Вернуться

«Солнечные блики тундры»


Яптунэ Евдокия Хиливна


студентка 1 курса
ИНС РГПУ им. А.И. Герцена



Есть много людей занимающихся любимым делом, которые приносят пользу своему народу, оставаясь в его сердцах и памяти на многие годы. Ими гордятся, восхищаются и ставят в пример подрастающему поколению. Я хочу рассказать о выдающихся деятелях своего ненецкого народа.


А начну я с выдающихся представителей ненецкой литературы. Одной из самобытных литераторов является Любовь Прокопьевны Неняӈг (1936-1996) - ненецкая писательница, поэтесса, неутомимый собиратель фольклора ненцев, внёсшая большой вклад на сохранение, развитие ненецкого языка и культуры. Она родилась в таймырской тундре. Училась в Усть-Портовской школе-интернат, затем в Игарском педагогическом училище. Любовь Прокопьевна выпускница Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Хорошо владея родным ненецким и русским языками, свободно писала на этих языках свои очерки, рассказы и новеллы, которые пользовались большой популярностью среди многомиллионной аудитории Советского Союза. Она познакомила страну с особенностями жизни, этническими традициями и обычаями своих соплеменников.


Почему я начала именно с неё? Потому что она для меня является ярким примером того, как девочка - неночка, которая выросла в бескрайних суровых условиях арктической тундры стала писательницей известной на всю страну. Меня всегда это всегда восхищало и вдохновляло. К тому же я являюсь поклонницей ее литературного творчества. Среди ее произведений больше всего мне очень нравится стихотворение «Яптунэ», которое было посвящено одному из моих родственников. Находясь в дали от своей малой родины, её произведения находят тёплый отклик в моём сердце.


Ещё одним ярким представителем северной литературы является Леонид Васильевич Лапцуй (1932-1982) - ненецкий писатель, поэт, один из основоположников ненецкой литературы, заслуженный работник культуры РСФСР, активный организатор и участник многих мероприятий по сбору и сохранению ненецкого фольклора. Леонид Васильевич тоже родился и вырос в тундре. Потеряв отца, ему пришлось работать с десяти лет в оленеводческой отрасли, охотничать и рыбачить. Учился в Новопортоской школе- интернат. Затем учился в Салехардском медицинском училище, получив специальность фельдшера. Начиная с этого времени стал работал в качестве корреспондента редакции газеты «Красный Север», осуществляя переводы газетных статей с русского на ненецкий язык. А с 1953 года стал серьёзно заниматься литературным творчеством. Примечательно, что его поэма «Эдэйка» удостоена Всероссийской премии как лучшее произведение для детей. Книги Леонила Лапцуя переводились на иностранные языки. Его творчество действительно много значило для ненецкого народа. В честь признания его заслуг Салехардскому межокружному училищу культуры и искусства было присвоено его имя, и с 1994 года был открыт дом-музей, где он при жизни творил свои бессмертные произведения. Жители Ямальской тундры называют его певцом Ямала.


Так же является примером и гордостью нашего народа Анна Павловна Неркаги (15 февраля 1952) - российская ненецкая писательница. Анна Павловна родилась и выросла в горах Полярном Урале у подножия хребта Сайрей. Жила в интернате. Как не странно я всегда выделяю этот факт. Но расскажу об этом позже. Из всех произведений Анны Павловны мне очень нравится повесть «Белый ягель», по нему даже сняли фильм. Правда, после просмотра этого фильма я даже мечтала стать режиссёром, чтобы снимать фильмы о ненцах, не обманывая зрителя. Я верю, что когда-нибудь моя мечта сбудется. А Анна Павловна Неркаги, став профессиональным литератором, вернулась в тундру к своему народу.


Среди ненецкого этноса есть также выдающиеся деятели образования и науки. К представителям данной сферы относится, например, жена Леонида Васильевича Лапцуй, Елена Григорьевна Сусой, которая тоже внесла немалый вклад в сохранение и развитие ненецкого языка. Она является первым кандидатом наук среди ненцев Ямала. Елена Григорьевна - автор учебников по ненецкому языку и культуре, исполнительница и собирательница фольклора, основательница дома-музея Леонида Лапцуй. По её инициативе стали проводится ежегодные лапцуевские чтения, в ходе которых дети приобщаются к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих, знакомятся с биографией Леонида Васильевича Лапцуй и его литературными трудами. Я считаю, что проведение таких мероприятий очень важно для воспитания подрастающего поколения и формирования у них этнической идентичности.


