Вернуться



  Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Образ жизни и система жизнеобеспечения


И традиционный, и современный образ жизни ульчей, их система жизнеобеспечения полностью основываются на рыболовстве – главной отрасли их хозяйства. Ульчи добывали кету, горбушу, калугу, осетра, сазана, леща, толстолоба, верхогляда, щуку, сома и др. Из кожи рыб изготавливали одежду и обувь, паруса для лодок и т. п. Рыбой кормили упряжных собак. Рыболовством ульчи занимались круглый год с помощью сетей, неводов, заездков, в виде изгородей с сетями, крючковых снастей, удочек-махалок, острог (кололи частиковую в проруби и нерестовую рыбу с лодки). Для лова лососевых и частиковых использовали закидные неводы; для осетровых – крючковые снасти, плавные сети. Ставные и плавные сети снабжали поплавками из коры тополя, каменными грузилами и устанавливали в водоемах с тихим течением летом на двух жердях, зимой в прорубях (Иванов 1935: 62-84; Смоляк 1949: 40-53; 1957: 90-105; 1966; 1984; 1994: 26-28; Мальцева 2012: 124; 2015: 154-162). В 1920-х гг. стали возникать рыболовецкие артели, в 1940-х гг. – колхозы, которые занимались речным, озерным и морским рыболовством, сельским хозяйством, охотой. После объединения хозяйств в конце 1950-х-1960-х гг. появились сельскохозяйственные машины и электростанции, колхозные рыбообрабатывающие базы (Старцев 1994: 38-44).

Охотничий промысел имел подсобное значение. В основном охотники добывали с середины октября до весны ловушками, самострелами, плашками соболя, колонка, белку, выдру, лисицу. На крупных зверей охотились с луком и копьем; с середины ХIХ в. – с огнестрельным оружием. Дробь, картечь и пули отливали сами. В июле и августе занимались ночной охотой на лосей с оморочек. В середине ноября охотились на лосей и оленей; в январе и феврале их добывали по глубокому рыхлому снегу, а в марте с собакой по насту (Смоляк 1978: 227-234; 1994: 28-31; Старцев 1994: 47-50). Для охоты на медведя зимой собиралась группа родственников, но даже если один охотник добывал медведя, то на празднике его съедали все односельчане и сородичи охотника (Киле 1994: 64-67; Березницкий 1992а: 71-73).

 

Медвежий праздник в ульчском с. Булава, Хабаровский край. Март 1992 г. Фото С.В. Березницкого.

На побережье Татарского пролива с помощью гарпунов охотились на нерп и сивучей, которые давали жир и шкуры для изготовления одежды и обуви, сумок и колчанов, для подбивки лыж (Смоляк 1994: 28-31, 33-35; Старцев 1994: 47-50; Мельникова 2007: 112-119).

В традиционной культуре все необходимое для хозяйства и быта делали из природных материалов. Нитки для сетей женщины свивали из волокон крапивы и дикой конопли на обнаженном бедре и при помощи веретена. Веревки из тальниковой коры вили мужчины на вращающейся рамке. Сети вязали деревянной иглой и четырехугольной дощечкой, соответствующей размеру ячей. Обработкой дерева, кости, изготовлением веревок, сетей, кузнечеством занимались мужчины; женщины обрабатывали шкуры и кожи, изготавливали берестяные изделия (за исключением лодок), циновки и корзины.