Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Москаленко Нелли Павловна

Тоджинцы. Социальная ситуация и проблемы



Республика Тыва относится к слабо урбанизированным регионам, хотя по формальному критерию доля городского населения региона составляет 53,9 % (Г.Ф. Балакина). В республике процесс урбанизации идет в значительной мере вширь, что связано с активной миграцией сельского населения в города, при этом большинство населения республики сохраняет сельский образ жизни. Слабая урбанизация региона – это следствие природно-климатических условий, ее сельскохозяйственного профиля, общего уклада жизни населения региона и малой сети городов, обусловленных историческими особенностями развития хозяйства. Слабая урбанизация – на уровне 50 % – является дополнительным препятствием для развития и включенности в российскую и глобальную экономику. Городское население региона формировалось и формируется из различных источников: за счет естественного прироста городского населения, в результате административных преобразований и за счет притока населения из сел республики.

До 2000 г. в Туве сельское население постоянно превышало городское, и республика выделялась среди других регионов России низким уровнем урбанизации. Усиление миграционного притока в городские поселения в конце XХ в. привело к тому, что в 2001 г. численность городского населения республики превзошла сельское (соотношение в относительных значениях составило 50,4 и 49,6 %), в регионе зафиксирован «урбанизационный переход».

Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что численность городского населения на 9,1 тыс. чел. (3,4 %) превышает численность сельского. Перепись 2010 г. подтвердила урбанизационные процессы в республике. И все же численность городского населения Тывы по сравнению даже с южными сельскими районами Восточной Сибири существенно ниже, что связано с недостаточным развитием промышленного производства и незначительной сетью городов и рабочих поселков в регионе.

Основными чертами развития в трансформационный период (1991–1999) стали значительный спад объемов производства промышленной и аграрной продукции, низкий уровень оплаты труда и доходов населения, высокий уровень безработицы. Низкие среднедушевые доходы при динамичных темпах естественного прироста и значительной стоимости товаров и услуг обусловливают одну из самых высоких в России долей населения с доходами ниже прожиточного минимума. Одной из нерешенных социальных проблем является напряженная ситуация на рынке труда с крайне высоким уровнем безработицы, превосходящим средние показатели по стране, самым высоким среди регионов Сибири (табл. 2), что характерно для большинства периферийных приграничных слабо урбанизированных регионов России.

Проблемы высокой безработицы, углубление социальной напряженности в обществе еще более обостряются в условиях слабо урбанизированного региона, такого как Республика Тыва, что обусловлено ограниченной возможностью диверсификации экономики, слабой социальной инфраструктурой, относительно развитыми структурами рынка труда, высокими масштабами безработицы, слабой социальной защищенностью безработных, ограниченными возможностями трудовой мобильности, высоким уровнем бедности, особенно сельского населения. Низкий уровень альтернативной занятости, исторически сложившаяся слабая социальная инфраструктура обусловливают обострение социальных проблем села. Повсеместно сельские жители сталкиваются с примерно одинаковым набором проблем: безработица, резкое сокращение денежных доходов населения, вытеснение трудовых ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства, которое из подсобного превратилось в основной фактор выживания сельского населения.

Специалисты отмечают, что основными направлениями снижения уровня безработицы может стать значительное ускорение создания новых рабочих мест. Так считают 68 % экспертов, 60 % уверены, что следует возрождать совхозы и колхозы при значительной поддержке государства, 24 % экспертов как один из способов снижения безработицы предлагают формирование качественно нового уровня развития предпринимательства.

В частности, для слабо урбанизированного региона актуальна комбинация мелкого, среднего и крупного производств. Важные решения должны касаться государственных мер поддержки сельхозпроизводителей, не просто субсидирование кредитных ставок, но и обеспечение определенных гарантий сбыта и устойчивых цен на продовольственных рынках. Также в качестве мер снижения безработицы предлагаются развитие промышленной инфраструктуры (ЛЭП, дороги, связь, создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа и развитие промышленных кластеров) и акцентированная поддержка перерабатывающего сектора.

Причины слабого развития предпринимательства в Туве в дефиците собственных оборотных средств и административных барьерах, коррупции (48 и 52 %), в недостаточном опыте предпринимательства у населения, узости внутреннего рынка, недостаточности платежеспособного спроса на услуги предпринимателей и в высоком уровне и сложности самой системы налогообложения. В качестве мер, способствующих развитию малого предпринимательства в республике, эксперты предлагают целевые субсидии малым предприятиям, создающим новые рабочие места.

