Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Удэгейцы. Образ жизни и система жизнеобеспечения

К моменту первых контактов с русскими во второй половине XIX века удэгейцы уже были искусными таежными охотниками и рыболовами, прекрасно адаптированными к сложным условиям горно-таежного ландшафта. Коренные жители тайги смогли создать свою особую культуру, ориентированную на комплексное использование водных и таежных биологических ресурсов.

Охотники-удэгейцы. Фото В.К.Арсеньева.
Фонды ОИАК, 20-е гг. XX в.

Система жизнеобеспечения строилась на сезонном сочетании охоты, рыболовства и собирательства, где определяющую роль играла таежная охота, а рыболовство и сбор дикоросов имели подсобный характер. Что отличало удэгейцев от соседних народов – нанайцев, ульчей, нивхов и других аборигенов Нижнего Амура – традиционных рыболовов. Исключением можно считать группы приморских и хунгарийских удэгейцев, проживающих по рекам морского побережья и нижних притоков Амура, для них рыболовство имело не меньшее значение, чем охота.

Лук охотничий бый. Нач. ХХ в. Сборы В.К.Арсеньева.
Из Каталога коллекции Хабаровского краевого музея
им. Н.И.Гродекова «Удэгейцы». Стр.28.
 

Охота

Охотились удэгейцы круглый. Добывали лося, изюбра, кабана, пятнистого оленя, кабаргу, медведя, косулю и других животных. По неписанным законам тайги запрещалось убивать зверя больше, чем необходимо для жизни, требовалось беречь маток и молодняк, делиться добычей, не издеваться над животными и т.п. Промыслом начинали заниматься с детства и продолжали, пока позволяло здоровье. Для каждого возраста были свои способы охоты.

 
Рисунок наконечников стрел на крупных животных. Рисунок из книги А.Ф. Старцева
«Материальная культура удэгейцев
(вторая половина XIX-XX вв)»
Владивосток, 1996 г.
 
 
Рисунок ножей – кусигэ и афали.
Рис. из книги А.Ф. Старцева «Материальная культура удэгейцев
(вторая половина XIX-XX вв)» Владивосток, 1996 г.

Снаряжение охотника еще до освоения края русскими составляли лук буй для охоты на крупных копытных и мелких пушных животных, стрелы тада , копье гида , ножи – охотничий кусигэ , нож с тонким кривым лезвием афили , насаженный на черенок нож хогдо . На спине были заплечные носилки сина, которые отличались вариативностью и функциональностью.

 
Рисунок пешни хогдо.
Рис. из книги А.Ф. Старцева
«Материальная культура удэгейцев
(вторая половина XIX-XX вв)»
Владивосток, 1996 г.
 
 
Охотник Игргину Кялундзюга, 1949 г. с. Гвасюги. Фото из Каталога коллекции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, с. 134.

К концу XIX века вместо лука со стрелами, которые оставались преимущественно для установления самострелов, стали использовать простое огнестрельное оружие, которое обменивали на меха у китайцев либо у японцев.

Добывали удэгейцы лося огбё , изюбра кян`га , косулю геусэ , кабана накта , пятнистого оленя оондега , кабаргу анда, медведя мафа и других животных. Мясо употребляли в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды, обуви, головных уборов. Сухожилия использовались как нитки. В ход шли все части добытого животного. То, что было непригодно для еды и рукоделия, шло на корм собакам или использовалось как приманки для охотничьего промысла. Такое экономное и бережное отношение к добытому животному предписывалось нормами обычного права, транслировалось в мифах и фольклоре народа.

Наряду с охотой на мясных животных, которые использовались для питания, существовала охота на пушных зверей, чей мех шел на обмен или на продажу. Прежде всего, это был соболь ню(h)е . Для себя удэгейцы мех соболя использовали редко и только для определенных целей – для рукавиц, наушников, головных уборов или как элемент украшения, больше ценился мех выдры чжугу или росомахи хагдыхи . Также добывали колонка чокчи , рысь тибзехи , барсука яандаса .

Петля (хука) для добычи кабарги и мелких копытных животных.
Фото рисунка из книги А.Ф.Старцева «Материальная культура удэгейцев
(вторая половина XIX-XX вв); Владивосток, 1996 г.

