Вернуться

Стойбище – Урикит эвенков рода Бута


Стручков Игнатий Игнатьевич


Класс: 6 МБОУ СОШ No 20
п.Хатыстыр, Алданский район



Содержание работы:


Введение


  1. Хозяйственное обустройство эвенков

    1. Сезонные стойбища эвенков
    2. Жилище эвенков и хозяйственные постройки
  2. Стойбище-урукит эвенков рода «Бута»

    1. Древний род эвенков «Бута»
    2. Макет летнего стойбища КРО КМНС-э «Бута»
  3. Словарь эвенкийских слов


Заключение


Список использованной литературы


Приложения


Введение


Эвенки – один из 46 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, локальными группами расселенных на огромном пространстве Восточной и Западной Сибири. Общая численность эвенков в России составляет 35 527 человек. Эвенки проживают в Китае и Монголии, их численность составляет более 39 тысяч человек. В нашей республике эвенки проживают в Булунском (с. Кюсюр, Таймылыыр, Найба), Жиганском (с. Жиганск, Кыстатыам, Баханай), Мирнинском (с. Сельдюкэр), Оленексом (с. Оленек), Усть-Майском (с. Кюпцы, Эжанцы), Олекминском (с. Токо, Киндигир, Тяня) и Алданском (с. Кутана, Хатыстыр, Угоян) районах.


Актуальность: Сегодня в условиях глобализации современного мира, полиэтнической языковой среды, нам, юному поколению эвенков, нужно знать историю, культуру, традиции обычаи своего народа, так как именно материально-духовная культура и язык являются показателем национальной идентификации коренных малочисленных народов Севера.


Цель работы: изучить кочевой образ жизни эвенков, сохранить и распространить традиционные знания предков


Задачи:


  • Изучить литературу по теме;
  • Создать макет стойбища-урикит эвенков рода «Бута»;
  • Обобщить и распространить собственный опыт среди своих сверстников


Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы на уроках эвенкийского языка и национальной культуры в качестве наглядного материала


Предмет исследования: материальная культура эвенков


Объект исследования: стойбище – урикит эвенков


Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения


I.Хозяйственное обустройство эвенков


1.1. Сезонные стойбища эвенков. Выбор места для сезонных стойбищ производится так, чтобы поблизости имелись богатые ягелем пастбища, сухие дрова, источник воды или льда, ровное чистое место для отдыха и ловли оленей, тонкий молодой лес для строительства жилища, изгородей, лабазов и т.д.


  1. Зимнее стойбище-тугэкит вторая половина ноября-первая половина марта). В зимнее время эвенки жили в чуме (урасе), покрытой оленьей шкурой. Из хозяйственных построек обязательными были изгородь для ездовых оленей (основное стадо зиму проводит в бутэе), дэлкэн для хранения вещей и продуктов, мокит – место для заготовки дров.
  2. Весеннее стойбище-неннекит (вторая половина марта – май). Весной эвенки жили в урасе, покрытой ровдугой. Основные составляющие стойбище сохраняются, кроме халтамы и навесов, потому что в это время в стойбище содержатся только транспортные олени, основное стада стоит в бутэе. Основным мероприятием является отел оленей. В это время оленеводы каждый день ездят в бутэй смотреть дэлэмичэ (основное стадо), где происходит отел оленей. В зависимости от наличия корма место неннекит менялось (по усматрению оленеводов).
  3. Летнее стойбище-дюгакит (июнь-август). Летнее стойбище по сравнению с другими стойбищами выделялось капитальным обустройством. В летнее время эвенки жили в урасе, покрытой берестой или древесной корой. Жилище и хозяйственные постройки: дэлкэн,гулик, мокит – имели капитальный характер , предназначались на долгий срок, потому что эвенки каждое лето перекочевывали на одно и то же место – дюгакит.
  4. Осеннее стойбище-болокит (сентябрь – первая половина ноября). Осень для эвенков – это самое трудоемкое время года: период спаривания оленей, подготовительных к зимнему сезону работ и карализации. Обязательным мероприятием является эмнэгэр: телят привязывают к специальным бревнам или за корни лиственниц, иногда для телят строят специальный загон-телятник, куда их загоняют на ночь. Этот метод предотвращает уход оленей на далекое расстояние в грибную пору и в период гона. Важенки, вместе с ними другие олени, далеко не уходят от своих телят. Месторасположение болокит зависело от зимнего маршрута, что определялся согласно плану работы оленеводческой бригады.


1.2. Жилище и хозяйственные постройки.


