Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Удэгейцы. Материальная культура

Рисунок бата и управляющего им удэгейцев.
Из публикации Музея северных народностей Хокайдо
«Вслед за духами лесными и речными».
Искусство и ремесла российского Приамурья. На япон. яз. 2005 г.

Стойбища удэгейцев располагались в бассейнах рек, которые служили не только источником рыбных ресурсов, но и основными транспортными артериями. Хорошо зная территорию, охотники прокладывали маршрут совмещая пешее передвижение и водное, а реки были теми нитями, которые связывали сухопутные точки. Средства передвижения зависели от сезона – в летнее время это были лодки, в зимнее – нарты. Традиционных плавательных средств было несколько. Это бат, более старое название а`на (на Хору) или угда (на Бикине) – большая лодка-долбленка, управляемая длинными шестами и маленькая – оморочка, для управления которой служили двулопастные весла ванмисю, короткие и длинные шесты.

Удэгейцы в оморочке. Фото из Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова.

Баты были большие – 7-8 метров длиной, для перевозки тяжелых грузов, и малые – 4-5 метров, для более легких. Длинная долбленая грузовая лодка бат имела выступающий вперед лопатообразный нос, позволявший плавно скользить по реке, не разрезая поток воды, а как бы взбираясь на него, не создавая лишнего противодействия. Использовалась она прежде всего для дальних переездов. В длинный бат помещались не только все вещи целого хозяйства, но и вся семья. Оморочка так же, как и бат, была выдолблена из цельного куска дерева, но рассчитывалась для плаванья одного человека.

Управляли батом два человека, часто это были муж и жена, один стоял на корме, а другой на носу. Отталкиваясь шестом от дна реки и выбирая удобные и проходимые места, с более тихим течением, они поднимались или спускались по нескольку дней, если переезжали с места на место, и по нескольку недель, если сплавлялись за грузами в отдаленные селения.

Оморочка представленная в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова.

Оморочка же использовалась прежде всего «по месту», во время охоты в летнее время и межсезонье. Она тихо и беззвучно скользила по протокам, позволяя охотнику незаметно подойти близко к зверю на водопое или во время кормежки. В ней караулили зверя во время ночной охоты по протокам, и она же служила укрытием от дождя, а иногда и местом сна охотника. Для гребли использовались специальные двулопастные весла, для толкания – шесты.

 
Оморочка во дворе
удэгейской семьи. С Красный Яр. Фото О.Звиденная.
 
 
Изготовление оморочки.
Мастер Николай Кукченко. Село Красный Яр, 2011 г. Фото О.Звиденная.

Оморочка (его аналог из досок) до сегодняшнего дня активно используется охотниками. Чтобы научиться удерживать равновесие и овладеть искусством управления такими лодками, нужны специальные навыки. Удэгейские дети начинали учиться управлению с детства. Делались оморочки индивидуально, как кому удобней – «под себя». Материалами служили липа или тополь, с более податливой и легкой древесиной, из них получаются самые легкие лодки. Меняли оморочку только когда износилась старая лодка, а старой пользовались, как говорят современные охотники, «до самых дыр».

 
Современные дощатые лодки баты, пришедшие на замену долбленой лодки. Берег р.Бикин. Фото О.Звиденная, 2020 г.
 
 
Изготовление традиционной лодки - бат. Мастер Пионка Алексей. Село Красный Яр, 2021 г.

Традиционный бат, претерпев технологические изменения, замену материалов изготовления, используется до сегодняшнего времени. С появлением лодочных моторов отпала необходимость в плоском «носе» лодки, он стал заостренным, но также немного приподнятым над уровнем днища. На корму вешается мотор, который значительно ускорил и облегчил промысловый быт удэгейцев. Сейчас бат делают из досок, для которых используется кедр. Длинна его также варьируется от заказчика, это от 4 до 9 метров. В каждой удэгейской деревне есть свои мастера.

Основным средством передвижения аборигенов, используемым во время зимнего охотничьего промысла, были лыжи и нарты. Лыжи удэгейцев, подбитые камусом, как нельзя лучше приспособлены для передвижения по гористой и лесной местности. Но во время наста использовались и лыжи-голицы.

Изготавливались лыжи под рост человека и могли достигать длины от 1,5 до 1,7 метра. Лучшим материалом служил трескун амурский как самый крепкий и легкий, но могли использовать дуб, пихту, черемуху, а за неимением всего перечисленного и березу. Подбивались лыжи камусом так, чтобы ворс направлялся от начала в конец лыжи. Это давало возможность спокойно подниматься в гору, не боясь скатиться вниз. Такой тип лыж характерен для многих таежных территорий народов Сибири и Дальнего Востока.

Охотник Степан Дочембувич Кялундзюга с традиционными лыжами и нартами, 1960-е года.
Фото из книги В.Т. Кялундзюга, Н.Е. Кимонко "Мир хозяина воды Лунигиэ", Хабаровск, 2016 г.

