
Класс: 6 МБОУ СОШ No 20
п.Хатыстыр, Алданский район
Содержание работы:
Введение
Хозяйственное обустройство эвенков
Стойбище-урукит эвенков рода «Бута»
Словарь эвенкийских слов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Эвенки – один из 46 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, локальными группами расселенных на огромном пространстве Восточной и Западной Сибири. Общая численность эвенков в России составляет 35 527 человек. Эвенки проживают в Китае и Монголии, их численность составляет более 39 тысяч человек. В нашей республике эвенки проживают в Булунском (с. Кюсюр, Таймылыыр, Найба), Жиганском (с. Жиганск, Кыстатыам, Баханай), Мирнинском (с. Сельдюкэр), Оленексом (с. Оленек), Усть-Майском (с. Кюпцы, Эжанцы), Олекминском (с. Токо, Киндигир, Тяня) и Алданском (с. Кутана, Хатыстыр, Угоян) районах.
Актуальность:
Сегодня в условиях глобализации современного мира, полиэтнической языковой среды, нам, юному поколению эвенков, нужно знать историю, культуру, традиции обычаи своего народа, так как именно материально-духовная культура и язык являются показателем национальной идентификации коренных малочисленных народов Севера.
Цель работы:
изучить кочевой образ жизни эвенков, сохранить и распространить традиционные знания предков
Задачи:
Практическая значимость:
результаты работы могут быть использованы на уроках эвенкийского языка и национальной культуры в качестве наглядного материала
Предмет исследования:
материальная культура эвенков
Объект исследования:
стойбище – урикит эвенков
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
1.1. Сезонные стойбища эвенков.
Выбор места для сезонных стойбищ производится так, чтобы поблизости имелись богатые ягелем пастбища, сухие дрова, источник воды или льда, ровное чистое место для отдыха и ловли оленей, тонкий молодой лес для строительства жилища, изгородей, лабазов и т.д.
1.2. Жилище и хозяйственные постройки.
Наши предки до установления советской власти жили в чумах-ураса. Конусное сооружение из тонких лиственниц (дюкча), в зимнее время покрывали оленьей шкурой, в летнее время – берестой или ровдугой.
Лабазы
, предназначенные для хранения продуктов, вещей, снаряжениябывают временные и постоянные. Для устройства временного лабаза выбирают 3-4 рядом стоящих дерева. На высоте 3-4 метра их срубают таким образом, чтобы на них положить две поперечные перекладины, на которые плотно друг к другу стелют жерди. Укладывают на них продукты, вещи, предназначенные для временного хранения.
Постоянный лабаз строится также на деревянных ошкуренных столбах высотой до 5 метров, с жердевым полом. Из жердей связывается двухскатный каркас, который покрывается корой из лиственниц. Обычно такой лабаз строится в начале лета, когда можно легко отделить кору лиственниц. Кору лиственниц плотно прикладывают к каркасу, а сверху придавливают другими жердями, прицепляя их к каркасу веревками или крученым тальником. Плотно пригнанные куски коры не пропускают дождь, снег и внутри лабаза всегда сухо, прохладно. Вход в лабаз обычно делают через жердевой пол, куда приставляют лестницу, которую потом обычно убирают. Современные эвенки столбы обивают листовым железом или жестью с целью защиты от медведей, росомах, бурундуков и мышей.
Гулик
- открытый мини-лабаз для сбора костей идэьэ – оленя, забитого на котловое питание, и диких животных, добытых оленеводами.
Изгороди.
Изгороди бывают постоянные и временные. Постоянные: бутэй – изгородь для зимнего выпаса основного стада длиной в 10-20 км. в зависимости от количества оленей в стаде; куруо строится во всех сезонных стойбищах, капитальный куруо обязателен в летнем стойбище-дюгакит, а в зимнем, весеннем стойбищах куруо по размеру намного меньше, чем в летнем, так как в эти периоды оленеводы кочуют только на ездовых оленях, основное стадо (дэлэмичэ) находится в бутэе; временными являются изгороди – куруо на перевалочных пунктах во время перекочевки или на временных стоянках вблизи населенного пункта.
Изгороди для важенок и телят. Дойку важенок обычно начинают с середины июня и проводят один раз в день. Вначале отлавливают дойных важенок, каждый раз добавляя к ним для раздоя молодых маток. Сначала ловят телят, а маток отпускают на пастбище, через два-три часа важенок, прибежавших к своим телятам, отлавливают и доят, затем отпускают вместе с теленком. Также изгородь может иметь отдельный отсек для производственных и ветеринарных работ.
Халтама –
закрытое помещение из бревен, которое в летнее время защищает оленей от солнцепека.
Кэнтэмэ
- скатный теневой навес из ельника для важенок
Дымокуры
, предназначенные для защиты оленей от нападения гнуса и оводов, устраивают по краям места отдыха животных. Их количество зависит от размера стада. Жерди втыкают в землю вокруг костра, верхние части жердей связывают наверху вместе крученым тальником или проволокой. Топливом для дымокуров служат сухие и сырые лиственницы, валежника, коряги. Сверху костра для медленного горения накладывают пластами болотные мхи или навоз.
2.1. Древний род эвенков «Бута»
. Бута - самый распространенный род эвенков, эвенки из рода Бута расселены по всей России, где проживают эвенки, также в Монголии и Китае есть эвенки, относящие себя к роду Бута. Сегодня, как мы знаем, к эвенкийскому роду «Бута» относятся семьи Стручковых, Гермогеновых, Сидоровых, Тихоновых, Трофимовых, Колесовых, , Афанасьевых, , проживающие в Алданском (с. Кутана, Хатыстыр, Угоян) и Нерюнгринском (с. Иенгра) районах, Амурской области (с. Первомайское, Ивановское).