Наши предки до установления советской власти жили в чумах-ураса. Конусное сооружение из тонких лиственниц (дюкча), в зимнее время покрывали оленьей шкурой, в летнее время – берестой или ровдугой.


Лабазы , предназначенные для хранения продуктов, вещей, снаряжениябывают временные и постоянные. Для устройства временного лабаза выбирают 3-4 рядом стоящих дерева. На высоте 3-4 метра их срубают таким образом, чтобы на них положить две поперечные перекладины, на которые плотно друг к другу стелют жерди. Укладывают на них продукты, вещи, предназначенные для временного хранения.


Постоянный лабаз строится также на деревянных ошкуренных столбах высотой до 5 метров, с жердевым полом. Из жердей связывается двухскатный каркас, который покрывается корой из лиственниц. Обычно такой лабаз строится в начале лета, когда можно легко отделить кору лиственниц. Кору лиственниц плотно прикладывают к каркасу, а сверху придавливают другими жердями, прицепляя их к каркасу веревками или крученым тальником. Плотно пригнанные куски коры не пропускают дождь, снег и внутри лабаза всегда сухо, прохладно. Вход в лабаз обычно делают через жердевой пол, куда приставляют лестницу, которую потом обычно убирают. Современные эвенки столбы обивают листовым железом или жестью с целью защиты от медведей, росомах, бурундуков и мышей.


Гулик - открытый мини-лабаз для сбора костей идэьэ – оленя, забитого на котловое питание, и диких животных, добытых оленеводами.


Изгороди. Изгороди бывают постоянные и временные. Постоянные: бутэй – изгородь для зимнего выпаса основного стада длиной в 10-20 км. в зависимости от количества оленей в стаде; куруо строится во всех сезонных стойбищах, капитальный куруо обязателен в летнем стойбище-дюгакит, а в зимнем, весеннем стойбищах куруо по размеру намного меньше, чем в летнем, так как в эти периоды оленеводы кочуют только на ездовых оленях, основное стадо (дэлэмичэ) находится в бутэе; временными являются изгороди – куруо на перевалочных пунктах во время перекочевки или на временных стоянках вблизи населенного пункта.


Изгороди для важенок и телят. Дойку важенок обычно начинают с середины июня и проводят один раз в день. Вначале отлавливают дойных важенок, каждый раз добавляя к ним для раздоя молодых маток. Сначала ловят телят, а маток отпускают на пастбище, через два-три часа важенок, прибежавших к своим телятам, отлавливают и доят, затем отпускают вместе с теленком. Также изгородь может иметь отдельный отсек для производственных и ветеринарных работ.


Халтама – закрытое помещение из бревен, которое в летнее время защищает оленей от солнцепека.


Кэнтэмэ - скатный теневой навес из ельника для важенок


Дымокуры , предназначенные для защиты оленей от нападения гнуса и оводов, устраивают по краям места отдыха животных. Их количество зависит от размера стада. Жерди втыкают в землю вокруг костра, верхние части жердей связывают наверху вместе крученым тальником или проволокой. Топливом для дымокуров служат сухие и сырые лиственницы, валежника, коряги. Сверху костра для медленного горения накладывают пластами болотные мхи или навоз.


II.Стойбище-урикит эвенков рода «Бута»


2.1. Древний род эвенков «Бута» . Бута - самый распространенный род эвенков, эвенки из рода Бута расселены по всей России, где проживают эвенки, также в Монголии и Китае есть эвенки, относящие себя к роду Бута. Сегодня, как мы знаем, к эвенкийскому роду «Бута» относятся семьи Стручковых, Гермогеновых, Сидоровых, Тихоновых, Трофимовых, Колесовых, , Афанасьевых, , проживающие в Алданском (с. Кутана, Хатыстыр, Угоян) и Нерюнгринском (с. Иенгра) районах, Амурской области (с. Первомайское, Ивановское).


Родители в 2009 году создали Кочевую родовую общину и дали название своего рода «Бута», которая ведет свою хозяйственную деятельность в 600 км. от с. Хатыстыр на побережьях реки Гыным. Сегодня в нашей общине числится 106 оленей, два оленевода и один чумработник. Мы каждое лето всей семьей ездим в оленеводческое стадо. Я хорошо знаю особенности летнего кочевья и жизнедеятельности оленеводов в стойбище.


2.2. Макет летнего стойбища КРО КМНС-э «Бута». Сегодня хочу рассказать о летнем стойбище. Перед вами макет стойбища-урикит эвенков рода «Бута». Современные оленеводы и охотники живут в палатках и избушках. В постоянном стойбище имеются избушки, дома, а во временных стойбищах – палатки. В летнее время кухню-чонгал организуют на специально сооруженном навесе – кырыыска, где ставят кухонный стол, железную печку, полки, ящики или сундуки для хранения посуды и продуктов.


