|
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю. |
Орочи. Окружающее общество и экономика региона
Разнообразные по характеру связи существовали у орочей с ульчами, нанайцами, негидальцами, эвенками, айнами и нивхами. Нанайцев, живущих по Амуру от устья Уссури до Горина, орочи называли гогды, а живущих вверх от устья Уссури – соло нани. С кочевавшими в бассейне Тумнина и на побережье Татарского пролива эвенками-оленеводами орочи имели только культурные контакты. Материковые и островные айны поддерживали регулярные связи между собой и орочами. Кроме того, достаточно обширные контакты существовали у орочей с маньчжурами и китайцами (История и культура орочей 2001: 12–18).
Экономика Хабаровского края многопрофильна. Она базируется на развитом диверсифицированном промышленном производстве, на транспортном обслуживании магистральных грузопотоков. Ведущие секторы хозяйственного комплекса края – промышленность (21,7 % валового регионального продукта), транспорт и связь (20,3 %), торговля (15,7 %). Основные отрасли специализации промышленности машиностроительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, добыча металлических руд, производство пищевых продуктов, металлургическое производство (Хабаровский край 2022). Топливно-энергетический комплекс Хабаровского края включает нефтеперерабатывающую промышленность общерегионального значения, добычу угля, электроэнергетику (Анализ экономического развития... 2022).
Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Протяженность сети железных дорог общего пользования – 2,1 тыс. км. Основу ее составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, связывающих Европу и центральные районы России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона. Между материковой сетью железных дорог и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино – Холмск. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных судоходных путей составляет 2,8 тыс. км. Наиболее крупные речные порты расположены в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. По водным путям край имеет выход к Охотскому и Японскому морям. Крупные морские международные порты – Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри (Хабаровский край 2022).
Важнейшую роль в развитии экономики края играют природные ресурсы. На территории края имеются залежи каменного и бурого угля. Промышленные запасы каменного угля превышают 1 млрд тонн, прогнозные ресурсы коксующихся углей – 4 млрд тонн. Бурый уголь расположен в Среднеамурском бассейне с прогнозными ресурсами – 7 млрд тонн. В крае выявлено Адниканское месторождение углеводородного сырья в пределах Верхнебуреинской впадины. Перспективны Аянская, Южно- Кухтуйская, Охотская впадины и Северо-Сахалинский прогиб Охотского шельфа. Предварительная оценка ресурсов нефти и газа составляет 500 млн тонн. Хабаровский край – один из крупнейших поставщиков оловянного сырья. Имеются семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведется в Комсомольском рудном районе. Месторождения руды комплексные, содержат промышленные концентрации олова, меди, серебра, вольфрама, висмута, индия.
Машиностроение и металлообработка представляют собой уникальный по возможностям комплекс. В его состав входят заводы, ориентированные на выпуск многих видов машиностроительной продукции – от судов и самолетов различных классов до технологической оснастки. Главные мощности судостроения располагаются в Комсомольске-на-Амуре (ОАО «Амурский судостроительный завод»), Хабаровске (ФГУП «Хабаровский судостроительный завод»). Предприятие по ремонту судов расположено в г. Советская Гавань (ООО «Совгаванская судоремонтная компания»); производству судового оборудования в Хабаровске – ОАО «Хабсудмаш» (палубные механизмы, лебедки, краны судовые и пирсовые, водоопреснители, водоструйные эжекторы). (Анализ экономического развития... 2022)