Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Удэгейцы. Социальная ситуация и проблемы

Лодка с семьей Светланы Барыльник, отправляющаяся на таежный промысел. Фото Звиденная О., 2018 г.

Исторически традиционный сектор экономики удэгейцев представлен охотничьим промыслом, рыболовством и сбором дикоросов. Именно его мы имеем в виду говоря о традиционным природопользовании. Возможность свободного использования лесного ресурса для жизнеобеспечения имеет важное значение для сохранения культуры и поддержания приемлемого уровня жизни, способного удовлетворить материальные, духовные и социальные потребности коренного населения.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в сфере традиционного сектора экономики являются, общины коренных малочисленных народов, образованные в соответствии законодательством Российской Федерации, с целью защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов. В настоящий момент на территории Приморского и Хабаровского краев зарегистрировано около 14 удэгейских общин.

Села компактного проживания удэгейцев расположены на значительном расстоянии от административных центров. Краснояровское и Гвасюгинское сельские поселения более чем на 120 км, удэгейское сельское поселение – село Агзу (самаргинские удэгейцы) на 314 км. У иманской группы, таким местом было село Санчихеза, которое прекратило свое существование еще в 90-х годах XX века, а его жители разъехались по соседним селам – Рощино, Крутой Яр, Дальний кут, Вострецово и др. Анюйские удэгейцы, после нескольких переносов национального поселка, в настоящее время частично проживают в с. Уни. Остальные так же, как и иманские, рассредоточилась по селам Нанайского района: Арсеньево, Троицкое и др. Отдаленность территорий делает транспортную доступность одним из основных факторов влияющих на социально-экономическое благополучие жителей национальных сел. Проблема с транспортом остается одной из актуальных до сегодняшнего времени.

Транспортная доступность:

Регулярное пассажирское сообщение существует только у иманских удэгейцев, проживающих в с. Рощино и с. Крутой Яр. До недавнего времени в с. Красный Яр можно было добраться только на частном такси, которое ходило два дня в неделю, после запуска рейсового автобуса, связь с административным центром стала несколько доступней. Сложнее всего добираться в отдаленное село Агзу, имеющее связь с крупными поселками и городами, только через авиасообщение. Кто же имеет прописку Тернейского района, могут использовать еще один способ - на теплоходе, совершающем рейсы из Тернея до лесопогрузочного пункта «Адими», от которого ведет 20-ти километровая грунтовая дорога до с. Агзу. Остальные села доступны личным автотранспортом, на такси или с оказией на попутках.

 
Вертолет, следующий из пгт Терней в с.Агзу.
Фото Звиденной О.
 
 
В вертолете на Агзу. Фото Звиденной О. 2006 г.

При сравнении трех национальных поселков – Красный Яр, Гвасюги, Агзу, самые высокие темпы социально-экономического развития наблюдаются у с. Красный Яр, самый проблемным остается с. Агзу.

Село Красный Яр – самое крупное из сел компактного проживания удэгейцев. Численность жителей Краснояровского сельского поселения, куда входят еще два небольших населенных пункта – с. Олон и с. Охотничий – 558 человек.

 
Мост на въезде в село Красный Яр Пожарского района Приморского края. Фото О.Звиденной, 2021 г.
 
 
Вид на улицу с.Красный Яр.
Фото О.Звиденной, июнь 2021 г.

Последние три года на территории села активно ведется строительство объектов социальной инфраструктуры, ставшее возможным благодаря федеральной целевой программе «Сохранение Амурского тигра» и в связи с этим, спонсорской помощи Центра «Амурский тигр». В рамках реализации этой же программы на землях традиционного природопользования бикинских удэгейцев, в 2015 году было создано ФГБУ «Национальный парк «Бикин» с целями сохранения природных, историко-культурных объектов, защиты среды обитания и традиционного образа жизни коренного населения. На территории реализовывается комплексная программа по развитию туристической деятельности.

 
Вид с Общего берега на этнокультурный центр общины «Тигр» и село.
 
 
Вид на улицу Ленинская с.Красный Яр.
Фото О.Звиденная, июнь 2021 г.

В отдаленное село проведено центральное электроснабжение и оптоволоконная сеть интернет. Запущена угольная котельная, обогревающая здание школы и объекты, обеспечивающие функционирование национального парка. В этом же году вместо старого здания сельской участковой больницы построено и введено в эксплуатацию новое благоустроенное здание, оборудованное современной техникой и необходимым набором кабинетов, дневным стационаром на 5 койко-мест. В селе появился врач общей практики и зубной врач. Обновились объекты сельской инфраструктуры - пекарня, почта.

