Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна


Удэгейцы. Общие сведения о народе

Хорские удэгейцы.
Фото Е.Р.Шнейдера, 30-е гг из архива Краевого музея имени Н. И. Гродекова.

Удэгейцы, коренной малочисленный народ Российский Федерации, проживают на юге Дальнего Востока. 

Согласно Всероссийской переписи населения  2020 г., общая численность удэгейцев составила 1328 человек (664 муж. и 664 жен.), это на 168 человек меньше, чем в 2010 году (1496 человек).

Основная территория расселения удэгейцев – Приморский и Хабаровский край, где проживает около 95% от их общей численности.

По языку удэгейцы относятся к южной подгруппе тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. В языке выделяют ряд диалектов и говоров.

Самоназвание – удэ, уде, удэhе, удихэ , зафиксировано исследователями XIX века и трактуется как «лесные люди» или «люди леса». До начала XX века удэгейцы фиксировались под этнонимами орочи, кьякала, орочены, а также тазы, которых часто объединяли с удэгейцами в единый народ. В научной литературе как самоназвание и единое название народа - удиhе было введено в 1902 году известным ученым С.Н. Браиловским, Он же доказал самостоятельность удэгейцев и отделил их от орочей. Позднее В.К. Арсеньев доказал различия между удэхе и тазами. А в 1930-х годах адаптированный к русскому звучанию этноним «удэгейцы» закрепился как современное название этой этнической группы.

Существовали также названия удэгейцев, бытовавшие у соседних народов. Китайцы называли удэгейцев юй-пьхи да-цзы (в переводе «люди, одевающие одежду из рыбьей кожи» или да-цзы) , корейцы – учика , манчжуры – кьякала , орочи – кяка, негидальцы – олчан , эвенки – ламка , ламунка, нивхи толунг , нанайцы – намунка, что скорее относилось к удэгейцам, проживавшим на морском побережье, т.к*. ламунка, намунк* переводится как морские жители, русские называли удэгейцев ороченами или орочами .

В настоящее время удэгейцы проживают в Приморском и Хабаровском краях, преимущественно в Пожарском, Красноармейском, Тернейском, районе им. Лазо, Нанайском и фрагментарно в других районах. Села Гвасюги, Красный Яр и Агзу считаются национальными, это основные места компактного проживания удэгейцев в Российской Федерации.

Творческий коллектив этнокультурного центра общины «Тигр».
Село Красный Яр.
Фото Звиденная О., 2019

Существует деление удэгейцев на локальные группы по месту проживания – бикинские, иманские, хорские, анюйские, самаргинские, хунгарийские, кур-урмийские (хунгарийская и кур-урмийская группы в настоящее время исчезли). Иманская группа имеет название согласно реке Иман, в бассейне которой в прошлом кочевали удэгейцы. Современное название реки - Большая Уссурка. Переименование старого тунгусо-маньчжурского названия реки произошло в 1972 году. Иногда в литературе можно встретить измененное название группы на большеуссурские, но сами удэгейцы себя чаще называют, основываясь на старом, удэгейском звучании реки.

Самое крупное место компактного проживания удэгейцев – это Краснояровское сельское поселение в Пожарском районе Приморского края – территория бикинской группы, в него входят села Красный Яр, Олон и Охотничий. Вторым по численности является село Гвасюги района им.Лазо Хабаровского края, где проживают удэгейцы хорской группы. Самое отдаленное село самргинской группы – Агзу, расположено на севере Приморского края с восточной стороны склона Сихотэ-Алинь.

Национальные села иманских и анюйских удэгейцев в настоящее время прекратили свое существование как места компактного проживания. Представители этих групп рассредоточены в селах на территории района – иманские в Красноармейском районе Приморского края, преимущественно в селах Дальний кут, Крутой Яр, Мельничное, Вострецово, Богуславец, Новопокровка, одно домохозяйство существует до сегодняшнего дня в покинутом селе Островное (бывш.назв. Санчихеза). Анюйские удэгейцы проживают в Нанайском районе Хабаровского края селах, в населенных пунктах Уни, Арсеньево, Троицкое.