Вернуться

Династия потомственных оленеводов Нутендли - Кемлиль


Кемлиль Никита Викторович


Кемлиль Никита Викторович,
студент 2 курса, 17 лет
ГБПОУ РС (Я) «Арктический
колледж народов Севера», РС (Якутия),
Нижнеколымский район, п. Черский.



Очень многие сегодня думают, что произошел отрыв молодого поколения от прошлого и настоящего истории своего народа. Под влиянием множества субкультур молодежь частично потеряла нравственные ценности, чувства гордости за малую родину. Отчасти это так, я соглашусь с этой точкой зрения.


Знать национальную культуру своего народа должен каждый. Это и явилось главной целью моей творческой деятельности при написании эссе.


Сегодня у меня есть прекрасный шанс обратить свое и ваше внимание на самую крайнюю точку северо-восточной части Республики Саха (Якутия). Нижнеколымский район - край вечной мерзлоты, северного сияния, долгой зимы и полярной ночи.


«Сам батюшко земной Полюс холода соседствует с этим краем – он рядом, в пятистах километрах. Если кто-нибудь говорит, что мороз в их местах – как огонь, а ветер – как нож, то он просто не знает, что такое мороз и ветер, он не бывал зимой в колымской тундре...». Очень точно охарактеризовал климат Колымы наш земляк, юкагирский писатель С. Курилов (так он начинает свою книгу «Ханидо и Халерха»).


Стоит начать с того, что Колыма это древняя земля, но не как не вымерзшая, а земля вечных снегов и оленьих следов. Более 80 % территории района занимает Халарчинская и Олеринская тундра. Пасутся многочисленные стада северных оленей. Колыму заселили задолго до ее открытия (более 400 тыс. лет назад) чукчи, эвены, юкагиры. Они продолжают жить, по сей день на территории традиционного расселения своих предков. Коренное население имеет богатое историческое и культурное наследие. Несмотря на все трудности жизни в суровых климатических условиях сумели сохранить оригинальный образ жизни. Доказали своим умением выжить на протяжении тысячелетий.


Нельзя отрицать, что и мои далекие предки, бабушки, дедушки, отдали долгие годы своей жизни, и саму жизнь за процветание родного края. Веками осваивали суровую арктическую природу, создали и оставили след в истории моего рода. Благодаря самоотверженному труду оленеводов Нижней Колымы сохранили чистую чукотскую породу оленей «Харгин». Это следует признать, и я горжусь этим.


Следует подчеркнуть, что оленеводы в тундре по-прежнему находятся в тех же условиях, что и их предки сотни лет назад. Оленеводы совершают за год тысячекилометровые кочевки, со своими стадами мигрируют с юга на север и обратно, для них олени это все: пища, транспорт, одежда, жилище, образ жизни, философия. Все это свидетельствует об историческом прошлом оленных людей.


В своей жизни, пусть пока короткой, я часто сталкиваюсь с вопросами «Что знаешь об истории своего народа?», «Знаешь ли, историю родного края?», «Расскажи о коренных малочисленных народах Крайнего Севера?» и т.д.


Признаюсь, мне стыдно, что имею скудные представления о страницах биографии, об образе жизни далеких предков. Стало ясно, что решение данной проблемы в первую очередь необходимо начинать с себя. Считаю, то, что я не знаю историю своего рода, это моя личная проблема. Недаром говорят, дерево без корней, что человек без имени.


На тему данной проблемы можно рассуждать еще достаточно долгое время, но хочется поведать о моей первой осознанной попытке рассмотреть данную проблему на личном опыте. В качестве доказательства приведу пример попытки воссоздания по крупицам истории моего рода. Поведать о судьбе, о трудовой деятельности жителей Нижней Колымы.


Через историю моего рода собираюсь проникнуть и показать сложную жизнь чукотского народа за Полярным кругом. Так как в старину, ну в общем, как и в настоящее время, на севере жизнь многих семьей ни чем не отличается друг от друга.


Итак, был сделан большой шаг, как говорят старики «пришло время «собирать камни»».


В первую очередь это натолкнуло меня на большой разговор с отцом. Северные люди не многословны и поэтому очень мало информации передается из уст в уста. Сегодня и мой папа сожалеет, что не пытался узнать у своих родителей больше информации, легенд, обрядов, обычаев про историю их жизни. Как сказал отец «сохранились только отдельные отрывки». Я сам с детства всегда слышал, только то, что наши родичи потомственные оленеводы. А из воспоминаний отца я узнал больше, о далеких временах, о том, как мужественные оленеводы внесли огромный вклад в освоении оленеводства на Нижней Колыме, Республики Саха (Якутия), в Арктике.