Ремесленный дом национального парка "Бикин". Фото О.Звиденной, 2021 г.

Сельская администрация участвует в федеральных программах, привлекая субсидии на благоустройство территории сельского поселения.

Открытие офиса Национального парка "Бикин". На переднем плане Министр юстиции РФ Константин Чуйченко, директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев, директор ФГБУ "Национальный парк "Бикин" Алексей Кудрявцев. Фото О.Звиденная, сентябрь 2021 г.
 
 
Новое здание офиса Национального парка "Бикин". Фото О.Звиденной, 23 сентября 2021 г.

Но изменения, затронувшие бикинских удэгейцев с созданием национального парка, на данный момент оказались не однозначными. Они определенно улучшили социально-экономическое положение населения, привлекли крупные государственные инвестиции, дали гарантированную защиту таежным территориям, но резкая переориентация охотопромысловой деятельности коренного населения на туристическую, повлияло на систему экономических отношений, изменило форму управления и пользования угодиями, вмешалось в традиционный хозяйственный уклад, основанный на промысловой охоте. Убрала профессию охотника-промысловика, которая считалось престижной для удэгейца и приносила значительный доход. До сегодняшнего времени именно она был одним из самобытных, этноопределяющих маркеров, позволяющих говорить о живой удэгейской культуре, основанной на охоте, рыболовстве и собирательстве. Вызывает волнение, что отсутствие, в настоящий момент, особых законодательно урегулированных условий, в области охотпользования (ведения промысловой охоты) на исконных территориях удэгейцев, в перспективе может негативно сказаться на престиже охотпромысловой деятельности, ценности охоты как способа жизнеобеспечения, что в свою очередь приведет к демотивации промысла и трансляции знаний молодежи. Этот внешне незаметный процесс, если игнорировать его и не принимать меры, может оказаться губительным, для традиционной культуры. Нельзя забывать, что туризм способен быстро изменять экономические условия как в положительную, так и отрицательную сторону.

Охотник Канчуга Алексей Иннокентьевич на своем промысловом участке устанавливает капкан на соболя.
Фото О.Звиденной. Среднее течение реки Бикин.

Сферы занятости в Краснояровском сельском поселении:

Бюджетная сфера

Администрация сельского поселения, сельская участковая больница, школа, детский сад, почта, метеостанция, библиотека, социальный работник, участковый, котельная, пожарная часть, лесничество – общая численность занятых более 70-ти человек. Дополнительную занятость предоставляет ФГБУ «Национальный парк «Бикин», с численностью на полной ставке не менее 40 человек.

 
Вид на новое здание почты и пекарни в с.Красный Яр. Фото О.Звиденной, июнь 2021 г.
 
 
Сельский сквер и детская площадка в с.Красный Яр. Фото О.Звиденной, июнь 2021 г.
*Коммерческий сектор*

ООО «Территория традиционного природопользования, национальное лесоохотничье хозяйство “Бикин”» (НЛОХ ТТП «Бикин»), компания ассоциированная с ТСО КМНС «Тигр». Организация занимается заготовкой дров, и, жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляет административно-финансовые функции. На 2021 год в ней устроено и работает 25 человек. Около 10 человек привлекаются к работе по договорам.

Также в сельском поселении открыты и функционируют - 4 частных магазина, частная гостиница, гостевые дома (5 домохозяйств).

Традиционный сектор

До 2016 года основной организацией, предоставляющей работу в традиционном хозяйственном секторе, являлась община коренных малочисленных народов «Тигр» (ОО ОКМН «Тигр»). Общинники включены в весь годовой цикл хозяйственной деятельности. На 2021 год в общине зарегистрировано 268 человек, из них 12 человек состоят в штате. Это егеря, работники цеха сувенирной продукции, столяры, рабочие, работники этнокультурного центра, аппарат управления. Все зарегистрированные члены общины заняты в традиционном секторе экономики – охоте, рыболовстве, сборе дикоросов. Для них эта деятельность приоритетная, а для большинства профессиональная (традиционно) и приносящая основной доход.

 
Село Гвасюги. Вид на село и здание небольшого магазина (слева).
Фото В.Дегтярь март 2019 г.
 
 
Село Гвасюги, вид на другой берег р. Гвасюгинка.
Фото В.Дегтярь, март 2019 г.

