Вернуться




  Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Общие сведения


На территории Хабаровского края, в среднем течении реки Амур проживают ульчи – тунгусо-маньчжурский народ,

Общая численность ульчей, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 2 481 чел. (1 139 муж. и 1 342 жен.).

Карта расселения ульчей.
Карта расселения ульчей.
Карта расселения ульчей.

потомок неолитических охотников-рыболовов-собирателей Приморья и Приамурья.

Ульчи называют себя по-разному:

нани – «местные»;

мангуны/мангуни (от «Мангу» – река Амур, ни – люди, амурские люди);

ольчи, гиляки, хэдзэнай (низовые жители);

орныр (Шмидт, Глен 1868: 26, 28, 97; Каргер 1931б: 117; Ульчи 2017).

С 1930-х гг. официальным стал только один этноним – «ульчи».

Во второй половине XIX – начале ХХ в. ульчи жили в селениях Солонцы, Черный Яр (Пули), Пахта, Богородское (Тенча) и других. Село Ухта на Амуре – языковая «граница» между ульчами и нивхами. В настоящее время ульчи проживают в селах Ухта, Пуль, Черный Яр, Койма, Монгол, Када, Больба, Кольчом, Дуди, Булава, Богородское (Орлова 1965: 79-83; Старцев 1994: 153-158; Большая российская энциклопедия 2017: 19).

Основными ульчскими родами считаются Агдумсал, Ангин, Аимка, Баяусал, Бельды, Вальдю, Дечули, Дуван, Дятала, Дяксул, Лонки, Куйсали, Ольчи, Росугбу, Хатхил, Черуль (Каргер 1929: 3-24; 1931б: 120-125; Смоляк 1963: 142-169; 1975а; 1975б: 175-180).

По переписи населения 1897 г. ульчей насчитывалось 1455 чел., в 1923 г. – 1414 чел., в 1959 г. – 2549, в 1970 г. – 2410, в 1979 г. – 2494, в 1989 г. – 3223, в 2002 г. – 2718, в 2010 г. – 2765, в 2020-х гг. – 3250 человек. Таким образом, численность ульчей за сто тридцать лет наблюдений увеличилась, что показывает хорошие тенденции их устойчивого развития.

Общая численность ульчей, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 2 481 чел. (1 139 муж. и 1 342 жен.).

Ульчский язык относится к тунгусо-маньчжурской семье. Обучение языку велось с 1932 г. на основе латиницы, с 1937 г. – русского алфавита (Петрова 1936; Аврорин 1981: 129-164; Суник 1968: 149-171; 1985). По переписи 1989 г. лишь 30 % ульчей считали ульчский родным языком (Киле 1994: 74-78; Кормушин 2002: 207-211; Осипова 2013: 48-52; Сагалаев 2014: 82-89; Горбунова 2019: 103-110). В наши дни некоторые ульчи равнодушны к судьбе своего языка, другие хотят возродить его.

Традиционные поселения ульчей располагались в основном на берегах Амура и его притоках

 



МАЭ РАН No 3618 – 33 – Вид стойбища Удан, расположенного на правом берегу того же протока на расстоянии трех верст ниже с. Мариинского. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ РАН No 3618 – 34. Часть стойбища Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ РАН No 3618 – 36. Стойбище Пульса, на правом берегу Амура. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ РАН No 3618 – 38. Стойбище Аури, на правом берегу Амура. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ РАН No 3618 – 39. Стойбище Монголи, на правом берегу Амура. 1927 г. Фото С.В. Иванова.

 

Зимние и летние жилища, хозяйственные постройки для собак, для заготовки и хранения рыбы, орудий промысла, транспорта

МАЭ No 3618–47. Специальный собачий шалаш для суки со щенками. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–48. Навес, под которым в зимнее время содержатся собаки. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–51. Лабаз для сушки рыбы, хранения рыболовных принадлежностей и хозяйственных мелочей. Стойбище Монголи. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–54. Родильная землянка. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–55. Землянка. Стойбище Пульса. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–56. Землянка. Стойбище Пульса, вид спереди. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–62. Зимник бревенчатый. Сруб русского типа. Стойбище Булау. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–65. Зимник. Стойбище Аури. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–67. Дверь старинного зимника. Стойбище Монголи.1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618– 68. Неоконченный зимник. Стойбище Булау. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–76. Большой двойной амбар в стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618– 77. Большой двойной амбар в стойбище Удан, вид спереди. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618– 78. Малый амбар. Стойбище Ухта. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–79. Малый амбар. Стойбище Ухта, вид спереди. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–81. Деталь малого амбара, с резными и расписными узорами. Вид спереди, стойбище Монголи. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–82. Деталь амбара с резными украшениями на коньке крыши и на выпускных бревнах двух верхних венцов сруба. Стойбище Булау.1927 г. Фото С.В. Иванова.

 

соседствовали с родильными шалашами, постройками ритуального назначения

МАЭ No 3618–157. Детский гроб на деревьях в тайге. Стойбище Булау. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–159. Сруб, в котором содержится медведь. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–163. Ритуальная посуда для кормления головы медведя. Употребляется на медвежьем празднике. Стойбище Булау. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–183. Деревянное изображение птицы с севоном на спине. Деталь носовой части лодки. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618–184. Деревянное изображение птицы с севоном на спине. Деталь носовой части лодки с солярным знаком. Стойбище Булау. 1927 г. Фото С.В. Иванова.

Общая численность ульчей, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 2 481 чел. (1 139 муж. и 1 342 жен.).