Удэгейцы в совершенстве владели разнообразными способами охоты. Это охота при помощи ловчих ям, петлями, гоньба, с использованием самострелов различных модификаций, с помощью собаки.

С появлением огнестрельного оружия и законодательно закрепленных Правил охоты, гоньба по насту и глубокому снегу почти прекратила существование. Сейчас сами охотники-удэгейцы отмечают негуманный характер данного способа, отмечая его оправданность лишь в старые времена, при несовершенном оружии, так как он давал гарантированную добычу и пропитание семье.

Середина снимка- ловушка на соболя нюхе адэлини.
Внизу - Нож кусигэ с ножнами комихи. Вверху - ложе и курок самострела 1894 г.,
чуть ниже - приспособление соле кан[г]а для сушки шкурок.
Сборы В.К.Арсеньева нач.ХХ в. Фото из Каталога коллекции
Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, стр.27.

Весьма эффективной была осенняя охота с помощью ловушек-петель, численность которых могла доходить до 300 штук, главным образом на косуль и кабаргу. Охотник регулярно осматривал петли, вынимал добычу и снова настраивал. Также использовали ловчие ямы. Их рыли с осени и использовали в зимнее время, а на весну и лето заваливали валежником, чтобы зверь случайно не попал в ловушку. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу . В зависимости от своего предназначения они были трех типов: малые — для добычи пушного зверя, средние — для добычи кабарги и других мелких животных и большие — на лося, изюбра, медведя и кабана.

Универсальные традиционные способы охоты, сохранившиеся до сегодняшних дней, это охота на солонцах, с оморочки, при помощи манка. На изюбра и лося охотились в специально выдолбленных легких лодках оморочках. Осенью во время гона изюбрей подманивали с помощью берестяного манка буника . С середины XIX века охотились на изюбра не только ради мяса, но и для добычи пантов, которые высоко ценились у китайских торговцев, особенно добытые в конце мая — начале июня.

 
Самострел (туга), установленный на крупного зверя. Фото рисунка из книги
А.Ф. Старцева "Материальная культура удэгейцев
(вторая половина XIX-XX вв.); Владивосток, 1996 г.
 
 
Ловушка на соболя нюхе адэлини с.Гвасюги 1995 Фото из Каталога коллекции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, стр. 28.

Для охоты на пушных зверей использовались ловушки (самострелы петли, сети), которые отличались разнообразием в зависимости от материала, из которого их изготавливали, времени промысла, особенностей ландшафта и мест обитания зверя. Для соболя до недавнего времени использовали сети-рукавчики. Удэгейцы ее называли нюхе адили . Это был самый распространенный прием соболиного лова. Чаще всего зверька выслеживали по следу. Его загоняли под пень или в упавшее дырявое дерево, затем, предварительно завалив один из выходов, а ко второму приставив сеть, начинали его оттуда «выкуривать». С усовершенствованием орудий лова старые способы охоты на соболя стали отходить. Самострелы сменились капканами, постепенно начали исчезать сети рукавчики и ловушки, которые на сегодняшний день очень редкое явление, чаще всего вызванное недостаточным количеством капканов.

Настороженый на тропу соболя самострел.
Фото Ларькина В.Г., 1957 г, из архива Центра визуальной антропологии
Института этнологии и антропологии РАН.

Соболевание, как особо значимый, жизненно важный для удэгейцев промысел, появился относительно недавно. До этого охота на соболя носила эпизодический характер. За короткий промежуток времени соболиная охота приобрела товарное значение и стала одной из главных статей дохода удэгейцев. Этот процесс был связан с активными контактами с русскими, китайцами и маньчжурами с конца XIX века, у которых мех соболя пользовался большим спросом.

Бикинский охотник Калугин С. настораживает капкан на соболя.
Фото Звиденной О., 2010 год.

Добывали удэгейцы и боровую дичь – рябчика, тетерева, водоплавающую крякву, чирка, гуся и др. Такая охота была трудоемка и малопродуктивна, поэтому занимались ей либо подростки, которым нужно было учиться, либо старики, не способные уже ходить на крупного зверя. Во времена госпромхозов добыча боровой дичи велась охотниками для выполнения плана. Сейчас охота на птиц (в основном, на рябчиков) имеет подсобное значение, она производится только для нужд семьи.

