бисером, шить меховую одежду и обувь.


Культура народа


Как и другие народности нашего Таймыра, представители нашего народа посвятили свою жизнь и талант популяризации культуры народа. Культуру и устное творчество показывали старейшины и сказители взрослого поколения. Яркость и колорит песнопений, мифов, сказок были показаны носителями устного творчества. И сохраненные материалы сейчас оказывают огромную помощь в работе и участии молодёжи на конкурсах, праздниках. Появляются молодые певцы, чтецы и танцоры. Бесконечно талантливый народ не только развивается, но и сохраняет хрупкую культуру своего народа.


Язык народа


Поскольку нганасанский язык слабо изучен, то основной материал для работы собирался в посёлках Усть-Авам и Волочанка, в местах компактного проживания авамских нганасан. В «Красной книге языков народов России» нганасанский язык отнесён к группе «хронически больных языков», которые сохраняют определённую сопротивляемость и стремление их носителей к культивированию своего родного языка. Нганасанский язык относится к самодийской группе. Самодийские языки вместе с финно-угорскими языками составляют уральскую семью языков. В основу нганасанской письменности положен русский алфавит и графическая система русского языка, так как русский язык является языком общения всех народов России. Нганасанский алфавит состоит из 40 букв, 33 буквы русского алфавита и 7 букв, обозначающих звуки, отсутствующие в русском языке.


И свободно владеющие своим родным языком люди оказывают огромную помощь молодым в сохранении культуры народа, освоении сложностей языка.