Вернуться

Создание IT – пространства для развития речи на эвенкийском языке

Константинова Ольга Евгеньевна

учитель русского языка МБОУ «КМСОШ»


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Подпроект: Создание анимационных мультфильмов на эвенкийском языке используя IT – технологии

1.2. Подпроект: Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видеоредактор SonyVegas

1.3. Подпроект: Создание приложений на смартфоны для изучения эвенкийского языка

ГЛАВА II: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Подпроект: Создание анимационных мультфильмов на эвенкийском языке используя IT – технологии

2.2.Подпроект: Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видеоредактор SonyVegas

2.3. Подпроект: Создание приложений на смартфоны для изучения эвенкийского языка

ВЫВОД

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Эвенкийский язык является одним из исчезающих языков. Наши ученики разговаривают на эвенкийском языке только на уроках эвенкийского языка. Нынешнее поколение получает знание не традиционным образом, а с использованием IT – технологии. Исходя из этого, решили создать благоприятные условия использования IT – технологии для развития речи и пропаганды эвенкийского языка.

Задачи образовательной программы:

  • Анализ художественной литературы эвенкийского языка
  • Изучить эффективные методы и использования IT – технологии для развития речи учеников на эвенкийском языке
  • Создать группы по ступеням обучения
  • Провести констатирующий анализ разговорной речи учеников на эвенкийском языке
  • Создать учащимся условия использования IT – технологии для создания ими мультфильмов, видео и приложений на эвенкийском языке
  • Провести контрольный анализ разговорной речи учеников на эвенкийском языке




Целевая аудитория: 1-11 класс, работники и педагоги школы, родители.

Каждый подпроект может работать как отдельный кружок или частично может быть интегрирован в образовательный процесс.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении, в связи с концепцией национального проекта «Образование». В настоящее время школа способствует формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентоспособной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на уроках с применением IT – технологии выработку потребности и умения учиться.

В настоящее время нововведения стали реальностью повседневной жизни современной школы. Основной задачей является решение не «заставлять выучить», а «помочь развиваться». Внедрение IT на всех уроках дает возможность преподавателям осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможности новых компьютерных технологий как средства обучения.

Одним из важных мотивов учения школьников является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предметом заинтересованности эвенкийским языком может стать создание мультипликационного, сюжетного фильма и создание приложений. Сегодня IT пространство уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со все большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, все больше и больше появляется людей, осознающих образовательные и просто коммуникационные возможности новых технологий и их большую доступность. И эти технологические изменения приводят постепенно к изменениям в самих наших представлениях о том, что такое грамотный человек. Понятие грамотности во все большей степени включает в себя, кроме традиционных чтения и письма, еще и умение набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, создавать электронные приложения, работать с электронными документами. Мультипликация, видеомонтаж и создание электронных приложений на эвенкийском языке безусловно, один из активных элементов в этом ряду IT пространства.

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Структура проекта состоит из трех подпроектов: «Создание анимационных мультфильмов на эвенкийском языке используя IT – технологии»; «Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видео редактора SonyVegas»; «Создание приложений на смартфоны для изучения эвенкийского языка».

Для каждого члена группы проекта сформирован индивидуальный образовательный маршрут с целью изучения всех подпроектов.

Основными задачами нашего проекта являются:


Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации, видеозаписи и программирования
  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов, короткометражных фильмов и программирования электронных приложений
  • Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер, видеомонтажер, программист.
  • Расширить знания детей об истории и культуре эвенкийского народа.
  • Овладеть эвенкийским языком посредством IT – технологий
  • Продолжить работу над формированием навыков работы с художественным текстом.

Развивающие:
  • Продолжить работу над развитием творческого мышления и воображения.
  • Продолжить работу по формированию художественных навыков и умений.
  • Продолжить работу по формированию навыков связной разговорной и литературной речи как эвенкийской, так и русской, навыки общения и совместной работы в группе

Воспитывающие:
  • Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и в искусстве.
  • Воспитывать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой народ.
  • Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям эвенкийского народа.
  • Прививать ответственное отношение к своей работе, чувство ответственности перед коллективом.

Образовательные области, представленные в проекте: учебно-познавательные компетенции, коммуникация, исследовательская работа, художественное творчество, социализация.


Планируемые результаты

Участвуя в проектной деятельности, ученики продолжат:

  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектом;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проекта;

Так же получат необходимые знания:
  • Узнают о традициях эвенкийского народа, об эвенкийских национальных сказках, об особенностях глаголов эвенкийского языка
  • Узнают о процессе создания мультипликационных фильмов, о видах мультфильмов, об устройстве цифровой фото и видеотехнике, о компьютерных программах SonyVegas и С++, о программах на смартфонах «Создаем мульти 2».
  • Научатся работать с фототехникой, озвучивать фильм, работать в необходимых компьютерных программах.

