Вернуться

Язык моего народа


Вальгамова Анжелика Роальдовна



Мой родной язык – хантыйский. Я люблю его за мелодику, певучесть, архаичность форм, люблю его только за то, что на нем говорят мама и папа, за то, что он есть в названии одного из богатейших территорий России – Ханты - Мансийского Автономного округа, люблю его за то, что он имеет родство в мире еще с двенадцатью народами. Я очень люблю свой язык и горжусь им, своим народом, его историей и культурой. А также, конечно, хантыйскими художниками слова. Писатели своими произведениями призывают сопереживать, задуматься о судьбе родного края, они заставляют обратить внимание на насущные проблемы народа, говорят о нравственном и духовном возрождении людей. Как сказал известный хантыйский прозаик Еремей Данилович Айпин «Только благодаря родному языку, родному слову мы сможем сохранить свою самобытность, своих детей, себя, свои народы, свой мир в грядущих веках...».


Народы и культуры все разные, все заслуживают огромного уважения и бережного отношения. И всё это многообразие должно сохраняться.


Не секрет, что среди молодого поколения встречаются такие ребята, которые не знают своего родного языка. Либо, бывают и такие, которые стесняются говорить на нем. Мне кажется, это происходит отчасти от незнания истории своего народа, а также оттого, что традиционный образ жизни становится непривлекательным для молодых людей, возможно, поэтому все меньше становится людей, которые знают свой родной язык.


Таких ребят, нужно научить гордиться родным языком, традициями, обычаями своих предков. Ведь связь поколений – это движущий механизм человечества. Нужно гордиться и своей принадлежностью, своей кровной связью с маленьким трудолюбивым народом, живущим в сложных условиях Севера.


Но это стеснение, боязнь говорить на родном языке происходит, по моему мнению, еще оттого, что встречаются такие люди, которые проявляют чувство национального превосходства над людьми другой нации или народа. Мне всегда хотелось понять, какие изменения происходят в человеке, который чувствует превосходство над человеком «низшей» нации, из чего складывается мировоззрение такого человека, как формируется система его жизненных ценностей? Ведь никакой народ нельзя считать исторически отсталым только потому, что он исповедует иную систему ценностей, чем народы, создавшие орудия массового уничтожения, беспощадной и бессмысленной эксплуатации земных недр.


Так как я родилась в стране, в которой государственным языком является русский, то не забываю и о нем, о русском языке и о русской культуре. Здесь бы я хотела привести пример, который для меня является показательным. Я узнала, что в Дагестане был поставлен памятник русскому учителю. Образ выбирали долго, так как немало специалистов разных профессий посвятили свой труд и себя Дагестану. Выбрали учительницу, потому что с помощью русского языка дагестанцы приобщились к русской классической культуре, мировой цивилизации. С помощью русского языка соединились 33 народа и создали свою республику. А на митинге, посвящённом открытию этого памятника, было сказано слово благодарности русскому народу и с опорой на это утверждалось, что именно здесь, в Дагестане, началось «собирание» страны, дан отпор международным террористам, именно здесь стало восстанавливаться единство армии и народа, нанесён удар по этническому сепаратизму.


Вот заслуга русского языка, который стал не только средством культурного, но и духовного, цивилизованного, общественно- политического объединения, хранителем безопасности и целостности России. Быть языком - посредником в государстве, населённом множеством разноязыких народов - великая, многотрудная миссия. Русский язык, русская культура едины для людей разных национальностей. Это мост, соединяющий разные культуры.


Немаловажно и то, что свою национальную культуру, язык необходимо знать и гордится всем хорошим, что накоплено.


Сегодня для этнических меньшинств, проживающих на территории России важно, чтобы русский язык не поглотил родную культуру и язык. Остро стоит вопрос в области сохранения национальной идентичности, своего собственного самоопределения в рамках государственного культурного пространства.


Мало просто желание и сознание человека называться тем или иным народом, надо чтобы были созданы условия позволения это сделать. Нужен комплекс мер, который бы был направлен на создание, сохранение этнокультурных зон в местах проживания коренных малочисленных народов.