Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Ульчи. Транспорт


Транспортная инфраструктура территорий проживания ульчей в Хабаровском крае характеризуется большой удаленностью населенных пунктов друг от друга и сравнительно низкой обеспеченностью дорогами, в том числе поселкового значения. Ни один из видов наземного транспорта не обеспечивает связь всех населенных пунктов с райцентром, а райцентр с остальной территорией России. Для обеспечения транспортной доступности ряда населенных пунктов, самым крупным из которых является Николаевск-на-Амуре, используется разнообразие транспортных схем (использование паромов и ледовых переправ), связанное прежде всего с отсутствием мостов через р. Амур.

Крупнейшим транспортным узлом региона является Хабаровск, обеспечивающий транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья (ж/д транспорт, развитая система автодорог и авиационное сообщения). Также крупными узловыми населенными пунктами является Комсомольск-на-Амуре.


Населенный пункт

Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.

Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.

Хабаровский край

г. Хабаровск

Хабаровский территориальный транспортный узел сосредоточил транспортные коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья. Через территорию проходят автомобильные дороги федерального и краевого значения.[1]

По городской территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль Москва – Владивосток.[2]

Имеются два аэропорта гражданской авиации: международного значения и местных авиалиний.[3]


По городской территории протекает крупнейшая водная артерия Дальнего Востока – р. Амур.[4]

Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре»

г. Комсомольск-на-Амуре

Городской округ город Комсомольск-на-Амуре находится на пересечении важнейших региональных автотранспортных направлений транзитного характера, а также является узлом автодорожного пригородно-агломерационного значения.

По территории городского округа проходит ряд автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Важнейшей является автодорога Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре, следующая по правому берегу р. Амур и связывающая город с центром края - г. Хабаровск, а также посредством выхода на федеральную трассу дорог «Амур» (Чита – Невер – Свободный – Архара – Биробиджан – Хабаровск) и «Уссури» (Хабаровск – Владивосток) - с другими регионами страны.


Ряд более мелких дорог в радиальном по отношению к городу направлении реализует межмуниципальные и агломерационные связи города, а также обеспечивает выход многих населенных пунктов центральной части края через Комсомольский транспортный узел в общекраевую дорожную сеть.[5]

По территории городского округа проходят участки Дальневосточного отделения железной дороги Байкало-Амурской магистрали Тайшет – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Ванино и дороги, связывающей Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской магистралью – Комсомольск-на-Амуре – Волочаевка.[6]

Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» имеет два аэродрома.


Аэропорт Хурба – основной пассажирский аэропорт Комсомольска-на-Амуре. Расположен в 20 км к юго-западу от города в районе с. Хурба. Аэродром Хурба – аэродром IV «В» класса совместного базирования для гражданских и военных целей – имеет взлетно-посадочную полосу размером 2500х42, принимает самолеты типа Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40, Б-757 и вертолеты всех типов. В последнее время регулярное пассажирское сообщение осуществляется только в летнее время в направлении Комсомольск-на-Амуре – Москва 2 раза в неделю. Кроме того, организованы внутрикраевые маршруты на направлении Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре.[7]


Аэродром Дземги – экспериментальный заводской аэродром авиационного завода КНАПО - расположен в Ленинском округе и осуществляет тренировочные полеты. Аэродром имеет взлетно-посадочную полосу длиной 2500 м, позволяющую принимать самолеты любого типа 4-5 поколения. На аэродроме базируется 611-й истребительный авиационный полк ПВО России. Пассажирское сообщение в настоящее время не осуществляется.



Речной порт г. Комсомольска-на-Амуре расположен на левом берегу Амура в 569 км от устья. Порт соединен с железнодорожными линиями Комсомольск-на-Амуре – Волочаевка-2 и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В состав порта входят 2 грузовых и пассажирский участок.

