Вернуться

Религиозные воззрения чукчей на примере моей семьи


Рольтынтонау Евгения Александровна



Чукчи – лыг’оравэтльат, что значит в переводе на русский язык «настоящие люди». По хозяйственной деятельности делились - чавчыват (оленные), анкальыт (приморские). Соответственно, у оленных чукчей род деятельности преобладал, связанный с оленеводством, а у приморских - морской зверобойный промысел. Я решила в своей работе остановиться на оленных чукчах. Хотя, если разбираться, чукотский народ занимался изначально морским зверобойным промыслом.


Модель мира такова, что он делится на верхний, нижний и средний. По преданиям Землю создал первопредок чукчей, ворон Кутх, действующий по велению Творца (Вагыргын). Он летел, по его испражнениям образовалась земная твердь (горы, сопки, равнины), с помощью урины (мочи) появились водоемы (реки, озера), а затем он создает первых людей, собак, китов, тюленей, птиц, оленей, одежду, деревянный снаряд для добывания огня. Главный подвиг – добывание света и небесных светил, так как до этого они существовали только в верхней Вселенной.


Чаучу уникальны в сосуществовании с окружающей средой. Они не стоят НАД природой, не стремятся овладевать и управлять, а стараются неспешно и гармонично жить как ее неотъемлемая часть. Это мы можем наблюдать даже из самоназвания чукчей «лыгъоравэтльат» - настоящие люди. Это дословный перевод, означает просто – люди, потому что существуют, помимо людей, еще и кэлелвыт – души, духи (в прошлом тоже люди), сосуществующие в данном мире.


Не смотря на то, что в современном мире человек, пользуясь всеобщей идеей благоденствия, может себе позволить жить в удобствах и комфорте (в уютном доме, в тепле и т.д.), и в то же время, наблюдая за жизнью оленеводов - казалось бы, за их безвольным бытием, полным безразличием к комфорту - задаемся массой вопросов, касающихся причины такого выбора.


Со временем приходит осознание причин, почему чукча-оленевод поныне ведет традиционный уклад жизни, связанный с кочевкой. Ведь благодаря сохранению им традиционного уклада жизни, благодаря выбору жизни в тундре, чавчыват могут постигать те фундаментальные, исключительные, уникальные конечные смыслы, к которым должен прийти каждый человек. И такой выбор смысла жизни имеет право быть - они воплощают свои ценности через стремление к истине, добру и красоте по-своему.


Хотелось бы немного раскрыть тему на личном опыте, прожитом в семье – главной средой, закладывающей такие ценности. Насколько я знаю, обязательно, когда мы с семьей куда-либо едем (на суше или в море), в дороге обязательно кормим духов (чаю плеснем, кусочек конфеты отломим – всего по чуть-чуть), таким образом, задабриваем их, обеспечивая себе «добрый путь». Когда приходим на поминки, также – у каждого усопшего оставляем «пищу», чтобы там, в другом мире, наши родные были сыты. Причем, в обоих случаях, чем меньше еды, тем больше они насыщаются, и наоборот, чем больше – тем больше еще захотят, беспокоя нас впоследствии. Больше это проходит под руководством отца, так как мама «верующая».


Также, когда папа приезжает в оленеводческую бригаду за тушами оленя, он обязательно взамен что-то привозит (мясо морского зверя или другие продукты питания; то, что может пригодиться в быту). Это что-то из разряда соблюдения такой заповеди: «Если человек угощает тебя чем-то, помещённым в посуду, то, возвращая её, наполни едой или чем-то другим».


Когда папе очень срочно нужна хорошая погода (для охоты или чтобы вертолет прилетел), он говорит «Так, надо пошаманить». Не знаю, что он делает, или делает ли вообще (был вариант и такой, что отец хорошо знает особенности природы: направление ветра, например), но на следующий день наступает действительно хорошая погода. На мой вопрос, что именно он делает, он не отвечает.


Каждый год мы с мамой собираем коренья. Выкорчевываем из-под земли или, если найдем мышиные норки, у них «одалживаем», при этом никогда не позволяем себе весь запас забирать, часть оставляем. Папа с братьями также, когда лазают по скалам и собирают яйца диких морских птиц, обязательно оставляют часть потомства. Ну и в других случаях: собираем ягоды, грибы, ловим рыбу – во всем должна быть мера. Берешь ровно столько, сколько нужно – ни больше, ни меньше.


Именно внутри семьи – приступая к трапезе, дожидаемся всех членов семьи, дожидаемся прихода с промысла мальчиков (охота на морского зверя, сбор яиц на скалах, охота в тундре); делимся добычей или уловом с близкими родственниками, устраиваем большие семейные обеды с традиционной пищей, вместе отмечаем праздники, не отказываем в помощи близким, устраиваем совместные походы в тундру (за ягодами, грибами, кореньями), походы на берег моря (за морской капустой, различными моллюсками).


Старшие всегда наставляют, что мы должны жить в единстве с природой, в гармонии с миром духов, а для этого обязаны вести традиционный уклад жизни своего народа. Семья – это то, где все закладывается. Задача нашего поколения – сохранить обычаи и обряды, чтобы не нарушить этот баланс.


Кочевой путь - путь жизни. Кочевник свободен в действии, в выборе пути, в нем заключен дух свободы, он стремится вперед, не оглядываясь назад, не жалея о прошлом, живя в настоящем моменте, используя этот миг по максимуму.


Заключается этот путь в поиске ответов на все знания, выходящие за пределы обыденных знаний, то есть именно традиционные знания (ориентация на местности, прогнозирование погоды, предполагаемый путь, знание съедобных, несъедобных растений, вера в приметы).


Умение жить, умение жить правильно, согласно целям, смыслам и прочее. Самая обидная фраза в сторону человека была, как говорит мой отец: «Ты не умеешь жить!» А значит – не можешь охотиться, не способен прокормить семью, воспитать детей и т.д.


Осознание красоты момента здесь и сейчас, ты проснулся утром, ты знаешь, что будет сегодня, тебе уже неважно, что было вчера, сегодня ты делаешь это и то – и ты не имеешь право на ошибку, воплощение прекрасного через ежедневное наблюдение за природой (сопки, звезды, реки, озера, небо).


Отчаяние, цинизм, лень, тоска не свойственны психологии кочевого народа. Во многом этом помогает справляться с естественными трудностями на пути кочевника, по словам В. Пуя, такие религиозно-мифологические составляющие, как "огонь и человеческий разум". А значит, чтобы постичь этот путь жизни, необходимо соблюдать культ огня; следовать традиционным знаниям, а значит слушать и почитать старших, передавать свои знания младшему поколению; соблюдать запреты; также и почитать ребенка до 6 лет, который до этого возраста отождествляется с "божественным" созданием; и многое-многое другое.


Не случайно, например, в конце фильма "Кочевники Восточной Чукотки - XXI век" В. В. Пуя сначала показывает способ добывания огня чукчи, с помощью доски-огнива, и современным - зажигалки, тем самым показывая, как тонка грань восприятия бытия, какими средствами может человек стремиться ценностям, какова сверхзадача человека на планете, каков его путь, путь жизни...