Село Гвасюги – место компактного проживания хорской группы удэгейцев. Численность жителей поселка – 251 человек, основную численность составляют удэгейцы. Село считается центром удэгейской языковой культуры. Это родина первого удэгейского писателя Джанси Кимонко и известной хранительницы удэгейской традиции Валентины Тунсяновны Кялундзюга. Сегодня в селе проживает большинство носителей удэгейского языка, а сам язык, введен в факультативную программу местной школы.

 
Памятный бюст удэгейскому писателю Джанси Кимонко. Село Гвасюги.
Фото Камиль Зиганшин, 3 августа 2019 г.
 
 
Мост через речку Гвасюгинка.
Село Гвасюги.
Фото Камиль Зиганшин, 3 августа 2019 г.

Сфера занятости в селе представлена семью бюджетными организациями. Традиционный хозяйственный сектор представлен общиной ТСО КМНС ДВ «Удэ», организованной для ведения традиционного природопользования и поддержания культуры коренного населения. За общиной закреплены промысловые охотугодья в бассейне реки Хор.

 
Валентина Тунсяновна Кялундзюга. Праздник в селе Гвасюги.
Фото предоставлено Л.И. Кялундзюга.

Электричеством село обеспечивает МУП «Среднехорская энергетическая компания», расположенная в соседнем селе Среднехорский. Связью, компании «Мегафон» и «Ростелеком». Последней в 2021 году в село проведена оптоволоконная линия для подключения сельских жителей к сети Интернет.

Нелли Ильинична Андреева (Кялундзюга) учитель удэгейского языка МБОУ СОШ с. Гвасюги, показывает учебники для начальных классов по удэгейскому языку. Фото Звиденной О.

Для улучшения благосостояния села в 2019 создано территориальное общественное самоуправление (ТОС) «Буа Ни», возглавляемое Ларисой Ильиничной Кялундзюга. Их силами реализовано четыре социально значимых проекта: благоустройство территории уличным освещением, обустройство мемориального комплекса землякам-участникам Великой Отечественной войны, создание спортивного городка и сцены для проведения массовых мероприятий. Созданная организация сможет и в дальнейшем участвовать в грантовых программах и социальных проектах, направленных на улучшение качества жизни в поселке.

 
Мемориальный комплекс землякам-участникам Великой Отечественной войны в селе Гвасюги.
Фото предоставлено Л.И. Кялундзюга, 2019 г.
 
 
Общее фото на сцене во время проведения национального праздника "Встреча сородичей".
Село Гвасюги.
Фото Камиль Зиганшин, 3 августа 2019 г.
 
 
Постройки музея под открытым небом в с.Гвасюги.
Фото Звиденной О., март 2019 г.
 
 
Жилище удэгейское и фигура сэвена для ритуальных подношений в ритуальном домике. Фото Звиденной О., март 2019 г.

В селе существует музей традиционной культуры, перенесенный в здание школы из этнокультурного центра «Солнце». На прилегающей к старому зданию центра территории остался музей под открытым небом с традиционными постройками. Этнокультурный центр способствовал консолидации удэгейцев, в нем проводились культурно-развлекательные программы, как для жителей, так и для туристов. Основатель, хранитель центра и музея - Валентина Тунсяновна Кялундзюга. Пять лет назад центр прекратил существование из-за отсутствия финансирования. Музей в настоящее время существует также на добровольных началах.

Во время национального праздника "Встреча сородичей". Село Гвасюги.
Фото Камиль Зиганшин, 3 августа 2019 г.
 
 
 
Валентина Тунсяновна Кялундзюга в музее демонстрирует экспонаты.
Фото О.Звиденной, ноябрь 2018 г.

Аборигенное предпринимательство на Хору связано прежде всего со стихийным рыболовным туризмом, который имеет сезонный характер и строится прежде всего на личных контактах и связях охотников. Этнокультурный туризм ушел из практики с закрытием этнокультурного центра. Развитие бизнес-проектов сдерживается отсутствием квалифицированных кадров, лидерства и предпринимательской хватки среди аборигенного населения.

 
Село Агзу. Фото Александр Хитров для РИА Primamedia.
 
 
Школа с.Агзу. Фото Александр Хитров для РИА Primamedia.