В настоящее время в период навигации перевозка пассажиров водным транспортом осуществляется по следующим маршрутам: «Комсомольск-на-Амуре – Пивань», «Комсомольск-на-Амуре – Нижние Халбы», «Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре».[8]


Городское поселение Город Амурск

г. Амурск

Автомобильный транспорт имеет значение первостепенной важности для осуществления связей производственного и пассажирского характера. Это обусловлено относительной развитостью автодорожной сети и автомобильного парка.

Для движения внегородского автомобильного транспорта используется в основном единственный подъезд к городу, протяженностью 18 км, ответвляющийся от автомобильной дороги регионального значения Комсомольск-на-Амуре – Эльбан (т.н. «Подъезд к
с. Ачан») в районе станции Мылки. Интенсивность движения транспорта – 1200 ед./сутки.[9]

Железнодорожное сообщение осуществляется со станции Мылки, расположенной на
ж/д линии, ведущей в северном направлении к Комсомольску-на-Амуре, в южном – на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).[10]

Воздушный транспорт представлен аэропортом, расположенным в поселке Хурба Комсомольского района на расстоянии 30 км от Амурска. Связь с аэропортом осуществляется по автодороге.[11]

Река Амур является транзитным путем для ряда районов Хабаровского края. Транзитом по ней проходят пассажирские и грузовые суда на линии Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. В городе Амурске имеется два стационарных причала, через которые осуществляется незначительный оборот штучных грузов. Обслуживание пассажиров производится на дебаркадере. Наличие обширных водных пространств предопределило развитость маломерного флота. В городе зарегистрировано около 3471 единиц катеров и лодок.[12]

Городское поселение Город Николаевск-на-Амуре

г. Николаевск-на-Амуре

Автомобильная дорога Селихино – Николаевск-на-Амуре - единственная автодорога, обеспечивающая связи краевого центра и Комсомольска-на-Амуре с городским поселением. Город Николаевск-на-Амуре не имеет непосредственного выхода на трассу автомобильной дороги Селихино – Николаевск-на-Амуре. Сообщение осуществляется летом через паромную переправу, зимой по ледовой переправе, в осенний и весенний период сообщение отсутствует.[13]

Отсутствует

В Николаевском районе имеется один аэропорт, расположенный в г. Николаевск-на-Амуре. Аэропорт Николаевск-на-Амуре - Центральный (далее – аэропорт) обеспечивает регулярное авиасообщение с региональным центром - Хабаровском, а также с Охотском, Чумиканом, Нельканом, Аяном.

Все маршруты местных авиалиний субсидируются из регионального бюджета.[14]


По территории городского поселения проходит река Амур, которая является водной артерией и обеспечивает водное транспортное сообщение г. Николаевска-на-Амуре с краевым центром.

Водный транспорт поселения представлен внутренним речным и морским транспортом. У с. Подгорное в Николаевском районе существует единственная точка, где возможно пересекать р. Амур - паромная переправа, которая связывает г. Николаевск-на-Амуре с материковой частью региона. Осуществляется автоперевозка, перевозка сборного груза. Морской порт имеет грузопассажирский сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.[15]

Де-Кастринское сельское поселение

посёлок Де-Кастри

Транспортно-экономические связи Де-Кастринского сельского поселения осуществляются только автомобильным видом транспорта.

Дорожная сеть представлена дорогами межмуниципального и регионального значения «Селихино – Николаевск на Амуре», краевого значения «Де-Кастри - Чильба», районного значения «Де-Кастри - Кизи» дорогами местного значения – внутри поселковые дороги.[16]

Отсутствует

Отсутствует

Морской порт Де-Кастри. Располагается на северо-западном побережье Татарского пролива, Залив Чихачева, бухта Сомон. Навигация в порту — круглогодичная, в зимнее время осуществляется с помощью ледоколов сопровождения.[17]

Сельское поселение Село Булава

село Булава

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для сельского поселения «Село Булава». Они связывают территорию поселения с соседними территориями, поселение с районным центром, обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов поселения, во многом определяют возможности развития поселения, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть внутри поселковых автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам.[18]

Отсутствует

Отсутствует

Используется индивидуальный водный транспорт по акватории р. Амур.