Род Нутендли зародился на Нижней Колыме, местечке Халарча (с юкагирского яз. «хальарчэ» означает «равнина, без единого холма»). Фамилия Нутендли произошла от имени прапрадеда «Нутэн» (чукотское муж. имя), означает «землю обойти» или дословный перевод «земной поворот», возможно давным – давно, не кто из рода Нутендли родился за поворотом.


Предки по линии прабабушки (юкагиры Кемлиль) пришли с Аллаиховского района Якутии. Фамилия Кемлиль «кэмхлиль» означает «круг или круглый груз».


Семья Нутендли-Кемлиль потомственные оленеводы в четырех поколениях . Трудовой стаж династии оленеводов по линии моей бабушки Кемлиль Акулины Афанасьевны - 292 года, по линии дедушки Нутендли Егора Андреевича - 373 года. По третьему поколению стаж -308 лет, по четвертому - 122 года. Общий трудовой стаж династии семьи составляет – 1095 лет. Вся их жизнь достойна внимания и изучения.


Прадедушка Андрей Андреевич Нутендли (1896 г.). Бригадир оленеводческой бригады артели «Красная Звезда», колхоза «Турваургин» (с чукотского языка означает «Новая жизнь». Мой прадед «Аппай дедушка» (так его звали все) вырастил и воспитал целую плеяду замечательных оленеводов, основатель династии. Общий трудовой стаж в оленеводстве 60 лет. Захоронен в с. Колымское.


Как и многих война не обошла стороной и нашу семью. Прадедушка внес сбережения всей семьи на строительства танка «Турваургинец». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Мой дед Егор Андреевич Нутендли (1933 г.) начал рано трудовую деятельность. Стал знатным бригадиром. Из рассказов земляков он очень быстро бегал, мог легко обогнать оленя. С детства был смышленым, артистичным. Чтобы стать оленеводом надо родиться, вырасти в тундре, любить оленей, жить в единстве с природой, преклоняться перед ее силами, чутко улавливать биологические ритмы. В оленеводстве проработал 62 года. С прабабушкой они вырастили и воспитали 8 детей, 34 внука и 9 правнуков, многие из которых трудятся в общине оленеводами, чум работницами и рыбаками. Он был мастером по изготовлению легкой чукотской ездовой нарты из березы. В 1980 годы он соорудил облегченный меховой чум на полозьях, который запрягался в 3-4 оленя, до сих пор такие дома используют в тундре, называют «домик Нутендли». Постоянный участник самодеятельности культуры чукотского народа.


Вспоминаю слова стариков «не будет оленя, не будет и нас!», сейчас как никогда понимаю значение оленя в жизни северян. Единственная отрасль на Крайнем Севере и жизнь коренных малочисленных народов напрямую зависит от традиционного образа жизни – оленеводов. Профессия «Оленевод» – необыкновенная в мире профессия, требующая выносливости, мужества и любви к своему непростому делу. Сегодня через оленеводство изучается многовековое наследие северных традиций, обычаев.


Отец рассказал, как давались фамилии . Как его мама всем детям, дала свою фамилию, и это естественно, ведь дед большее время своей жизни находился в тундре. А когда дети подросли, он поставил вопрос: «У нас 8 детей, и все Кемлиль, почему фамилию Нутендли ни кто не носит?». Он хотел, чтоб после его смерти фамилия осталась.


Тогда мама спросила у старших (Варвары, Виталия, Вячеслава, и у моего папы Виктора) «Вы будите Нутендли?». Они учились уже в старших классах, считали себя взрослыми, привыкнув к фамилии, отказались. Тогда мама решительно сказала: «Пусть старшие остаются Кемлиль, а младших (д. Володя, д. Игорь, т. Валя, т. Надя) всех перепишу на фамилию Нутендли!». Так у нас получилось 4 ребенка Кемлиль, а 4 Нутендли. Оттуда род Нутендли - Кемлиль.


По воспоминаниям дяди Вити Кемлиль : «В 80-х годах колхоз всю нашу семьи отправил на правый берег Колымы, в самую отсталую бригаду No 10, чтоб мы ее подняли. Так мы основали местность Шалаурова (Зимовье Шалаурова находится в низовьях Колымы. Названа в честь русского землепроходца, сибирского купца Никиты Шалаурова. он на собственные средства в 1757 г. организовал морскую экспедицию из р. Лена вокруг Чукотского полуострова на Камчатку. В 1761 г. участники плавания зимовали в устье Колымы. Летом 1762 года они отправились на восток и осенью вновь вернулись к месту зимовки. В навигацию 1764 г. экспедиция из частного мероприятия переросло в государственную и судно “Вера, Надежда, Любовь” с 53 участниками на борту взяли курс с Колымы на побережье Чукотского полуострова. Никита Шалауров и его спутники погибли). Вытащили бригаду и вывели в передовые по району, а затем и по республике».