Село Агзу – национальное село, место компактного проживания самаргинской группы удэгейцев. Численность жителей на 2012 год составила 177 человек. Инфраструктура с. Агзу: школа, детский сад, метеостанция, три магазина, почта, фельдшерский пункт (без права принимать роды), сельский клуб, аэродром, дизельная. В Агзу самый высокий уровень безработицы. При численности 177 человек в центре занятости на 2012 год состоит 47. Из-за отсутствия работы в поселке, многие из удэгейцев едут на сезонные работы на лесозаготовку или путину. В зимний сезон, мужчины уходят на три месяца в тайгу на охотничий промысел. Для самаргинских удэгейцев равноценным по значимости, в структуре жизнеобеспечения, является рыбный промысел. Бассейн Самарги относится к нерестовым рекам материкового побережья Японского моря. Из всех колхозов и артелей, организованных в 1930-е годы, только самаргинские удэгейцы занимались промышленным рыболовством. В настоящее время действуют природоохранные законы, предписывающие с начала июня и до конца октября «закрывать» на вылов нерестовые реки, к которым относится и Самарга. Закон не учитывает негативное влияние обобщенных предписаний на традиционную хозяйственную деятельность местного населения, из-за чего происходят постоянные конфликты и стычки с рыбоохранной инспекцией. По состоянию на 2009 год у самаргинских удэгейцев зарегистрировано 3 общины КМНС – одна в с. Агзу, одна в с. Амгу и одна в пгт. Терней.

Одни из видов занятости коренного населения, активно развиваемый в последенее время, это туризм.

 
Фельдшерский пункт с.Агзу.
Фото Александр Хитров для РИА Primamedia.
 
 
Аэродром в с.Агзу. Прибытие рейса из города, встреча вертолета жителей.
Фото Звиденная О. 2006 г.

Проблема безработицы:

Проблема безработицы всегда стояла остро для коренных народов, но говорить о точных цифрах среди коренного населения непросто. У многих нет желания и привычки обращаться по этому вопросу в официальные службы занятости, кроме того, для аборигенов, живущих в отдаленных селах, каждый выезд в город, где находятся такие службы, сопряжен с большими материальными затратами и потерями времени.

По прошлым данным Центра занятости Пожарского района за 2009 год, когда на учете состояло 45 человек коренных и из них 34 удэгейца, данные за 2021 год более благоприятные. На 01.01.2021 на учете стоит 12 удэгейцев.

По результатам Переписи 2010 года источники средств к существованию у удэгейцев разнились от места проживания – город/село. Из 917 человек трудоспособного населения, около 50% имеют несколько источников дохода или работу по совместительству. Половина указали личное подсобное хозяйство, куда может входить доход от охотничьего промысла, так как ситуация с монетизацией продуктов огородничества обстоит крайне слабо, либо совсем отсутствует.

Высокий процент указавших источником средств к существованию «личное подсобное хозяйство», можно связать именно с доходом от традиционного сектора экономики. В то же время реальная ситуация на местах, связанная с личными подсобными хозяйствами, несколько иная. Огородничество дает частичную поддержку населению в снижении расходов на продовольственную корзину и сильно зависит от климатических особенностей региона. Основные работы на огороде лежат на женщине, мужчины к огородничеству привлекаются нечасто, что может быть обусловлено традиционными нормами. Мужчина чувствует себя хозяином в тайге, женщина в селе и доме.

Предварительные итоги сельскохозяйственной переписи в селе Красный Яр показали снижение обрабатываемых земель. На данной территории это может быть связано с активным развитием сельской инфраструктуры и туристической направленностью развития села, повышением уровня доходов и меньшей заинтересованности в обработке земель.

Молочное скотоводство, как подсобный способ обеспечения населения качественными продуктами питания, в настоящий момент пребывает в упадке. Особенность расположения таежных сел с отсутствующими или труднодоступными для выпаса скота местами, создает значительные сложности хозяйствам, особенно в области отношений с администрацией сел в вопросах организации выпаса. Что также сказывается на численности домохозяйств, держащих скот.

Общие проблемы социально-экономического сектора на территориях компактного проживания удэгейцев будут характерны для многих отдаленных сельских территорий России. В большинстве сел это низкие доходы населения, тяжелая транспортная доступность, отсутствие хороших дорог, неудовлетворительный уровень системы здравоохранения и образования, устаревший жилищный фонд, высокая стоимость продуктов питания и хозяйственных товаров, неудовлетворительная работа культурно-досуговых учреждений, прежде всего из-за низкой материально-технической базы и др.

Нерешенными остаются вопросы взаимодействия органов власти и общин коренных малочисленных народов в области земельных отношений и природопользования, когда даже при внешне тождественных целях, отсутствие договоренности и понимания культурной специфики приводят к тяжелым последствиям для населения. Не урегулированы отношения бикинских удэгейцев и их организаций с особо охраняемой природной территорией.