1.1. Подпроект: Создание анимационных мультфильмов на эвенкийском языке используя IT – технологии

Благодаря новым технологиям и современному оснащению образовательного учреждения, школьники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, то есть пробуют себя совершенно в новом качестве. Осваивая и используя навыки рисования, а также знаний о героях эвенкийского народного эпоса, эвенкийских национальных сказок, дети создают персонажей и фоновые изображения для создания собственных мультфильмов; знакомятся с приложениями создающие мультфильмы; озвучивают своих героев на эвенкийском языке; производят монтаж для соединения кадров мультфильма на профессиональном видеоредакторе SonyVegas.

Необходимые материалы:

  • Эвенкийская народная сказка на эвенкийском и русском языках
  • Диктофон, USB-кабель
  • Смартфон с установленным приложением «Создаем мультфильмы2»
  • Компьютер с установленной программой SonyVegas

Продуктом этого проекта является мультфильм на основе эвенкийских сказок на эвенкийском языке


Создавая мультфильмы на основе существующих эвенкийских сказок, ученики расширят знания о традиции и обычаи своего народа, а также освоят свой язык и культуру.

1.2. Подпроект: Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видеоредактор SonyVegas

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика.

В проекте учащиеся сами придумывают сценарий, снимают сюжет, монтируют видео и озвучивают на эвенкийском языке. В результате у учащихся появится возможность к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа.

В настоящее время главной проблемой является нежелание учиться родному языку. Создание учащимися своих комедийных сериалов на эвенкийском языке повысит их заинтересованность для развития речи.

Для реализации проекта не нужны специальные студии по созданию видеофильмов с профессиональным оборудованием и светом.


Достаточно небольшого количества необходимого материала:

  • Фотоаппарат цифровой
  • Штатив
  • Диктофон, USB-кабель
  • Компьютер с установленной программой SonyVegas.
  • Расходный материал для создания декораций, фонов.

Продуктом этого проекта является видео – комедийный сериал на эвенкийском языке.


1.3. Подпроект: Создание приложений на смартфоны для изучения эвенкийского языка

Актуальность проекта заключается в освоении учащимися современных технологий, которые позволяют разрабатывать программы для мобильных устройств на базе Android и iOS.

Новизна проекта состоит в том, что школьники осваивают технологии разработки мобильных приложений, начиная с простых программ на языке Java в среде программирования Eclipse, и заканчивая работой в профессиональной среде Android Studio.

Обучающимся предлагается писать реальные приложения для компьютеров и мобильных устройств, используя среды разработки с интересным и понятным инструментарием. В случае успешного освоения программы дети получают представление о деятельности профессиональных программистов, участвуют в конкурсах и научных сменах детских оздоровительных лагерей.

Целью проекта является формирование компетентностей у учащихся через освоение теоретических основ объектно-ориентированного проектирования и программирования на языке JAVA посредством создания реально действующих кроссплатформенных программ.

Эвенкийский язык – один из языков коренных народов Сибири. Создавая приложение для изучения эвенкийского языка пробудится интерес к использованию эвенкийского языка на регулярной основе не только у учащихся, но и потребителей приложения созданных учениками.

Необходимые материалы:

  • Эвенкийско – русские и русско – эвенкийские словари
  • Компьютер с установленной программой Mikrosoft Office Power Point, Corel-Drou и С++

Продуктом этого проекта является приложения на компьютере и смартфоне для изучения эвенкийского языка.


ГЛАВА II: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этом учебном году данный проект полностью еще не запустился. В рамках проекта работают несколько учеников из начального класса и старших классов.

2.1. Подпроект: Создание анимационных мультфильмов на эвенкийском языке используя IT – технологии

Все дети, и даже многие взрослые любят мультфильмы. Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Ученики заинтересовались процессом создания мультфильма, и решили попробовать сделать свой собственный мультфильм на эвенкийском языке. Это оказалось для них не только интересным, но и необходимым.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что эвенкийский мультфильм можно показать учащимся других классов, чтобы заинтересовать изучение эвенкийского языка, так же процессом создания мультфильма.

В процессе создания мультфильма, ученики познакомились с историей развития мультипликации; узнали, что разновидности технологий по созданию мультфильмов; прочитали эвенкийские сказки; освоили простейшие способы «оживления картинок»; изучили основы разработки и монтажа; попробовали свои силы в роли режиссера, мультипликатора и даже продюсера; познакомились с компьютерной программой «SonyVegasPro12», с приложением для смартфонов «Рисуем мультики-2».

2.2.Подпроект: Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видеоредактор SonyVegas

Данный проект пока еще не реализовался, и пока находится в планах. В прошедшие учебные годы мы вели кружок «Киностудия», где учащиеся сняли немало интересных видеороликов и один полнометражный фильм придуманный учениками.

