Вернуться

Обычаи моего народа


Алексеева Прасковья Яковлевна



Что такое обычай? Это нравственные установления о нормах и правилах поведения, привычки людей, обусловленные их жизненными потребностями, передающиеся из поколения в поколение. Это особенность каждого народа. По обычаям можно установить даже национальность человека. Обычаи – это также культура народа, показатель его характера его понимания мира. Обычаи у разных народов отличаются. Далее поведём речь об обычаях народа-эвены. Кто они? Эвены- народ в Российской Федерации. Они проживают в Республике Саха (Якутия) - 11675 человек, в Магаданской области- 2527, в Камчатской области - 1773, в Чукотском Автономной области - 1407, в Хабаровском крае - 1272.Это по результатам прошлой переписи населения. Посмотрим, как изменится численность эвенов по результатам переписи 2021 года. У эвенов свой язык, свои обычаи, традиции, поверья.


Эвены до сих пор хранят верность своим древним обычаям, соблюдают их. Его религией является шаманизм, главная черта которого-поклонение духам, олицетворяющим природу: горы, реки, озёра, местности, ручьи, явления природы, к коим относятся ветер, солнце, гроза, вода, растения. Такими особо почитаемыми местностями у ламынхинских эвенов Себян-Кюеля являются горы Деик,Дудэрэ, Тормита, Кимбэ, Киандьу; озёра Себян, Баиндьа, Сюрюн-Кюель, Эгдьэн Упэ; реки Мунни, Сакандьа, Ньоҥтомо,реки Эчий, Аркачан, Дянышка, Ньора. В религиозных представлениях эвенов существует культ “хозяев природы”. Боготворение земли у эвенов выражается в общем почитании и приношении различных жертв-развешивание дэлбур (лоскутки материи на деревьях), подшейный волос оленя,как в подарок почитаемой местности, угощение молоком, чаем молоком, чаем, табаком, жиром и другой едой.


Есть обычай встречи первой воды во время весеннего половодья,когда разливаются реки. Женщины угощают Дух воды оленьим молоком с просьбой сжалиться над людьми, не забирать их в жертву и чтоб дойные важенки давали молока столько, сколько воды в разлившейся реке. Соблюдают эвены обычай умывать лицо водою реки перед переправой, умывают лицо и руки также первой водой. Это проявление глубокого уважения и почитания Духа воды. Они верят в то, что большая вода очистит их души,тело и унесёт все печали,накопившиеся за зиму.


Есть обычай проводов улетающих на юг птиц (гусей) в конце сентября. Во время отлёта надо в обязательном порядке наполнять водой всю имеющуюся в жилище посуду, т.е. ведра, баки, тазы. Ни в коем случае нельзя сидеть без воды, иначе хозяйке не дожить до прилёта птиц. Провожать птиц следует без грусти, с напутствием доброй дороги и нелья хотеть их пристрелить на обед. По сей день эвены соблюдают обычай почитания Духа огня. Перед охотой,в ознаменование значимых событий в жизни эвена, обязательно следует угощать Дух огня. Дух огня может предупреждать о предстоящих событиях в жизни,предостерегать человека от несчастных случаев или отрицать щёлканием. По представлениям эвенов Дух воды -это старуха, Дух огня-старик, Дух местности-женщина, птички олицетворяют детишек, медведь-шамана. Есть шаманские птицы -кукушка, кукша, ворон. Особо почитаемыми являются крупные птицы: лебедь, орёл, ястреб, журавль. Никогда массово не били наши предки гусей, уток весной. Мать моя говорит, что за всю жизнь один раз видела, как привёз её отец домой застрелянного гуся.


Почитают эвены священного оленя-кудьай. В каждой семье он есть-покровитель членов семьи. Его свято берегут, его не следует оседлать, использовать, как транспортного оленя. Если приходится навьючивать, то он несёт только вьюки с чистой одеждой, обычно это детская одежда. В старину на него навьючивали вьюки с иконами.


Много обычаев, связанных с охотой. К примеру “НИМАТ”. Этот обычай предусматривает дарение. Добытчик дарит целиком добытого зверя тому,кого он уважает. В роли этого человека может выступать старейшина рода,уважамая семья. Делит добычу между сородичами тот, кому предназначен был подарок. В том тоже соблюдается отдельный обычай делёжки, кому какую часть туши отдавать, чего нельзя. Это отдельная философия со своими правилами. Предки никогда не охотились на волков. Это очень коварный зверь, он может мстить людям. Никогда громко не говорили о медведе, не хвастались тем, что переодолели его. После охоты устраивали “Медвежий праздник”. Просили прощения у его духа и заметывали следы охоты, говоря, что это не они его убили и не они вокруг него вьются, а вороны каркают, это не пули свистят, а слышен шум ломающихся на ветру деревьев. С таким содержанием песню поют.


А обычай традиционного круговогот танца "Һээдьэ" таков: его танцуют в особо торжественных случаях. Цель танца заключается в единении людей, вселении в них уверенности при преодолении невзгод, трудностей, выражение радости при создании новой семьи, рождении ребёнка, удачной охоты, праздника встречи Солнца «Эвинэк», встречи Первого оленёнка. Поклоняясь Солнцу, приносили в жертву оленя, угощали жиром оленя Дух огня. Вот не полный перечень обычаев, бытующих у эвенов. Надо отметить, что глобализация и ассимиляция вносят свои коррективы в нашу жизнь, в результате чего многие обычаи утрачены и не знакомы молодому поколению. К примеру, не соблюдается обычай «Нимат», люди забыли его.


Значения же эти обычаи не утратили и в наш высоко техногенный век, ибо они касаются души человека. Они воспитывают молодое поколение в духе уважения и бережного отношения к матери Природе. Всё, что окружает человека: люди, животные, растения, насекомые, даже неживая природа требуют к себе любви. Вселяет надежду то, что повсеместно в последнее время возрождаются забытые обычаи и традиции, национальные праздники «Эвинэк», «Первого оленёнка», обрядов встречи первой воды, проводов улетающих птиц, почитание Духов местностей, священных деревьев. Отрадно, что молодёжь в последнее время приобщается к этим обычаям, традициям. Дальнейшая судьба эвена и других народов Севера зависит от возрождения, развития и соблюдения ими этих духовных ценностей.