Вернуться





Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Краткая историческая справка


Ульчи как этнос сформировались в процессе длительных и тесных контактов с нанайцами, нивхами, маньчжурами, негидальцами, эвенками и другими народами в бассейне Нижнего Амура. В их состав вошли представители нанайских, нивхских, маньчжурских, негидальских, эвенкийских, айнских и других этносов.

В активные и продолжительные контакты с коренными народами Амура, в том числе и с ульчами, первыми вступили китайцы и маньчжуры в период Средних веков. Свидетельством таких контактов являются знаменитые Тырские стелы, стоявшие у храмового буддийского комплекса недалеко от впадения реки Амгуни в Амур. Стелы были поставлены в результате двух экспедиций Ишихи, посланца китайского императора Чэн-цзу (Артемьев 2005: 16-18). Возле современного селения Тыр находится памятник минской династии Китая (1368–1644 гг.). В XV в. там стояли каменные стелы с надписями на китайском, чжурчженском и монгольском языках. В надписях сообщается о том, что в 1411 г. китайский император Чэн-цзу отправил придворного евнуха Ишиху с тысячью воинов на больших судах в страну Нургань. Отряд Ишихи добрался до этого места на Амуре в 1413 г. Он обложил данью местные народы (нивхов, ульчей, тунгусов, нанайцев), которые занимались охотой с луками и стрелами, рыболовством, разведением собак и оленей, носили одежду из рыбьих шкур. На высоком утесе Ишиха приказал построить кумирню – храм Вечного Спокойствия в честь бодхисатвы Гуань-инь. Впоследствии коренные народы Нижнего Амура разрушили храм, но Ишиха в 1433 г. снова появился в Тыре и восстановил кумирню. В настоящее время от нее сохранился фундамент, фрагменты черепицы и т. п.

Взаимодействие маньчжуров с амурскими аборигенами продолжалось и в период недолгого присутствия славянских первопроходцев XVII в., и даже во время массовых переселений русских на Амур в середине XIX в. Традиционно аборигены Амура обменивали у китайских купцов продукты своего рыболовного и охотничьего промысла на ткани, необходимые для производства одежды, керамическую посуду и металлические котлы, огнестрельное оружие и боеприпасы, табак, пшено и другие нужные для жизни товары. Огромным спросом у нанайцев, ульчей и даже нивхов низовьев Амура и Сахалина пользовались изделия из китайского шелка с растительным и облаковидным орнаментом и особенно с изображениями драконов. Кроме обмена, этнокультурные контакты коренных амурских этносов с китайцами и маньчжурами осуществлялись в системе административного управления некоторыми территориями Приамурья и в межэтнических браках.

Первые известия русских об ульчах относятся к XVII в. Возвращение Приамурья в состав российского государства в середине XIX в. сделало ульчей подданными России. С этого времени начинается активное проникновение русских на территорию расселения ульчей (Народы Сибири 1999: 332-357). Контакты с русским населением оказали существенное влияние на культуру, экономику и социальное развитие ульчей.

Этническая история ульчей, древние межэтнические контакты этого этноса исследуются на основании таких признаков, как степень выступания носа, строение верхнего века, вертикальная профилировка лица, ширина грушевидного отверстия, пигментация волос и глаз, развитие третичного волосяного покрова. В этом дискурсе Г.Ф. Дебец выделял четыре соматические группы, связанные генетическим родством:

– арктическую (эскимосы, коряки, чукчи, алеуты и ительмены;

– байкальскую (ламуты, большая часть эвенков, негидальцы, ороки, нанайцы, большинство ульчей, юкагиры и долганы);

– центральноазиатскую (алтайцы (кроме северных), тувинцы, монголы, буряты и якуты);

– уральскую (угры и самоеды, северные алтайцы, шорцы, хакасы, чулымцы и кеты).