Рыболовство

Рыба существенно дополняла пищевой рацион удэгейцев, ее промышляли почти на всех реках и их притоках. На Бикине, Имане, Хору добывали тайменя, ленка, щуку, хариуса и другие виды рыб, в осеннее время добывали – кету, имевшую большее значение на притоках Уссури большое значение, также как и горбуша. На реках, впадающих в Японское море, таких как Самарга, дополнительно ловили сему, гольцов и др.

 
Бикинский охотник Дункай М. с удачным уловом у своей оморочки.
В руках держит щуку.
Фото из открытых источников фотоархива национального парка «Бикин».
 
 
Острога. Фото Звиденная О. с.Красный Яр, 2009 г.

Удэгейцы использовали разнообразные орудия лова, основными были остроги разных видов, а также крючковые снасти, ловушки, удочки. Для добычи лососей ставились небольшие запоры. Особенно тщательно готовились к осеннему ходу кеты, ремонтировали орудия лова, плели новые сети. В этот период нужно было заготовить столько рыбы, чтобы хватило насушить до весны. Промыслом занимались в основном мужчины. При первых признаках хода кеты совершались обряды жертвоприношения воде, духу-покровителю всех рыб и только после этого можно было начинать лов.

Крючок из острия клыка кабарги. Рис. из книги
А.Ф. Старцева «Материальная культура удэгейцев (вторая половина XIX-XX вв)» Владивосток, 1996 г.
 
 
Сушка рыбы (юкола). Фото Звиденной О. 2018 г.

Самый распространенный способ лова — лучение рыбы острогой, особенно на мелководье или в прозрачной воде, чтобы можно было с точностью попасть в туловище и не оставлять подранков. Для лучения требовалось обладать совершенной техникой и знаниями. Также рыбу часто ловили удочкой ума , она применялась для лова ленка, карася, щуки. Леску плели из дикой конопли или конского волоса. Удочками, особенно в зимний период, чаще всего пользовались старики и дети.

Рыбалка зимняя удочками-махалками на реке Хор.
Фото В,Дегтярь, 2019 г.

Промышленное рыболовство пришло к удэгейцам во времена коллективизации. И занимались им только самаргинские удэгейцы.

С увеличением промышленного рыболовства на Амуре и на морском побережье стадо рыбы, заходящей в дальние притоки Амура – Уссури, Бикин, Хор, Большую Уссурку сократилось, и удэгейцы уже не смогли удовлетворять потребности в рыбе в привычных объёмах. Для решения этой проблемы были выделены промысловые участки и квоты для общин коренных народов.

Собирательство

Собирательством дикоросов и лечебных растений занимаются в основном женщины.

 
Сбор голубики. Фото Звиденной О.
С.Красный Яр, Пожарский район, Приморский край, 2009 г.
 
 
Сбор дикоросов. Элеутерококк.
На фото Г.И.Суанка. р.Бикин.
Фото Звиденной О., 2021 г.

Перечень пищевых ресурсов и лекарственных растений, традиционно используемых удэгейцами достаточно широк и включает: черемшу, дикий лук, дикий чеснок, ростки и коренья папоротника, осмунда, стебли белокопытника, элеутерококк, аралию, женьшень, листья недотроги, коренья дикой лилии, траву мяты, подорожник, кровохлебка, тысячелистник, лопух, корни бубенчика трехконечного, бубенчика четырехлистного, платикадона крупноцветного, дудника медвежьего, корни и листья бадана, ягоды тиса и бархата, крапиву, цветы и листья багульника, василисник альпийский, зверобой, рябинник обыкновенный, репейник, некоторые виды полыни, ветки ивы, ольхи; ягоды шиповника, жимолости, голубики, красной смородины, брусники, клюквы, лимонника, актинидии, винограда, калины, боярышника, черемухи, плоды диких груш и яблок, лещины, ореха маньчжурского; кедровые шишки, еловые почки, смолу еловую, пихтовую, чагу березовую.

Особое место в жизни удэгейцев занимал сбор женьшеня. Товарное значение промысел приобрел из-за востребованности у китайцев. С корнем связано множество легенд, преданий, таинственных историй. Время женьшеневого промысла – конец лета, начало осени, когда еще видны на стеблях ягоды, по которым легче найти растение.

