Вернуться

Иванов , Сергей Васильевич

– советский российский этнограф и искусствовед, специалист по изобразительному народному творчеству, орнаменту народов СССР, сибиреведению. Доктор исторических наук (1965). Автор трудов по искусству и духовной культуре народов Сибири, создатель классической типологии сибирского орнамента.

В 1921–1925 гг. получил прекрасное образование в сфере этнографии и искусствоведения на факультете общественных наук (ФОН) Петроградского университета по музейному циклу, который был организован в результате слияния историко-филологического факультета и факультета восточных языков. В профессию С.В. Иванов входил под руководством выдающихся российских ученых В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга. Под их влиянием молодой ученый с 1923 г. начал систематически и целенаправленно собирать материалы по этнографии, изобразительному искусству, орнаменту, аниматизму и шаманству народов архаических обществ.

В 1923 г. из числа наиболее одаренных студентов Географического института и факультета общественных наук был организован исследовательский этнографический кружок под руководством В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга. Иванов был включен в состав этого кружка и параллельно приобретал опыт музейной работы в МАЭ и Этнографическом отделе Русского музея, исполняя для них различные живописные и графические работы. В 1925–1931 гг. Иванов уже сам преподавал на этнографическом отделении географического факультета ЛГУ: Штернберг пригласил его на свою кафедру этнографического отделения географического факультета ЛГУ. Штернберг инструктировал Иванова как начинающего этнографа приобретать для МАЭ у народов Сибири и Севера фигуры, которые вырезали чукчи и коряки из мамонтовой кости, дерева, образцы орнаментированной резьбы по кости, тщательно выясняя при этом название и вид орнамента и его элементов.

В 1931–1935 гг. в качестве доцента Иванов преподавал студентам Института народов Севера и Ленинградского государственного педагогического института (будущего РГПУ), в 1938–1949 гг. в должности доцента работал на кафедре этнографии ЛГУ. С 1923 по 1925 г. С.В. Иванов занимал должность художника, в 1925–1929 гг. – практиканта, в 1929–1933 гг. научного сотрудника эволюционного отдела Музея антропологии и этнографии. В 1942–1945 гг. работал директором Республиканского музея Таджикского филиала АН СССР, доцентом Сталинабадского педагогического института. В 1962–1971 гг. Иванов заведовал отделом этнографии Сибири в Музее антропологии и этнографии.

Всю свою жизнь С.В. Иванов посвятил изучению изобразительного творчества, сущности и структуры орнамента народов Сибири. Совершил ряд этнографических экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку, написал фундаментальные труды по этнографии, искусству, духовной культуре народов Сибири и Дальнего Востока, создал теоретическую концепцию типологии орнамента и скульптуры в качестве надежных исторических источников (Вайштейн 1966: 158-159; Решетов 2003: 401-421; Осипова 2012: 165-166; Дьяченко 2020: 21-30).

С лета по осень 1927 г. С.В. Иванов участвовал вместе с Н.К. Каргером в экспедиции по обследованию коренных народов Амура. В результате ученый привез в МАЭ почти четыреста этнографических предметов по истории и культуре ульчей, несколько сотен фотографий, вошедших в музейные фонды и карточные каталоги экспедиционных негативов. Собранный полевой материал стал основой для разработки проблем мировоззрения, верований, ритуалов, орнамента и декоративного искусства коренных народов дальневосточного и сибирского регионов.

Впоследствии С.В. Иванов собрал фундаментальный по объему и значению архивный и музейный материал по изобразительному искусству, шаманству народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. На основе сравнительно-исторического метода он выявил орнаментальные мотивы, которые предыдущими исследователями считались просто геометрическими фигурами. В целом ученый выявил десять локальных комплексов орнаментальных мотивов на основе анализа этнокультурных особенностей, устойчивых признаков искусства, технологических приемов. Рассматривая орнамент конкретной историко-этнографической области, ученый выявлял этнокультурные контакты, трансформацию канонов в результате культурных диффузий. Очень интересной для истории дальневосточной этнографии представляется переписка С.В. Иванова с различными организациями, которые занимались сбором образцов декоративно-прикладного искусства коренных народов Дальнего Востока для Всесоюзной выставки искусства национальностей СССР в Москве в честь десятилетнего юбилея Октябрьской революции. В письмах С.В. Иванов подчеркивал невозможность сбора ульчских расписных коробок, так как традиция их изготовления была присуща лишь верховским нанайцам (Осипова 2012: 166-167). Именно С.В. Иванов разработал фундаментальную концепцию комплексного подхода в сфере исследования традиционного орнамента на основе интерпретации разнообразных исторических, археологических, этнографических, антропологических, лингвистических, фольклорных сведений.