Поскольку Республика Тыва традиционно является регионом с развитым животноводством, что обусловлено высокой долей сельского населения, многовековыми традициями животноводства, особенностями образа жизни коренного населения, сохранение и активное использование традиционных форм занятости является наиболее эффективной формой снижения безработицы.

Рынок труда Республики Тыва характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем безработицы, с другой стороны – значительным спросом на квалифицированных работников технологически сложных производств по добыче и переработке минерального сырья, производству тепло- и электроэнергии, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Для выхода из сложной ситуации на рынке труда Тувы целесообразно использовать специальные инструменты регулирования регионального развития: формирование кластеров, особых экономических зон, целевых зон территориального развития. Это позволит предупредить рост безработицы, повысить занятость населения, снизить социальную напряженность в регионе, использовать адаптационные способности населения.

По данным центров занятости населения Республики Тыва на 19 июня 2020 г. численность безработных граждан, состоящих на учете, составило 17 629 человек, что по сравнению с АППГ увеличилось на 11 668 человек, или в 2,9 раз (2019 г. – 5961 человек). Уровень официально зарегистрированной безработицы в июне 2020 года составил 14,8 %. Прирост количества зарегистрированных граждан в качестве безработных с 1 мая по 19 июня 2020 г. составил 8439 человек (на 1 мая текущего года 9190 человек).

К концу февраля 2022 г. численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, составила 11,1 тыс. человек, из них 10,7 тыс. человек имели статус безработного, в том числе 4,2 тыс. человек получали пособие по безработице. Уровень официально зарегистрированной безработицы в процентах от численности рабочей силы на конец февраля 2022 г. 8,4 %. На 1 января 2022 г. численность постоянного населения Республики Тыва составила 332,6 тыс. человек и по сравнению с 1 января 2021 г. увеличилась на 2,2 тыс. человек.

Согласно данным Красноярскстата, по итогам выборочного обследования рабочей силы в марте-мае 2022 г. уровень безработицы составил 9,3 % с уменьшением на 9,1 % процентных пункта по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года (2021 год – 18,4 %).

Общая численность безработных составила 12,0 тыс. человек со снижением на 12,7 тыс. человек по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года (2021 год – 24,7 тыс. человек).

По уровню общей безработицы по итогам мая 2022 г., согласно данным Росстата РФ, среди 85-ти субъектов Тува занимает 79-е место. Показатели улучшились на 4 позиции.

Улучшения показателей регионального рынка труда удалось достичь за счет реализации мероприятий государственной программы Республики Тыва «Содействие занятости населения на 2022–2024 годы» и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. За счет мероприятий государственной программы за I полугодие удалось трудоустроить 4,9 тыс. человек, в том числе на постоянные работы 2,0 тыс. человек, на временные – 2,7 тыс. человек.

В рамках национального проекта «Демография» на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное за I полугодие получено 878 заявок на участие в мероприятии от отдельных категорий граждан, из которых одобрены 334, из числа одобренных приступили к обучению – 179 чел., завершили обучение 48 человек.

Республика Тыва относится к регионам, где наблюдается прирост населения. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2022 г. в Республике Тыва проживает 337 тыс. человек. По сравнению с переписью 2010 г. численность населения увеличилась на 9,4 %. Причем 184 тыс. проживают в городах, а в селе – 153 тыс. человек.

Согласно прогнозным расчетам Красноярскстата, предположительная численность населения Республики Тыва в 2025 г. составит 341,9 тыс. человек. Количество экономически активного населения в 2025 г. ежегодно будет увеличиваться и составит 139,3 тыс. человек.

В Туве существует «Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва». Фонд является некоммерческой организацией, основная цель которой – создание условий для развития предпринимательства в Республике Тыва.

Так, в Кызыле с 4 по 6 августа 2022 г. проходил обучающийся курс молодых предпринимателей до 25 лет по программе «Азбука предпринимательства». Желающих получить новые знания по открытию и развитию собственного дела оказалось более 30 человек. Молодые предприниматели могут получить грант от Министерства Республики Тыва (от 100 до 500 тыс. рублей).

В Тоджинском кожууне в сентябре 2022 г. проводилась бизнес-консультация по развитию малого предпринимательства. Совместно с Министерством экономического развития и промышленности РТ, Фонда поддержки предпринимательства РТ и специалистов Центра занятости населения республики проводилась консультация граждан о самозанятости.

В Республике Тыва реализуются и другие проекты, такие как «Шаги к благополучию», «Корова-кормилица», «Социальный картофель», «Социальный уголь», «Кыштаг для молодой семьи», «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», «Таежное село», «Финансово грамотная Тува», «Дук», «Создание мини-цехов по переработке шкур» и другие, которые направлены на повышение благосостояния и качества жизни семей.