Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна |
Характерное своеобразие удэгейского искусства, его выразительность неразрывно были связаны с изолированностью удэгейцев. Народные мастера создали множество разнообразных оригинальных способов художественной обработки природных материалов. Особенно многообразны виды орнаментального декорирования одежды, изделий из ткани. В технологическом процессе использовались заготовки, расположение орнаментов на изделии имело свое зонирование.
В искусстве удэгейцев исследователи выделяют четыре основных мотива: растительный, геометрический, крайне редко зооморфный и антропоморфный, которые больше характерны для одежды шамана.
Декоративно-прикладное искусство удэгейцев подразделялось на мужское и женское. Мужчины занимались обработкой дерева, метала, кости, а женщины – меха, кожи, ткани, рыбьей кожи и бересты. Из бересты женщины изготавливали кухонную утварь, коробки, сосуды, которые имели разную форму, в виде цилиндров, длинные и короткие и т.д. Все они украшались узорами и орнаментами. Характерная удэгейцам, основа орнамента – спираль, является самым древним изобразительным элементом приамурской орнаментики, это символ беспрерывного развития и движения.
Традиционные ремесла сохранили уникальные рецепты обработки изделий, создания красок и специального инструментария. Использование растительных и минеральных красок в росписи орнаментов для украшения одежды и утвари считается самым древним приемом. Разрисовка изделий из шкур и рыбьей кожи использовалась чуть ли не до начала XX века. Краски изготавливали из красной и желтой охры, дубовой коры, трав с синими цветками, сажи, из сока растений и ягод – голубики и брусники, сок из незрелых плодов маньчжурского ореха. Если не было возможности самим изготовить, краску выменивали или приобретали у купцов. Устойчивость цвета достигали при помощи рыбьего жира, икры или папоротника.
Для росписи минеральными красками по бересте или рыбьей коже использовали деревянные палочки зие , кисточки доме и берестяные чашечки для красок – додо . Узоры вырезались из рыбьей кожи или ткани на специальной дощечке маленьким ножиком или, если были, ножницами. Для обработки краев из бересты использовали тальниковые или еловые корни, которые были тонкие и прочные. Узоры крепились на ткань при помощи рыбьего клея, нитками служили сухожилия или тонкие полоски рыбьей кожи, для окраски которых могли использовать минеральные красители.
С появлением новых материалов одежду стали украшать аппликацией и вышивкой. Процесс создания орнамента перед вышивкой начинается с изготовления трафарета.
Мужским видом искусства была обработка дерева. Удэгейские мастера создавали объемные фигуры из дерева больших и малых форм. Часто это были фигурки тигра, человека, птицы, композиция из человека и животного, фигурки собак и др. Резьбой украшали бытовые предметы – столики для еды, разделки мяса, поварешки, кроильные доски и др. предметы. А также орудия труда – рукоятки, весла, шила, перемычки в оморочках.
В скульптуре удэгейцев исследователи выделили три группы: антропоморфная, зооморфная и антропозооморфная (фантастическую). Фигурки могли быть реалистичные или условные, например, изображение человека, у которого вместо туловища столб с остроконечной головой. Зооморфные отличались реалистичностью.
Нередким изображением на шаманских атрибутах был тигр. Его изготавливали в виде фигурок из дерева и соломы, изображали на бересте. Важной деталью рисунка являются поперечные полосы зверя, отличающие его от других изображений животных.
Помимо особого места тигра в традиционной духовной культуре, его изображения стали самыми популярными и в настоящее время.
Например, его изображение красуется на логотипе удэгейской общины «Тигр». Орнаментальный рисунок для него был разработан мастерицами этнокультурного центра, соблюдая все традиции спиралевидного узора.
Известно у удэгейцев и ювелирное искусство. Из серебряной проволоки изготавливали серьги, дополняя камнями и другими подвесками. Занимались инкрустацией копий и других орудий. Знали кузнечное дело. Имели отдельные тигли для плавки серебра и золота.
А вот обработка кости не была особо популярна у удэгейцев. Крайне редко можно встретить традиционные изделия с использованием или украшением кости. Из нее чаще создавали предметы быта. Из лучевых костей и рога изюбра делали ременные пряжки, ножи для снятия рыбьей кожи, инструменты для шитья обуви, палочки для еды и копки женьшеня и др.
Сейчас только отдельные люди обладают знаниями и технологиями обработки бересты, кости, металла по старым технологиям. Мастериц, работающих с тканью, сохранилось больше.
При общинах, этнокультурных центрах работают мастера, изготавливающие традиционную одежду для костюмов фольклорных коллективов, сувенирную продукцию и т.д. Начинаются процессы по возрождению промыслового мастерства среди иманских удэгейцев.
Все чаще для работы используются современные материалы, кожзаменители, что облегчают труд мастера, но изделия теряют свою самобытность и эксклюзивность.