Обязательными являются лабазы для хранения продуктов и вещей: дэлкэн – открытый лабаз и холбо – закрытый лабаз, онкучак – специально сооруженная яма для хранения молока, масла, мяса и рыбы, гулик – для хранения костей идэьэ – оленя, забитого на котловое питание, и диких животных, добытых оленеводами. Особое место занимает гулувун – костер: летом на костре варят пищу собакам, греют воду, сушат мясо, проводят хозяйственные и ремонтные работы. На околице стойбища отводится место для собак: расстояние примерно 100-120 метров от дома, а между собаками - 5-6 метров, их держат компактно, чтобы было удобно кормить. В двухстах метрах располагается сооружение для оленей: халтама – закрытое помещение из бревен для общего стада, которое защищает оленей от солнцепека, кэнтэмэ - скатный навес из ельника для важенок, изгороди для ветеринарных мероприятий, дойки важенок, тугутов – молодняка.


Поработав над этой темой можно сделать следующие выводы:


  1. Сегодня все сезонные стойбища: зимнее стойбище-кыстык, весеннее стойбище-сааьыыр, летнее стойбище-сайылык, осеннее стойбище-куьуур в жизнедеятельности оленеводов сохранились. Структура всех сезонных стойбищ остается прежней., название стойбищ звучит на якутском языке.

  2. Традиционные виды жилища эвенков: чум, ураса, дюкча – не сохранились, сегодня эвенки живут в палатках, избушках и домах. Хозяйственные постройки имеют традиционный характер и сохранились в основном все, процент сохранения составляет 92%, различие можно увидеть в материале: вместо бересты, древесной коры – толь или сайдинг, вместо оленьей шкуры – палаточный материал брезент, вместо берестяной или долбленой из дерева лодки – резиновая или дюралевая.

  3. Название хозяйственных построек, бытовых предметов и утвари в основном сохранилось на эвенкийском языке (94 % эвенкийских слов).

  4. Именно в оленеводческом стойбище сегодня можно увидеть традиционный уклад жизни эвенков, этнообразующую и этноразвивающую хозяйственную деятельность, услышать эвенкийские слова, одним словом, можно чувствовать себя истинным эвенком.


Заключение


В заключении можно сказать, что оленеводство испокон веков является основным видом жизнедеятельности моего народа. Из рассказа дедушки и папы я узнал, что все мои предки - потомственные оленеводы, а я - представитель династия оленеводов Стручковых в седьмом поколении, трудовой стаж которой составляет примерно 820 лет.


Изучив данную тему, я с уверенностью могу сказать: «Мой древний народ имеет свою историю, культуру и язык...»


Список использованной литературы:


1. Булатова Н.Я. «Русско-эвенкийский словарь», Санкт-Петербург, 1998 2. Леханов Б.И. «Домашнее оленеводство в горно-таежной зоне», Санкт-Петербург, 2013 3. Мыреева А.Н. «Эвенкийско-русский словарь», Якутск, 2002





Приложения


Словарь эвенкийских слов


Акит – место, где спят


Болокит – осеннее стойбище


Голобко – жердь для придавливания


Гулик – лабаз для сбора костей


Гулувун (отуу) – костер


Дэлкэн – временный открытый лабаз


Дюгакит – летнее стойбище


Дюкча – чум, каркас чума, палатки


Ивэк – место, где рубят дрова


Инан-место для длительного стояния


Колбо – закрытый лабаз


Малу – задняя часть чума, палатки, почетное место


Мо – дерево


Мокит – место для заготовки дров


Мулэкит – место, где берут воду


Неннекит – весеннее стойбище


Нэлгэ – коряга


Оллон – крюк для подвешивания над огнем котлов, чайников


Самгин – дымокур


Самгихан – место отдыха оленей


Саунян – дым


Серанг – жерди


Сис – длинная продольная жердь


Сона – дымовое отверстие в чуме


Такан – поваленное дерево


Тугэкит – зимнее стойбище


Тэлбэ – наружные и внутренние боковые жерди


Уркэ – дверь


Черва – главные две стойки для палаток


Чонал – передний угол палатки, чума, где хранится кухня: продукты, посуда


Эрэктэмэ – чум, крытый корой


Запреты – обереги


Во время кочевки сделай маленький лабаз и сложи туда кости зверя, чтоб зверь не мучил охотника и дал убить себя.


Не проходи вдоль малу (священное место в чуме). Если пройдешь, заболеет дух – хозяин дома.


Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана или заболит язык.