Этот тип лыж особо ценится удэгейскими охотниками и в наше время, активно используется во время охотничьего промысла, являясь более удобной альтернативой современным лыжам. По словам одного из удэгейских охотников, «ни одни современные лыжи не смогут заменить ему традиционных, изготовленных своими руками, ведь они были изобретены его предками специально для местных условий».

Нарты использовались зимой для перевоза грузов. Это прямая прямокопыльная нарта без дуг – тухи. Такой тип нарт использовался и соседними народами – орочами и нанайцами. В отличие от нанайцев, живших на широких и более спокойных и не заваленных лесом реках, и потому для передвижения использовали большое количество собак, удэгеец был более скромен, в свою нарту впрягал в основном одну-две собаки, а чаще впрягался сам. Для управления нартой использовалось правило туги туни , которое находилось с левой стороны нарты. Собака привязывалась за ошейник.

Сбруя для собак относится к восточносибирскому типу упряжного собаководства, кроме хунгарийских удэгейцев, у них использовался гиляцко-амурский тип.
Раньше во всех видах охоты удэгейца сопровождали собаки, которые были незаменимы при некоторых формах промысла, например, таких как осенний метод скрадывания или гона на крупных копытных животных или в охоте на медведя, в которой участвовали специально обученные собаки-медвежатники. Во всех охотничьих хозяйствах было много собак, удэгейцы их любили и ценили, отличали охотничьих от ездовых, специально для прокорма заготавливали юколу и другую еду. Бывало, хорошо обученные собаки выступали в качестве эквивалента для выплаты штрафа при разборе дел традиционным судом по нормам обычного права.

Сейчас после появления механизированного транспорта и усовершенствования орудий промысла, собак во время охоты используют редко. Некоторые считают такой промысел менее эффективным и более опасным («собака своим тявканьем только пугает зверя, подходящего близко к зимовью, а также привлекает тигра»).
Основным современным средством передвижения в зимнее время является снегоход и сани.

Замена нартам и собакам - снегоход "Буран" и сани. На фото Максим Соломатов. Остановка во время пути домой. Фото О. Звиденной, 2021 г.

Постройки

Важным элементом материальной культуры являются постройки зугди . Традиционное поселение удэгейцев состояло из нескольких жилых построек, в зависимости от того сколько человек проживало на территории, там же размещались свайных амбары и дополнительных сооружений – вешала для рыбы дагума , навесы дэка , коптильни санмингку и др.

 
Фото нескольких видов удэгейских жилых строений из Историко-этнографического атласа Сибири.

Постройки удэгейцев были приспособлены к климатическим и физико-географическим особенностям местности. Они размещались вдоль берега реки или в распадке сопок с таким расчетом, чтобы на лодке можно было подойти ближе к дому или быть ближе к охотничьим угодьям. Промысловые постройки эксплуатировались от одного до нескольких месяцев.

Постройки различались видом и формами в зависимости от времени года, цели охотничьего промысла и длительности проживания и делились на временные и постоянны, различались по форме и внешнему виду – конусообразные, полусферические, полуцилиндрические, в виде ломаной крыши, установленной на землю – двускатными или односкатными. Одними из самых распространенных были прямоугольной формы, двускатные летние корьевые постройки – кава . Именно это название лучше всего сохранилось в народной памяти и сегодня. Имея конструктивные особенности, вариант кава имел разные названия – малума кава , зуа кава и самое простой шалаш тукама кава , не имевший очага и сеней. Жилое помещение имело мужскую и женскую половины. Женская, хозяйственная – налево и направо вдоль стены у входа, где на полках хранились женские швейные принадлежности, одежда, а внизу кухонная утварь. Мужская часть малу , располагалась за очагом, прямо напротив входа. Вдоль стен устанавливались нарты с постелями.

Фото удэгейского жилища кава.
Фото сделано В.К. Арсеньевым во время экспедиции к удэгейцам.
Из фондов Общества изучения Амурского края (ОИАК). г. Владивосток.

К временным сооружениям относились укрытия от дождя и ветра коктоу аунга или небольшие конические жилища для ночевки, которые сооружались на косах по ходу следования на новое удобное для промысла место. Постоянные устанавливались по прибытии на удобный для промысла участок.

Охотничье снаряжение, продукты и другие хозяйственные вещи хранились в свайных амбарах. Они сооружались недалеко от жилища или в укромном месте, позднее на охотничьих участках возле зимовья. Назывались такие амбары дзали . В отдельных хозяйственных постройках хукбу хранились женские гигиенические вещи – стружки черемухи, одежда, используемая в женские «нечистые» дни, трава для обуви и т.д.

