Вернуться

Роль саамов в ходе Великой Отечественной войны


Агеев Никита Андреевич



В средствах массовой информации много вспоминают о ежедневном героизме советского народа в тылу и на фронте, славят подвиг погибших и благодарят ещё живых ветеранов.


Однако даже в местных (мурманских) СМИ редко упоминают о роли и вкладе в годы Великой Отечественной войны коренных жителей Севера, в частности саамов. Статьи в периодической печати представляют собой либо воспоминания непосредственных участников боевых действий, либо пересказ известных фактов из саамской истории. Очень часто встречается дословное цитирование более ранних статей без указания на авторство. А ведь этот немногочисленный, но отважный народ сделал для Победы все, что было в его силах.


Я не случайно выбрал тему: «Роль саамского народа в Великой Отечественной войне». Мой прадед Захаров Максим Антонович был призван в Красную Армию, защищал Кольский север в отдельном оленетранспортном батальоне, под командованием С.П. Шерстобитова.


В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. Речь идет об оленетранспортных дивизионах, в которых воевали преимущественно коренные народы Арктики.


Саамы наравне с другими жителями Заполярья откликнулись в июне 1941 года на призыв добровольно вступить в Красную Армию. Уже на второй день войны первая группа оленеводов-добровольцев из Ловозера на колхозных машинах отправилась на станцию Пулозеро. Только в июне 1941 года из района на фронт убыло более 200 человек, а всего за годы войны - свыше 800. Вот как вспоминал о призыве на фронт участник тех событий К. Чупров: «В октябре 1941 года из Варзино, Йоканьги, Лумбовки, Поноя, Сосновки и других сел ехали оленеводы в Каневку, где группировались все призванные в армию. Директор нашего Понойского оленесовхоза, как он назывался в те времена, выделил 300 ездовых быков и 80 грузовых саней»[1].


Сначала мобилизованные даже не придавали особого значения тому, что были призваны в действующую армию. Очень искренне, по-детски, радовались смене обстановки: «Жили и жили, на ученья ходили, песни пели, а однажды ночью вдруг слышим:


- Тревога, Тревога!


Что за тревога такая? А это, значит, бегом одевайся, бегом стройся, бегом на улицу...»[2]. Однако такое легкомысленное отношение сохранялось недолго, до первых сражений.

Бойцы-саамы, как правило, не носили солдатских шинелей: поверх гимнастерок они надевали малицы из оленьих шкур. Для них не винтовка была главным оружием (хотя стреляют они отлично, издавна охотой занимаются), а длинный шест - хорей, которым управляют оленями. Саамы пришли на фронт не только со своими животными, но и с санями, упряжью, меховой одеждой, обувью, спальными мешками, передвижными жилищами - чумами. Все это имущество очень пригодилось в боевых условиях. В военных билетах саамов была указана необычная специальность - "ездовой - оленевод".


Оленетранспортные дивизионы были созданы в ноябре 1941 года по инициативе Мурманского обкома. Три первых сформировали для 14-й армии Карельского фронта, воевавшей на Мурманском направлении. В штат каждого дивизиона входило 154 человека, в том числе 77 погонщиков. В необычных воинских подразделениях было в общей сложности 3045 оленей, 45 собак - лаек, 711 грузовых и 228 легких нарт. Животных для подвижных, легких соединений на первых порах поставляли национальные колхозы только Мурманской области: "Тундра", "Красная тундра", "Доброволец", "Вперед", "Краснощелье", "Север". Впоследствии на Кольский полуостров стали прибывать оленьи упряжки и из других районов страны: из-под Нарьян- Мара, с Печоры и Ижемы.


В конце 1941 года фронт на Мурманском и Кандалакшском направлениях стабилизировался. Однако сплошной линии обороны на Кольском полуострове не существовало. Через это пространство в тыл врага проникали разведывательные группы, партизанские отряды и войсковые подразделения. После буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились непроходимыми. Здесь можно было проходить лишь на лыжах или оленьих упряжках. Могли пройти и собачьи упряжки, но ездовые собаки очень шумные и, кроме того, для них нужен большой запас пищи, а олень сам в тундре найдет себе корм. Олень никогда не нарушит тишины – даже раненный он не издает никаких звуков. Олени очень выносливы, налегке хорошая упряжка по плотной снежной целине может пройти за сутки до 250 километров.


Особое место в перевозках занимала эвакуация раненых. Такая эвакуация проводилась в радиусе 7–10 километров, то есть от переднего края до полкового медицинского пункта. Полковому медпункту для этого предавали взвод оленьего транспорта. Для санитарного транспорта олени использовались даже во время десантных операций. С передовых позиций вывозили раненых, а обратно перебрасывали боеприпасы.


На оленях мчались офицеры связи, доставлялась срочная почта. С целью рекогносцировки местности на них ездили и генералы, в том числе и сам командующий 14-й армией В. И. Щербаков. Даже командующий фронтом К. А. Мерецков не гнушался проехаться вдоль фронта на оленьей упряжке, правда, отмечал капризность этих животных.


