Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна |
Удэгейцы. Краткая историческая справка
Этническая история удэгейцев связана с активными миграционными процессами, взаимодействием и взаимовлиянием различных народов. Исследователи выделяют три этапа в формировании удэгейцев: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, представленные археологическими культурами: янковской и близкой к ней по облику археологическими культурами Кореи и Приамурья; коруновская, представленная мигрировавшими с побережья Восточно-Китайского и Желтого морей, сушенями, и ольгинская, представленная пешими охотниками илоу, пришедшими из Забайкалья и в дальнейшем повлиявшими на образование новой тунгусоязычной общности мукри, на которую также большое влияние оказали древнетюркские и древнемонгольские народы. Морские промыслы, земледелие и животноводство в их ранних формах, а также охота, рыболовство и собирательство составляли основу хозяйственной деятельности носителей этих культур.
С рождением и гибелью империй, с историей соседних государств и правящих династий, взаимодействием, смешением и перемещением племен связан средневековый этап формирования предков удэгейцев. Этот исторический период появления Золотой империи – Алчун (1115-1234) и формирования чжурчжэньского этноса, в котором выделялись непокорные племена удзи (уцзи), удигай, ужэ и другие, оставившие свой след в истории империи и этногенезе современных удэгейцев.
Второй важный этап, отраженный в источниках и исторических преданиях удэгейцев – это период начала XVII века, время существования маньчжурской военно-государственной организации «Восьми знамен» – Поздняя Цинь, пополнявшей свои войска за счет аборигенного населения, расселенного на территории Приморья. Предки удэгейцев не желая служить в маньчжурских войсках, оказывали сопротивление маньчжурам и скрывались в глухих таежных местностях.
События тех времен явились катализатором этногенетических и культурных процессов, крупные родоплеменные объединения распадались на более мелкие и мобильные, имеющие возможность быть незаметными на большой территории края в глубине тайги. В результате постоянных торговых, политических, бытовых и других контактов с соседними народами, близкими по культуре и ведению хозяйства – тунгусами, нанайцами, орочами и др. начинаются процессы объединения, смешения, всякого рода этнокультурных заимствований. Активность этих процессов обусловлена близостью духовной культуры, мировоззрения, анимистического видения природы (верой в существование души и духов, в одушевленность всей природы) и человека в ней.
В 1860 году по Пекинскому договору, заключенному между Россией и Китаем, территория юга Дальнего Востока и все население Приморья и Приамурья вошли в состав России. С этого времени начинается заселение края русскими переселенцами, территория обследуется первыми научными экспедициями. Самые первые сведения об удэгейцах и их культуре содержатся в очерках Н.К. Бошняка, участника Амурской экспедиции Г.И. Невельского,в работах Р.К. Маака и М.И. Венюкова, И.П. Надарова, В.А. Альфтана, А.Л. Бельковича, А.Ф. Будищева, геоморфолога Я. Эдельштейна, в этнографических исследованиях С.Н. Браиловского, С.К. Патканова, В.К. Арсеньева и других.
Данные по численности удэгейцев на рубеже XX века дает первая Перепись населения Российской Империи 1897 г. Ее данные были обработаны и представлены чуть в 1906 году в работе Серафима Кероповича Патканова «Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири». По ней в Российской Империи 1897 года было зафиксировано 2407 орочей (в т.ч. удэгейцев), с поправкой, что эта численность могла составлять и 2807 человек. Из-за наличия погрешностей в сборе переписного материала в некоторых областях края точную цифру о численности именно удэгейцев того времени, представить не получится, о ней можно говорить лишь приблизительно, и она будет где-то между этими двумя числами.
Об изменениях происходящих на рубеже столетий С.К. Патканов пишет: «Если за 40 лет, истекших со времени путешествия в край Шренка (имеются в виду 50-е года XIX века) в распространении орочей к северу, востоку и западу почти не замечается никаких перемен, то тем большие изменения наблюдаются по южной окраине их страны (орочей), в Южно-Уссурийском округе, который тогда был населен лишь орочами и их западными соседями гольдами, среди которых проживали довольно многочисленные китайцы», – пишет исследователь. Необычайно возросшее после присоединения края к России население округа теснило удэгейцев, кто не осел и не ассимилировался с китайцами на юге, либо не вымер от новых эпидемий, уходили все дальше на север, и к началу XX века ранее населенный удэгейцами Южно-Уссурийский округ стал самым малонаселенным аборигенами, которые встречались лишь в его северо-восточной части (совр. Ольгинский район).
Самым многочисленным округом был Уссурийский. Там удэгейцы проживали в бассейнах рек Хор (93,1%) , р. Иман (совр. Большая Уссурка) (53,5%), р. Бикин (40,6%) и Ваку (совр. Малиновка) (27,2%), где расселялись в средних и верхних течениях, деля территорию с уссурийскими нанайцами, так же смещенными с привычных мест переселенцами. На Хору граничили с найхинскими нанайцами. Всего в Уссурийском округе на 1897 год проживало 883 удэге. Значительной была численность удэгейцев проживающих по побережью Японского моря, в то время относящиеся к южным районам Удского округа: от реки Ботчи на север и на юг до бухты Терней. Как показывает перепись, удэгейцы зафиксированы в 16 селениях общей численностью 414 человек. В Хабаровском округе, где также проживали удэгейцы отдельных групп, достоверную численность определить не удалось, поскольку в то время орочи и удэгейцы фиксировались как единый народ.
В дальнейшем численный состав народа постоянно менялся. Если опираться на данные последующих переписей, численность удэгейцев неизменно сокращалась, что давало повод говорить «о вымирании инородцев» и послужило в дальнейшем толчком для разработки и внедрения различных программ по поддержке коренного населения, улучшению быта и усовершенствованию форм управления и хозяйствования.
Большое влияние на удэгейцев оказали не только русские, но и китайцы, к тому времени активно промышлявшие на юге Приморья. Вступая в брачные отношения с удэгейками и нанайками, китайцы начинали оседать в крае. Интенсивное смешение аборигенов, особенно на юге и юго-востоке, положило начало формированию новой этнической общности — тазов. В других областях, где промышляли выходцы из Китая, такой процесс не был запущен, прежде всего из-за временного пребывания китайцев на территориях. Даже там, где имели место брачные связи, ассимиляции не происходило — это было, скорее, выгодное сотрудничество, а не аккультурация.
Результаты такого взаимовлияния отразились прежде всего на духовной сфере, активней всего в новых формах ритуальной жизни. В хозяйственной сфере ранние контакты с земледельческой культурой китайцев в удэгейской среде, проявились в развитии огородничества, что было отмечено позже, когда начали создаваться колхозы и вводилось сельское хозяйство. Прежде всего это коснулось иманских и бикинских удэгейцев.
Огромное влияние на культуру удэгейцев оказали контакты с русскими населением. В советский период аккультурация шла наиболее быстро и масштабно. Изменения в хозяйственном укладе начались с коллективизации 1930-х годов. Появились первые колхозы у бикинской группы – в с. Олон колхоз им. Смидовича, в с. Метахеза – колхоз им.XVII партсъезда, у иманских удэгейцев – сельхозартель «Удэгеец», у хорских удэгейцев – артели «Джанго», «Гвасюги», «Чукен», у анюйских – колхоз «Красный удэ», на Самарге – артель «Сихотэ-Алиньский колхозник». С этого же времени началось сселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. К началу 1960-х гг. прекратили существование практически все старинные удэгейские стойбища на Бикине, Анюе, Хоре, Имане, Самарге и Хунгари. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили образ жизни народа.