Родители в 2009 году создали Кочевую родовую общину и дали название своего рода «Бута», которая ведет свою хозяйственную деятельность в 600 км. от с. Хатыстыр на побережьях реки Гыным. Сегодня в нашей общине числится 106 оленей, два оленевода и один чумработник. Мы каждое лето всей семьей ездим в оленеводческое стадо. Я хорошо знаю особенности летнего кочевья и жизнедеятельности оленеводов в стойбище.
2.2. Макет летнего стойбища КРО КМНС-э «Бута».
Сегодня хочу рассказать о летнем стойбище. Перед вами макет стойбища-урикит эвенков рода «Бута». Современные оленеводы и охотники живут в палатках и избушках. В постоянном стойбище имеются избушки, дома, а во временных стойбищах – палатки. В летнее время кухню-чонгал организуют на специально сооруженном навесе – кырыыска, где ставят кухонный стол, железную печку, полки, ящики или сундуки для хранения посуды и продуктов.
Обязательными являются лабазы для хранения продуктов и вещей: дэлкэн – открытый лабаз и холбо – закрытый лабаз, онкучак – специально сооруженная яма для хранения молока, масла, мяса и рыбы, гулик – для хранения костей идэьэ – оленя, забитого на котловое питание, и диких животных, добытых оленеводами. Особое место занимает гулувун – костер: летом на костре варят пищу собакам, греют воду, сушат мясо, проводят хозяйственные и ремонтные работы. На околице стойбища отводится место для собак: расстояние примерно 100-120 метров от дома, а между собаками - 5-6 метров, их держат компактно, чтобы было удобно кормить. В двухстах метрах располагается сооружение для оленей: халтама – закрытое помещение из бревен для общего стада, которое защищает оленей от солнцепека, кэнтэмэ - скатный навес из ельника для важенок, изгороди для ветеринарных мероприятий, дойки важенок, тугутов – молодняка.
Поработав над этой темой можно сделать следующие выводы:
Сегодня все сезонные стойбища: зимнее стойбище-кыстык, весеннее стойбище-сааьыыр, летнее стойбище-сайылык, осеннее стойбище-куьуур в жизнедеятельности оленеводов сохранились. Структура всех сезонных стойбищ остается прежней., название стойбищ звучит на якутском языке.
Традиционные виды жилища эвенков: чум, ураса, дюкча – не сохранились, сегодня эвенки живут в палатках, избушках и домах. Хозяйственные постройки имеют традиционный характер и сохранились в основном все, процент сохранения составляет 92%, различие можно увидеть в материале: вместо бересты, древесной коры – толь или сайдинг, вместо оленьей шкуры – палаточный материал брезент, вместо берестяной или долбленой из дерева лодки – резиновая или дюралевая.
Название хозяйственных построек, бытовых предметов и утвари в основном сохранилось на эвенкийском языке (94 % эвенкийских слов).
Именно в оленеводческом стойбище сегодня можно увидеть традиционный уклад жизни эвенков, этнообразующую и этноразвивающую хозяйственную деятельность, услышать эвенкийские слова, одним словом, можно чувствовать себя истинным эвенком.
В заключении можно сказать, что оленеводство испокон веков является основным видом жизнедеятельности моего народа. Из рассказа дедушки и папы я узнал, что все мои предки - потомственные оленеводы, а я - представитель династия оленеводов Стручковых в седьмом поколении, трудовой стаж которой составляет примерно 820 лет.
Изучив данную тему, я с уверенностью могу сказать: «Мой древний народ имеет свою историю, культуру и язык...»
Список использованной литературы:
1. Булатова Н.Я. «Русско-эвенкийский словарь», Санкт-Петербург, 1998 2. Леханов Б.И. «Домашнее оленеводство в горно-таежной зоне», Санкт-Петербург, 2013 3. Мыреева А.Н. «Эвенкийско-русский словарь», Якутск, 2002
Словарь эвенкийских слов
Акит – место, где спят
Болокит – осеннее стойбище
Голобко – жердь для придавливания
Гулик – лабаз для сбора костей
Гулувун (отуу) – костер
Дэлкэн – временный открытый лабаз
Дюгакит – летнее стойбище
Дюкча – чум, каркас чума, палатки
Ивэк – место, где рубят дрова
Инан-место для длительного стояния
Колбо – закрытый лабаз
Малу – задняя часть чума, палатки, почетное место
Мо – дерево
Мокит – место для заготовки дров
Мулэкит – место, где берут воду
Неннекит – весеннее стойбище
Нэлгэ – коряга
Оллон – крюк для подвешивания над огнем котлов, чайников
Самгин – дымокур
Самгихан – место отдыха оленей
Саунян – дым
Серанг – жерди
Сис – длинная продольная жердь
Сона – дымовое отверстие в чуме
Такан – поваленное дерево
Тугэкит – зимнее стойбище
Тэлбэ – наружные и внутренние боковые жерди
Уркэ – дверь
Черва – главные две стойки для палаток
Чонал – передний угол палатки, чума, где хранится кухня: продукты, посуда
Эрэктэмэ – чум, крытый корой
Запреты – обереги
Во время кочевки сделай маленький лабаз и сложи туда кости зверя, чтоб зверь не мучил охотника и дал убить себя.
Не проходи вдоль малу (священное место в чуме). Если пройдешь, заболеет дух – хозяин дома.
Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана или заболит язык.