М.Г. Левин, рассуждая о происхождении народов Дальнего Востока, пришел к выводу о том, что в формировании народов уральской расы и народов, заселяющих Северную Сибирь к востоку от Обь-Енисейского водораздела, принимал участие единый древний пласт, который, по М.Г. Левину, следует называть «юкагирским». Это единая совокупность этносов, которая оказала влияние на формирование современных народов Амура, в том числе и ульчей. История и культура тунгусоязычных народов Нижнего Амура, особенно нанайцев и ульчей, живущих в стороне от орочей и удэгейцев, сформировалась на основе аборигенного пласта, на который наслоились более поздние этнические элементы, приходившие из разных мест и оседавшие на Нижнем Амуре. Так о происхождении ульчей писал А.М. Золотарев. Такой же вывод можно сделать на основании исследования С.В. Ивановым орнамента нанайцев и ульчей. М.Г. Левин выделил наиболее древний тип на Нижнем Амуре – амуро-сахалинский (к нему он отнес нивхов, ульчей и орочей), более поздний – байкальский (ороки, негидальцы, частично ульчи, орочи, нанайцы), восточно-монголоидный (нанайцы).

Этнографические данные об аборигенном и палеоазиатском пластах ульчей А.М. Золотарев связывал с рыболовством (удочка, заездки, верши), собаководством, землянкой, сфероидальным шалашом, мужской юбкой из тюленьей шкуры, рыбьей кожей как материалом для одежды, витьем веревок из крапивы и тальника, гончарством, жировыми лампами. Элементы древней материальной культуры ульчей, которые можно рассматривать как аборигенные: сфера промыслов – рыболовство, таежная и морская охота: мешкообразные подледные и плавные сети, сети с крупными ячейками на калуг, зимние и летние заездки, рыболовные снасти, состоявшие из деревянного бруска и вбитого в него клыка кабарги, остроги и крюки на рыб и морского зверя, орудия для изготовления веревок и ниток и т. п.; многообразные способы заготовки юколы, рыбьего жира, кормов для собак; ездовое собаководство со специфической нартой и упряжкой; долбленые и дощатые лодки; материальная культура, хозяйственные постройки — вешала, постоянные промысловые жилища и летники различных форм (сфероидальные, полуцилиндрические, двускатные); деревянная и берестяная утварь; одежда и обувь из рыбьей кожи, нерпичьих и собачьих шкур (обувь амурского типа); специфические охотничьи шапочки; некоторые элементы духовной культуры, характерные для данных мест (Золотарев 1939; Дебец 1951: 119; Левин 1958; Смоляк 1975а, 1975б: 175-180; Этногенез народов Севера 1980: 13-14, 176. 179-180, 182-183).

Ульчи осуществляли тесные торговые, культурные и родственные связи с нанайцами, айнами, орочами, негидальцами, эвенками, нивхами Приамурья. Самые многочисленные родственные связи с айнами характерны именно для ульчского народа. Помимо широко известных ульчско-айнских родов Куйсали и Дуван, имеются сведения и об отдельных семьях (Смоляк 1982: 223-257; Осипова 2021: 83-93). Доля внутриэтнических браков ульчей составляет в среднем 51 %. На втором месте стоят браки ульчей с русскими, на третьем – браки ульчей с другими коренными народами Дальнего Востока: нанайцами, нивхами, эвенами и другими. Такая большая степень межэтнического смешения говорит об интенсивной ассимиляции ульчей пришлым населением. С глубокой древности район проживания ульчей на Нижнем Амуре является зоной активных межэтнических контактов. Характер расселения ульчей не менялся на протяжении столетий, лишь некоторые из них переселялись в поисках мест наилучшего рыбного лова или спасались от эпидемий и наводнений. На трансформацию общей картины расселения ульчей оказывали влияние политика администрирования, промышленного освоения. Отдельные ульчи свободно селились среди нивхов, негидальцев, нанайцев, что приводило к установлению тесных экономических и культурных контактов, брачно-родственных связей. Полиэтничная структура сел, в которых живут ульчи, сохраняется и в настоящее время.