Удэгейцы ходили за женьшенем в специально подготовленной для этого случая одежде и со специальными инструментами. Прибыв на место обследуемой территории, корневщик обязательно совершал ритуал «на удачу» в сооружаемой для этих случаев «богомолке». Раньше за корнем ходили только мужчины, сейчас женщины не менее заядлые «охотницы». Отправляясь за женьшенем, мужчина надевал короткую куртку, кожаную обувь, наколенники из грубой ткани или обертывал голени длинными обмотками. Одежду от сырости предохранял специальный передник. Необходимой принадлежностью корневщика была небольшая кожаная сумочка, в которой хранились огниво и трут, костяная палочка или деревянные рогульки для выкапывания женьшеня, на пояс вешались два ножа, каждый корневщик имел длинный посох, которым раздвигал траву. Выкапывали корень только «взрослого» растения, подходящего размера. Для этого рядом с корнем снимался слой земли, и если корень оказывался маленьким, то земля перекладывалась на прежнее место для возможности дальнейшего роста корня. Растение помечалось оградкой из палочек либо зарубкой на дереве, обозначавшей, что у этого корня есть уже собственник. А корень рос дальше до нужного размера.

Корень женьшеня. Фото Звиденной О. с.Красный Яр, 2020.

Сейчас есть практика пересадки молодого корня в домашние огороды или в укромные места. Если корень был найден с сохранившимися на стебле семенами, то их высевали в благоприятных для него местах, тем самым пополняя запасы в природе. Места таких плантаций передавались по наследству будущим поколениям. Так как корень пользовался большим спросом у китайцев, его сбор приобрел товарное значение. Но уже в начале XX века из-за бесконтрольной добычи женьшеня количество корня резко сократилось, и этот промысел утратил свое первостепенное значение.

Черемша. Фото С.Барыльник. 2019 г.

Традиционно удэгейцы собирали черемшу и дикий чеснок. Из черемши делали салаты и добавки в разные блюда. Такое же применение было у дикого чеснока. Из него делали затирку с солью, которая могла долго храниться и являлась хорошим витаминным дополнением. Заготавливали и ели в течение всего года маньчжурские орехи, которые оказывают иммуностимулирующее действие. Заготавливали также дикий шиповник, виноград, лимонник, смородину. Собирали багульник до наступления стадии цветения, его использовали для окуривания и в ритуальных целях, и для дезинфекции во время болезни. Корень элеутерококка использовали для повышения тонуса и иммунитета. Поздней осенью, когда чага (березовый нарост), уже полностью созревала и приобретала черный цвет, ее собирали, заваривали и пили вместо чая. Для облегчения болей в ногах или утомляемости при ходьбе использовали отвары зверобоя, рябинника обыкновенного, полыни побегоносной, репейника. Корни дудника медвежьего – при ревматизме, радикулите и других заболеваниях.

Дикоросы, собираемые удэгейцами и используемые в пищу – черемша, папоротник страусник, чесночный лук, аунтэ (борщевик сибирский).
Фото и фотоколлаж Звиденная О., 2018 г.

Сбор дикоросов начинался ранней весной и длился все лето до поздней осени. Весной начинали собирать чеснок, черемшу, папоротники орляк и осмунда, аунтэ – молодые побеги борщевика Сибирского. Летом – ягоды жимолости, смородины, голубики, черемухи, брусники, орех манчжурский, орех кедровый. Осенью – калина, рябина, боярышник, кишмиш (актинидия), дикий виноград, лимонник, шиповник, дикие яблоки и груши и т.д. Поздней осенью и зимой – кедровые орехи.

После организации многопрофильных хозяйств, большое значение приобрела заготовка кедровых шишек. Раньше кедровые орехи использовались для личных нужд, сбор осуществлялся в небольших объемах прежде всего для питания.

Кедровая шишка в лесу. Фото Звиденная О., 2021 г.

В настоящее время роль собирательства различна в разных районах и зависит от доступности и достаточности природных ресурсов. Классическая медицина вытеснила народные знания о многих растениях. Полностью исчезли предметы быта из лозы и других растительных материалов, такие как плетеные из корней тальника дуршлаги, веялки, корзины, не используются черемуховые стружки, применяемые ранее в гигиенических целях.