Вдающийся вклад в развитие образования и науки вносит ученый-северовед, исследователь ненецкого языка, почетны профессор Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, первая учёная среди ненецких женщин, уважаемая и всеми любимая Мария Яковлевна Бармич (26 апреля 1934 г.), которая до сих пор готовит высококвалифицированных специалистов для всего Севера. М.Я. Бармич является автором учебников и учебно-методических пособий для общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений. Ею опубликованы свыше ста научных статей по языку, культуре и быте ненцев, а также учебников, учебно-методических пособий и словарей на ненецком языке. Она родилась и выросла в Канинской тундре. Ещё в школе я была знакома с именем этого ученого-педагога, обучаясь по её учебникам и словарям. Мария Яковлевна была преподавателем моей учительницы по ненецкому языку в школе, которая много нам рассказывала о ней. И так горжусь тем, что Мария Яковлевна стала и моим преподавателем - наставником. Она настолько сильно любит свою работу и студентов, что даже в преклонном возрасте она не оставляет дело, которому посвятила всю свою жизнь - воспитанию и обучению студентов - северян. Её труд заслуживает большого уважения!


Ненецкую культуру прославили ее представители, ставшие известными деятелями искусства, например, ненецкий советский художник, сказитель, общественный и политический деятель Тыко Вылка (по-русски его зовут Илья Константинович Вылка) (1886 – 1960 гг.). Он родился и вырос в тундре на острове Новая Земля. Был охотником. Во время путешествия с полярным художником Александром Борисовым, у юного Тыко появился интерес к живописи. Он получил первые уроки от него, став в последствии великим российским живописцем. В своих картинах он отражал мир глазами ненца, самобытную природу своей малой родины, бытовые картины. В суровых условиях Крайнего Севера пейзаж под открытым небом не напишешь, поэтому приходилось писать картины по памяти. В начале XX века вся Европа переосмысливала живопись и тогда отрылась дорога примитивистам, к числу которых относится Тыко Вылка. Примечательно то, что альбомом с рисунками Вылки обзавёлся даже сам Николай II, наградив его медалью «За усердие», а также несколькими винтовками с тысячью патронами и шестьюдесятью рублями. Но успех не вскружил голову молодому художнику, он оставался таким же простым и скромным ненцем. Тыко Вылка вернулся на родную землю, женился, трудился, кормив большую семью, но про живопись не забывал. Отправлял свои картины в Москву. Его жизнь и творчество сподвигли советского режиссера Аркадия Кордона создать художественный фильм «Великий самоед», вышедшем на большие экраны в 1982 г. Я восхищаюсь творчеством Тыко Вылка. Смотря на его картины, я вновь и вновь возвращаюсь в своё счастливое и беззаботное детство, проведённое в тундре.


Известны также имена ненцев в музыкальной сфере. Так среди музыкантов прославивших ненцев необходимо отметить Семена Няруя - первого ненецкого композитора, который воплотил в своей музыке народные истоки, бережно сохраняя своеобразие музыкального языка, характерное для ненецкой фольклорной песни. Родился Семён Няруй в ямальской тундре. Свой великий дар Семён Николаевич унаследовал от отца, который прекрасно знал ненецкий фольклор. В его чуме всегда собиралось много народу, чтобы послушать в его исполнении ненецкие эпические песни - ярабцы, хынабцы, сюдабцы, повествовавшие об истории народа. Семён Няруй рос слушая их. Обучаясь в школе-интернате посёлка Яр-Сале, он проявил музыкальную одарённость, став заниматься игрой на баяне, а потом освоил игру на фортепиано. Им написано более двухсот песен на русском и ненецком языках, в том числе на стихи известных ямальских авторов. Семёна Нярую называли музыкальным шаманом Ямала. Под его музыку создаются сценические ненецкие танцы, которые исполняют многие самодеятельные коллективы. Музыка Семёна Няруя, стала частью духовной культуры ненецкого народа и дала развитие современному музыкальному и песенному искусству. Я считаю, что творчество первого композитора нашего народа - это то, на что стоит равняться современным ненецким музыкантам, но в тоже время не забывать про свою индивидуальность.


Среди современных исполнителей ненцев, необходимо назвать известных артистов Ямала - Елену Лаптандер и Надежду Сэротэтто. Уроженки ямальской тундры в своем творчестве прославляют родную землю, выражая любовь к ней и воспевая ее красоту. А главное, что мне очень нравится - это то, что помимо русского они поют ещё и на своем родном ненецком языке. Это восхитительно, когда видишь представителей своего народа, поющих на ведущих российских телевизионных каналах на твоём родном языке, наравне со звездами эстрады. Чувствуешь гордость, когда они побеждают на различных творческих конкурсах. Дух захватывает. Хочется видеть больше таких ребят - талантливых, целеустремлённых, преданных своему народу и любимому делу.


В завершении, хочется отметить следующее: где бы человек не родился, в каких бы суровых условиях тундры не вырос - он найдёт своё предназначение. Люди, о которых я рассказала - это пример того, как дети, родившиеся в чуме и росшие в тундре, стали известными на всю страну, а кто-то даже за рубежом. Стоит только верить в себя. А главное, всем сердцем любить свою Родину, свой народ, свою страну, не забывать о семейных ценностях и своих родителях, о том, что они подарили тебе жизнь и ты должен прожить её достойно.


Я часто задумываюсь, а что сделаю я для своего народа и чем буду полезна ему?! Ведь у каждого из нас есть предназначение на этой земле. И моя миссия быть достойной дочерью ненецкого народа!