Для рожениц, которых отселяли из дома во время родов, сооружались отдельно вынесенные за предел поселения шалаши, имевшие или конусообразную форму – ятау чоко или двускатную – ятау кава . Они покрывались корой, были меньше по размеру жилого дома и сбоку была пристройка для туалета.

В конце XIX века начали появляться в местах полуоседлого проживания удэгейцев и там, где были частые контакты с нанайцами и китайцами, жилые постройки типа фанзы, с кановым отоплением и глинобитным полом.

Фанза — это каркасно-столбовая постройка с двускатной крышей и стенами, иногда обмазанными глиной поверх плетенного из жердей и веток покрытия стен. Отапливалась фанза очагом с кановым дымоходом, служивший теплым настилом, где располагались постели и где семьи проводили все свое время. В XX веке появляются дома по типу русского срубного жилища.

 
Фанза. Каркасно-столбовое строение удэгейцев более позднего периода. Фото из историко-этнографического атласа Сибири.
 
 
Зимовье и хозяйственные постройки в районе ключа Метахеза на р. Бикин.
Фото О. Звиденной, 2017 г.

С началом советской эпохи при обустройстве артелей и госпромхозов строительство промысловых сооружений перешло под контроль государства. Зимовья строились срубные и долговечные. Помимо охотничьего домика рядом с зимовьем строились лабазы, выполнявшие роль складов для хранения охотничьего инвентаря и снаряжения. Подобные сооружения позволяли обживать огромные пространства и чувствовать себя хозяевами территорий.

Одежда

Для пошива одежды и обуви удэгейцы использовали специально обработанные и выделанные шкуры животных и рыбью кожу. Одежда из рыбьей кожи считается самой древней. Украшением служили орнаменты. Воротник, края рукавов, подол, плечи, спина декорировались минеральными красками. Крой удэгейских халатов был запашного типа идентичный народам амуро-сахалинского региона, а также схожи с монгольской и маньчжурской одеждой.

 
Фрагмент вышивки мужского праздничного халата.
Фото из музея с. Гвасюги.
Фото Звиденная О., 2019 г.
 
 
Удэгейская семья в национальной одежде. Фото 1927 г. Фото из открытых источников интернет.

Одежда делилась на мужскую, женскую и детскую различалась по сезону использования и функциям - для промысла, повседневная, праздничная или ритуальная.

Набор женской и мужской повседневной одежды был приблизительно одинаковый.

Женская одежда состояла из халата тэгэ , нательной рубашки доли тэгэ , коротких штанов хэиги , шубы касиги (мехом внутрь), наколенников амухи , головных уборов: накидки мэутулю , наушников, шляпы берестяной, позже косынки и обуви.

 
Женский халат емигте тага. Сборы Н.А. Серк в июле 1027 г. на р. Хор, стойбище Джонго. Фото из Каталога коллекции хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова "Удегейцы".
 
 
Мужской халат нинта тэгэни. Сб.В.К. Арсеньева, янв. 1909г. р. Чуин (приток Хора). Фото из Каталога коллекции хабаровского
краевого музея им. Н.И. Гродекова "Удегейцы".

Мужская одежда состояла из халата тэгэ , коротких штанов гоколи хэиги , длинных штанов хэиги , ноговиц амухи , нарукавников адапти накидки на голову и плечи помпу, шапочки *богдо * шапки ау , наушников зауга , обуви унта , меховых чулок дакти .

Детская одежда была идентична взрослой, только меньшего размера. В конце XIX века стала преобладать одежда из сукна, х/б ткани, шелка. Халаты из рыбьей кожи постепенно стали выходить из употребления, а сам натуральный материал использовался только для украшения или пошива обуви.

 
Накидка и шапочка богдо из костюма охотник удэгейца. Из книги Н.В. Кочешкова «Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина».
 
 
Орочи (удэгейцы) с реки Самарга. Фото В.К. Арсеньева, 20-е гг.XXв. Фонды ОИАК.

У мужчин халаты подпоясывались тонким поясом, на него вешалась сумочка паду для необходимых вещей (материалы для розжига костра, иголки и нитки из сухожилий и др.), ножи – кусигэ и кривой нож афели. Нарукавники использовались для защиты рук от гнуса летом или зимой от снега, ими обматывались края рукавов халата. Постепенно вышли из повседневного обихода мужские ноговицы, оставшись только у промысловиков, на смену им пришли обычные брюки.

Для охоты шилась специальная одежда, которая была разнообразна в зависимости от вида промысла и времени года. Необходимой одеждой промысловика являлись штаны из кожи или ткани, ноговицы, фартуки и юбки. Наверх надевался халат, иногда, дополнительно безрукавка, подшитая мехом. Одежда украшалась традиционными узорами, включавшими элементы магических рисунков для удачи в промысле. Значение промысловой одежды сохранялось до начала XX века, а обувь – унгта, олочи , используемая охотниками зимой, встречается и сегодня, правда, искусством изготовления традиционной обуви обладают единицы.