Большую помощь оказывали олени и авиации. Почти у каждого оленевода было по одному и даже по два «крестника» из летчиков. Подобьют где-нибудь над снежным полем наш самолет, кто летчика заберет, кроме них?


К. М. Симонов, приехавший от "Красной Звезды" в Заполярье, писал в своем очерке от 24 мая 1942 года: "С горы на гору, по отвесным спускам, через глубокие котловины, наполненные снегом, летят олени - северный экспресс - самое быстрое средство передвижения в этих широтах"[3]. Оленные отряды в годы войны удивляли своей боеспособностью. Лихие саамы оленеводы в малицах, с карабинами за спиной, действовали несуетливо, укладывая раненных на сани.


Упряжки мчались к передовой не пустые – везли боеприпасы. За оленеводами охотились вражеские снайперы. Самолеты высматривали тропы, проторенные упряжками. Приходилось совершать броски ночью или в пургу, а днем – укрываться в ущельях.


Зимой 1942–1943 гг. в войсках появилось еще четыре дивизионных транспорта. Людской состав каждого – 96 солдат и офицеров. Им придавалось по 605 оленей, 15 собак, 200 нарт, грузоподъемность этого транспорта – 18 тонн [4]. Только за эту зиму оленетранспортные отряды 14-й армии вывезли 2010 раненных, 4585 тонн различных грузов, эвакуировали 38 аварийных, севших в тундре, самолетов.


Подразделения блестяще оправдали надежды. После буранов и снежных заносов фронтовые коммуникации оказывались непроходимыми даже для гусеничного транспорта. Но не для оленей. Бывали случаи, когда, оказавшись в ледяной воде, они передними копытами ломали и дробили ледяную кромку, пробивались к прочному льду и, выпрыгнув, вытягивали нарты. Олень очень вынослив: может передвигать на санях груз, в десять раз превышающий его собственный вес, легкая упряжка проходит по крепкому насту 50–80 километров в сутки.


Бойцы-оленеводы участвовали не только в крупных выходах на фланги и в тылы противника при освобождении Никеля и Петсамо, но и в морских десантах на Кольском побережье.


Необычные воинские формирования и действовали необычно. Оленеводы были на фронте, как правило, только зимой. С наступлением теплых дней отряды возвращались в глубокий тыл, т.к. оленям летом в местах, где проходили бои, не найти кормов. Поэтому саамы уводили животных в места постоянных пастбищ. Но и здесь им приходилось все время быть начеку: фашисты не раз посылали в тундру самолеты, чтобы рассеять и уничтожить оленьи стада.


А еще саамы на фронте были хорошими разведчиками. Никто лучше их не умел ориентироваться в тундре. Для разведки выбирали метельную ночь, т.к. вой ветра заглушал скрип полозьев нарт. Упряжки возникали у вражеских позиций, как призраки, а затем исчезали под запоздалые выстрелы.


Принимали саамы участие в военных действиях и в качестве пехотинцев, артиллеристов, связистов. Умелые охотники, они на передовой с успехом использовали свои навыки в маскировке, выносливости, меткой стрельбе.


За годы войны в Заполярье оленетранспортные подразделения доставили на передовую около восьми тысяч воинов, семнадцать тысяч восемьдесят тонн боеприпасов и других военных грузов; вывезли с передовой в санчасть свыше десяти тысяч раненных; эвакуировали из тундры сто шестьдесят два самолета, находившихся в аварийном состоянии.


Вклад саамов в Победу весьма существенен: всего за годы войны оленеводы-ловозерцы передали армии и флоту 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи к ним, 1119 нарт. На фронт отправлено около 750 тонн оленьего мяса и 300 тонн озерной рыбы, сотни тонн картофеля и капусты. Кроме того, было собрано на строительство танков и авиаэскадрили 651863 рубля, подписка на военные займы составила 1 миллион 200 тысяч рублей. Оленетранспорты вывезли с линии фронта 10142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 военнослужащих, перевезли 17082 тонны боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета. А ведь за каждой цифрой стоят события и факты, которые статистика не всегда может учесть: морозы и метели, бездорожье и артиллерийский огонь врага, бомбежки, различные неожиданности и сложные ситуации. Часто приходилось сутками ждать на вражеской стороне фронта возвращавшихся с заданий разведчиков и партизан, плутать в тундре в поисках летчиков, выбросившихся со сбитых самолетов.


Вечная память павшим героям, слава и наша благодарность живым ветеранам Великой Отечественной войны, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины, обеспечившим мирное развитие страны после войны.




[1] Чупров К. Фронтовой транспорт // Ловозерская правда. - 1990.- 8 мая.
[2] Чарнолуский В В. В краю летучего камня. Записки этнографа. М., 1972. С.119.
[3] Зайцев И. Уникальные подразделения // Наука и жизнь. - 1995.- No 4.
[4] Дащинский С. Северная Кавалерия // На страже Заполярья. - 1988.- 3 марта