В результате кружка учащиеся узнали принципы построения и хранения изображений; научились правильным, грамотным приемам ведения видеосъемки; монтажу видеофильмов; научились к коллективной и самостоятельной работе, появился познавательный интерес и творческий потенциал; выработался эстетический вкус. Овладели основами видеосъемки: правильно выбирать точку съемки; грамотно строить композицию кадра; монтажу сюжетов разных жанров; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать возможности съемочной техники. Овладели основами видеомонтажа: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы.

Знания, полученные в кружковой деятельности «Киностудия», учащиеся смогли использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Кроме этого, знания и умения полученные в данном кружке стали фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Исходя из этого, мы запланировали запустить проект для учащихся – «Снятие и монтирование видео – сюжетного комедийного сериала на эвенкийском языке с использованием видеоредактор SonyVegas», чтобы повысить их заинтересованность по развитию речи.

2.3. Подпроект: Создание приложений на смартфоны для изучения эвенкийского языка

В этом учебном году ввелась начальная подготовка по освоению технологии программирования. Ребята выбравшие данную подпрограмму учатся в старших и в начальных классах, исходя из этого мы выбрали простейшую среду для создания электронного приложения.

Ученицы 11 класса разработали электронное пособие «эвенкийско-русско-якутский разговорник» в среде Power Point Microsoft Office. Данное электронное пособие может быть успешно, использоваться в качестве учебного справочного пособия для учащихся и учителей эвенкийского языка, элективных курсов, а также руководителей предметных кружков работников дополнительного образования. Электронное пособие приобщает учащихся и учителей школы к научно исследовательской деятельности с применением информационных технологий.

Данную разработку можно использовать в любое удобное время, как отдельное приложение на смартфоне в режиме просмотра презентации, с установленным на смартфоне приложением читающим файл *ppt, *pptx, бета версией.

Так же ребята изучая эвенкийский язык, столкнулись с тем, что нет приложений для изучения глаголов эвенкийского языка. Ученик 5класса Устинов Евгений разработал электронный словарь глаголов по эвенкийскому языку.

В результате работы, Женя подтвердил, что похожие словари могут создавать учащиеся и по другим учебным предметам. И данная технология создания электронного словаря повышает уровень знаний, умений и навыков учащихся в области ИКТ и обогащают словарный запас учащихся.

В будущем он планирует усовершенствовать знания и навыки по разработке данного проекта на языке программирования C+ и выложить на Google Play Market, где данное приложение будет в свободном доступе для всех.

ВЫВОД

Из 30198 эвенков на родном языке говорят только 11%, в основном это люди пожилого и престарелого возраста. Вымиранию языка способствовало то, что многие десятилетия обучение эвенкийских детей шло на русском и якутском языках. В последние годы роль изучения эвенкийского языка в эвенкийских поселениях возросла. Но электронных пособий и видеоматериалов необходимого содержания недостаточно. В интернете мы нашли: несколько мультфильмов на эвенкийском языке, 3 мультфильма об эвенках и 2 приложения – словаря эвенкийского языка для Android.

Данный проект способствует изучению не только IT – технологий и эвенкийского языка, но и результат наших проектов поможет другим детям, при изучении и развитии разговорного эвенкийского языка.

Перед современным обществом стоит задача воспитание гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности. Большие возможности для самореализации ребенка дает обучение с применением IT – технологий. Одним из важнейших направлений российского образования на современном этапе развития является его информатизация, поэтому важно и необходимо вести целенаправленную работу по внедрению и применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В ходе данной работы, учащиеся обучаются поиску новой информации и практическим способам работы с ней, овладевают компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе, ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для самореализации своих способностей. Роль общества становится все более значимой, меняется характер и содержание труда человека. Расширилось понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи IT – технологий.

Список литературы

1. Ю.В. Васильев, А.А. Барабаш: Word 2007, Excel 2007, PowerPoint 2007 и электронная почта Windows Vista + Видеокурс – М.: Изд-во Триумф, 2008. + CD-ROM – (Серия «2 в 1») 2. Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 классов – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова .Толковый словарь русского языка. 4. О.А. Капитовская, М.Г.Плохотнюк. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. СПб. ; КАРО, 2005. 5. «JavaScript: сильные стороны», Дуглас Крокфорд 6. «Язык программирования C», Брайан У. Керниган, Деннис М. Ритчи 7. Асенин С. Волшебники экрана – М., «Искусство», 1974. – 145 с. 8. Гамбург Е., Пекарь В.. Художники ожившего рисунка, Союз кинематографистов СССР, 1984 .


Сайты из интернета:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультфильм
- Sony Vegas Pro
- https://praktikum.yandex.ru/?utm\_source=yandex&utm\_medium=cpc&utm\_campaign=Praktikum\_Programmirovanie\_yandex\_search&utm\_content=7017905135&utm\_term=программирование%20для%20начинающих%20с%20чего&yclid=884922898146420652