Началась перестройка. В нашей бригаде работал специалист - зоотехник Коля, он стал просто рассказывать нам, что есть возможность отделиться от совхоза, взять самим и вести всю работу. Уезжал в город, стал добиваться, но ничего не получалось. Однажды приехал с очередной командировки и рассказал, что можно взять кредит на 50 лет, чтоб купить оленей, но как рассказывает папа, старики не согласились. Тогда он предложил им другой путь, доказать что у их родителей при раскулачивании в пользу колхоза забрали около 5000 оленей. Этот факт оказалось доказать не сложно, в старые времена все фиксировалось. Затем обратились в Ассоциацию народов Севера с просьбой безвозмездно отдать 1500 голов оленей. Стали заниматься оформлением документов крестьянского хозяйства, земельных угодий и т.д. и Ассоциация поддержала создание кочевой родовой общины. От совхоза «Нижнеколымский» было предано в общий пай 1107 голов оленей.


Вот так с 1992 года началась новая история - рождение родового «гнезда» нашей династии «Нутендли». По инициативе моей бабушки Кемлиль Акулины и дедушки Нутендли Егора было создано крестьянское родовое хозяйство. Расположено вдали от цивилизации, у подножья скалистых гор, у хребта Красный камень на правом берегу р. Колымы. Главной деятельностью родовой общины является разведение северного домашнего оленя. Сегодня в хозяйстве насчитывается 1700 голов оленей т.к. с момента основания работы КРО «Нутендли» было продано более 1500 голов племенных оленей в соседние Чукотский АО, Аллайховский и Среднеколымский районы.


Династия оленеводов кочевой родовой общины «Нутендли» искренние энтузиасты своего дела, сердцем и душой болеющие за благополучие оленеводов Республики Саха Якутия.


На счету каждого из них немало добрых и перспективных дел, которые будут долго жить в памяти народной.


В эссе считаю необходимым прописать исторические события для КРО:


  • 1999 году община Нутендли становится племенным хозяйством по разведению оленей чукотской породы «Харгин».

  • В 2004 году на общем собрании семьи было решено построить школу - сад для своих детей. Далее она получила статус кочевой школы - будущего оленеводства, чукотского языка, сохранения вековых традиций, обычаев КМНС. Сегодня школа совместно с общиной имеют не только республиканские, но и зарубежные связи. Школа вошла в сеть образовательных учреждений по линии ЮНЕСКО. Заключен договор о сотрудничестве со школой Инари, Финляндия. Школе оказывает финансовую поддержку организация «Снежный покрыв» Теро Мустонен из Финляндии.

  • В 2005 году КРО «Нутендли» за высокие показатели получила грант Президента Республики Саха (Якутии).

  • В 2007 году опыт работы общины представили на ВВЦ в городе Москве.

  • В 2008 году прошли перерегистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и получили Свидетельство No000628, Серия ПЖ 77 от 07 марта 2008 г.

  • 2012 - Поголовье оленей КРО «Нутендли» составляет 3326 голов.

  • 2021 - Поголовье оленей составляет более 1700 оленей.




Таким образом можно сказать, что кочевая родовая община «Нутендли» стала местом почитания обычаев предков, демонстрации опыта работы по разведению оленей и знакомства с укладом, культурой народов севера.


Какая же насыщенная жизнь была у моих родичей, и с каким достоинством они преодолевали всевозможные трудности. Можно сказать, что мы сегодня «немножко» живем потребительски. И как на страницах интернета пишут «молодежь севера утратили чистоту и тепло человеческих отношений, в погоне за благами цивилизации». Действительно идет отрыв от исконных занятий дедов, среди моих друзей мало кто говорит на чукотском языке, мы понимаем речь, но отвечаем на русском. Знаем мало традиций, обрядов, обычаев.


При написании эссе долго размышлял, и понял, что память это есть история – история рода, края, народа. А память очень ранима, потерять ее легко, а восстанавливать трудно.


Слушая рассказы, семейные предания, изучая домашние архивы, убедился, что в нашем роду храбрые, трудолюбивые люди. Они для меня пример стойкости и мужества, беззаветной любови к Родине. Научили меня по-новому взглянуть на отношение к жизни, к труду. Я горжусь своими корнями! Горжусь, что я представитель чукотского народа и родился именно на Колыме.


Меня переполняют чувства уважения к людям, которые делали и делают историю моей Нижней Колымы.


У Колымской земли есть славное прошлое, настоящее и замечательное будущее! И завершить свое эссе хочу словами Марина Чмелёвой:


Я обращаюсь к Роду своему,


Поклон всем низкий шлю и благодарность,


Что я сегодня на Земле живу.


И вижу свет, читая его тайны...