Сельское поселение Село Дуди

село Дуди

Ежегодно функционирует ледовая переправа «с. Дуди - с. Савинское», соединенное дорожным сообщением с Комсомольском-на-Амуре.[19]

Отсутствует

Отсутствует

Используется индивидуальный водный маломерный транспорт по акватории р. Амур.

Сельское поселение Село Калиновка

село Калиновка

Протяженность автомобильных дорог местного значения в сельском поселении «Село Калиновка» Ульчском муниципальном районе составляет 2,5 км. Большинство автомобильных дорог в сельском поселении «Село Калиновка», построенных в 60-80 года прошлого века, рассчитаны на нагрузку 6 тонн на ось, что не позволяет беспрепятственно осуществлять перевозки грузов с использованием современного парка автомобилей большой грузоподъемности.

Отсутствует

Отсутствует

Используется индивидуальный водный маломерный транспорт по акватории р. Амур.

Сельское поселение Село Ухта

село Ухта

Зимой функционирует ледовая переправа Богородское – Ухта, обеспечивающая выход на дорогу до Комсомольска-на-Амуре


Отсутствует

Отсутствует

Используется индивидуальный водный маломерный транспорт по акватории р. Амур.

Сельское поселение Село Богородское

село Богородское

Дорожное сообщение с Комсомольском-на-Амуре.

Отсутствует

Аэропорт «Богородское» -региональный аэропорт, расположен в 1 км на северо-восточнее от села Богородское.

Используется индивидуальный водный маломерный транспорт по акватории р. Амур.







[1] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» // Официальный сайт администрации города Хабаровска URL: https://khv27.ru/about/plan/ (дата обращения: 01.08.2022).

[2] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» // Официальный сайт администрации города Хабаровска URL: https://khv27.ru/about/plan/ (дата обращения: 01.08.2022).

[3] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» // Официальный сайт администрации города Хабаровска URL: https://khv27.ru/about/plan/ (дата обращения: 01.08.2022).

[4] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» // Официальный сайт администрации города Хабаровска URL: https://khv27.ru/about/plan/ (дата обращения: 01.08.2022).

[5] Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре // Официальный сайт органов местного самоуправления Комсомольск-на-Амуре URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/land-use/genplan/before2022/ (дата обращения: 12.08.2022).

[6] Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре // Официальный сайт органов местного самоуправления Комсомольск-на-Амуре URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/land-use/genplan/before2022/ (дата обращения: 12.08.2022).

[7] Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре // Официальный сайт органов местного самоуправления Комсомольск-на-Амуре URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/land-use/genplan/before2022/ (дата обращения: 12.08.2022).

[8] Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре // Официальный сайт органов местного самоуправления Комсомольск-на-Амуре URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/land-use/genplan/before2022/ (дата обращения: 12.08.2022).

[9] Генеральный план городского поселения «город Амурск» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/240442 (дата обращения: 12.08.2022).

[10] Генеральный план городского поселения «город Амурск» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/240442 (дата обращения: 12.08.2022).

[11] Генеральный план городского поселения «город Амурск» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/240442 (дата обращения: 12.08.2022).

[12] Генеральный план городского поселения «город Амурск» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/240442 (дата обращения: 12.08.2022).

[13] Генеральный план городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/284721 (дата обращения: 12.08.2022).

[14] Генеральный план городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/284721 (дата обращения: 12.08.2022).

[15] Генеральный план городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/284721 (дата обращения: 12.08.2022).

[16] Программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/93413 (дата обращения: 12.08.2022).

[17] Официальный Сайт АМП Охотского моря и Татарского пролива. - URL: http://ampvanino.ru/dekastri/ (дата обращения: 10.08.2022).

[18] Муниципальная программа «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на территории сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2017-2021 годы // Федеральная государственная информационная система территориального планирования URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/73859 (дата обращения: 10.08.2022).

[19] Официальный сайт администрации сельского поселения «Село Дуди» Ульчского муниципального района. – URL: https://dudiadm.khabkrai.ru/events/Novosti/660 (дата обращения: 10.08.2022).